В статье автор рассматривает влияние различных стилей музыки на организм человека. Проводит эксперименты, которые доказывают, что музыка по-разному влияет на пульс и давление человека, как основные показатели здоровья организма.
Ключевые слова: классическая музыка, поп-музыка, рок- музыка, артериальное давление, пульс.
Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека.
В. А. Сухомлинский
Музыка в моей жизни играет важную роль. В зависимости от настроения слушаю разные песни и мелодии.
Данная тема особенно актуальна внаши дни, когда музыка окружает нас со всех сторон. Мы слышим музыку с различных устройств: телевизоров, радио, телефонов. Дома я все делаю под музыку. Я заметил, что одни мелодии приятно слушать, от них улучшается настроение, а другие — раздражают, начинает болеть голова. Значит, музыка может влиять на настроение, на поведение человека? Человек всегда хочет быть здоровым и сильным, потому что здоровье — самая важная ценность в жизни. А как укрепить и сохранить своё здоровье? Для этого надо соблюдать режим дня, правильно питаться, больше гулять на свежем воздухе, заниматься спортом, посещать спортивные секции. Поэтому, я решил исследовать вопрос о том, каким образом влияет музыка на пульс и давление человека, как основные показатели здоровья организма.
Объект исследования: музыка.
Предмет исследования: влияние музыки на давление и пульс человека.
Цель исследования: выяснить, как различные типы музыки влияют на пульс и давление человека.
Выдвигаем гипотезу: если прослушать разные стили музыки, то можно предположить, что они будут по-разному влиять на пульс и давление человека.
Для начала рассмотрим основные показатели здоровья человека.
Артериальное давление (АД) — это сила, которую оказывает кровяной поток на стенки сосудов. Показатели АД зависят от того с какой скоростью и силой работает сердце человека, а также и общего объема крови, которую оно способно пропустить через себя в течение минуты. [2]
Пульс (pulsus, лат. «удар») — это колебательное движение стенок артерий, возникающее в зависимости от сокращений сердца и эластичности стенок сосудов. Частота пульса/частота сердечных сокращений рассчитываются как количество ударов/сокращений за одну минуту. [4]
Изучив теоретический материал, мы перешли к практическому исследованию темы. Для этого мы составили анкету для учащихся моего класса. В нашем классе 24 ученика. Мы предложили одноклассникам ответить на 5 вопросов. В опросе приняло участие 22 человека.
Подведём итоги по результатам опроса.
Вопрос № 1 представлен на диаграмме 1.
Рис. 1
Вопрос№ 2 представлен на диаграмме 2.
Рис. 2
Вопрос № 3 представлен на диаграмме 3.
Рис. 3
Вопрос № 4 представлен на диаграмме 4.
Рис. 4
Вопрос № 5 представлен на диаграмме 5.
Рис. 5
Вывод: большей части одноклассников нравится слушать музыку, их настроение меняется. Мы выяснили, какие музыкальные стили привлекают детей: большинство — слушают поп-музыку. Дети считают, что музыка может влиять на организм человека. Мы решили провести эксперимент и наглядно в этом убедиться.
Эксперимент № 1 «Влияние музыки на настроение и пульс учащихся в состоянии покоя »
Цель эксперимента заключалась в том, чтобы проанализировать, как воспринимают младшие школьники музыку разных направлений.
Эксперимент проводился в течении 3-х дней. В первый день всем участникам эксперимента было предложено самостоятельно измерить свой пульс в течение 1 минуты и записать полученные данные на листик. Затем прослушать классическую музыку и снова измерить свой пульс и записать данные.
На следующий день участники снова измерили свой пульс и записали данные на листик. Затем все прослушали популярную музыку, измерили свой пульс и записали результаты.
На третий день участники эксперимента опять измерили свой пульс и прослушали несколько композиций тяжелого рок-металла. Я собрал листы с данными, для обработки.
Сведем данные нашего исследования в таблице 1.
Таблица 1
№ |
Ф.И. учащихся |
Классическая музыка |
Поп — музыка |
Рок — музыка |
|||
Пульс |
Пульс |
Пульс |
|||||
до |
после |
до |
после |
до |
после |
||
1. |
Матвей Б. |
85 |
83 |
80 |
84 |
88 |
99 |
2. |
Дмитрий Б. |
84 |
83 |
91 |
95 |
90 |
102 |
3. |
Елена Б. |
78 |
79 |
78 |
84 |
85 |
102 |
4. |
Вера В. |
75 |
75 |
79 |
82 |
84 |
103 |
5. |
Алёша В. |
81 |
80 |
85 |
91 |
79 |
88 |
6. |
Елизавета Г. |
80 |
81 |
76 |
79 |
83 |
95 |
7. |
Виктор К. |
82 |
81 |
82 |
87 |
79 |
94 |
8. |
Константин К. |
79 |
79 |
80 |
84 |
87 |
96 |
9. |
Мария Л. |
82 |
80 |
88 |
92 |
90 |
104 |
10. |
Ангелина Л. |
81 |
78 |
87 |
90 |
90 |
101 |
11. |
Ева Н. |
78 |
78 |
83 |
85 |
86 |
105 |
12. |
Алексия Н. |
84 |
82 |
80 |
84 |
76 |
98 |
13 |
Александр О. |
82 |
78 |
86 |
90 |
77 |
93 |
14. |
София П. |
82 |
79 |
90 |
93 |
87 |
100 |
15. |
Александр П. |
76 |
78 |
92 |
96 |
88 |
102 |
16. |
Андрей С. |
77 |
78 |
89 |
95 |
85 |
100 |
17. |
Егор С. |
75 |
75 |
84 |
88 |
78 |
96 |
18. |
Олег Т. |
83 |
82 |
77 |
81 |
90 |
106 |
19. |
Дарья Ф. |
80 |
79 |
79 |
83 |
82 |
91 |
20. |
Татьяна Х. |
81 |
78 |
79 |
80 |
80 |
87 |
21. |
Святослав Ч. |
77 |
76 |
76 |
79 |
76 |
81 |
22. |
Анна Ю. |
78 |
78 |
78 |
81 |
78 |
92 |
Полученные результаты:
- После прослушивания классической музыки у большинства детей пульс стал спокойнее или остался практически на том же уровне. Еще хочу заметить, что во время прослушивания классической музыки все успокоились, на лице появилась улыбка, в классе стало очень тихо, слышна была только симфония Моцарта.
- После прослушивания популярной музыки у всех учащихся пульс возрос до 6 ударов. Но, хочу заметить, что во время эксперимента, настроение у всех поднялось, в классе стало очень весело, кто-то подпевал, а кто-то даже пританцовывал.
- После прослушивания рок- музыки у всех моих одноклассников пульс значительно возрос до 22 ударов. Также, хочу заметить, что большей части учеников музыка не понравилась, некоторые затыкали уши, кто-то передразнивал исполнителя. Пару человек, после проведения эксперимента, пожаловались на головную боль.
Вывод : проведённый нами эксперимент доказал, что музыка может влиять на настроение и частоту пульса человека в состоянии покоя.
Эксперимент № 2 «Влияние музыки на пульс и давление после физических нагрузок »
Цель эксперимента заключалась в том, чтобы проанализировать, как музыка разных направлений влияет на частоту пульса и давление человека после физических нагрузок.
Мне стало интересно, а помогает ли музыка нормализовать давление и пульс человека после физических нагрузок. У меня дома есть орбитрек (спортивный тренажер, сочетающий в себе, беговую дорожку, велосипед и степпер) и мне пришла идея использовать именно его для проведения эксперимента.
В эксперименте вместе со мной участвовали мои родители. Также для его проведения я использовал автоматический тонометр (аппарат для измерения давления и пульса.)
Эксперимент проводился в течении 4-х дней, вечером в 20.00 ч. Каждый из участников по очереди, сначала измерял себе давление и пульс, потом занимался 15 минут на орбитреке, затем измерял давление и пульс, потом слушал 2 минуты музыку в наушниках и по окончании снова измерял давление и пульс. Все результаты измерений записывали в блокнот. Первый день слушали, после занятия на орбитреке, классическую музыку, второй — популярную, третий — тяжелый металл и четвертый день после занятия просто 2 минуты отдыхали в тишине.
Все участники слушали одни и те же мелодии. Было выбрано 3 музыкальных направления:
1) Классическая музыка (Вольфганг Амадей Моцарт –Симфония № 40);
2) Популярная веселая музыка (Верка Сердючка –Чита дрита);
3) Тяжелый металл (Iron Maiden — The Wicker Man).
Сведем данные нашего исследования в таблице 2.
Таблица 2
Моцарт (классическая музыка) |
Верка Сердючка (попса) |
Cannibal Corpse (тяжелый металл) |
Без музыки |
|||||||||
Давление |
Пульс |
Давление |
Пульс |
Давление |
Пульс |
Давление |
Пульс |
|||||
Верхнее |
Нижнее |
Верхнее |
Нижнее |
Верхнее |
Нижнее |
Верхнее |
Нижнее |
|||||
Папа (36 лет) |
116 |
70 |
71 |
115 |
69 |
66 |
115 |
68 |
55 |
118 |
78 |
61 |
128 |
80 |
98 |
139 |
64 |
68 |
127 |
79 |
58 |
139 |
74 |
69 |
|
120 |
72 |
102 |
118 |
79 |
76 |
126 |
75 |
63 |
132 |
65 |
68 |
|
Мама (35 лет) |
108 |
77 |
71 |
120 |
85 |
74 |
110 |
77 |
83 |
125 |
94 |
81 |
147 |
73 |
100 |
136 |
88 |
115 |
136 |
90 |
102 |
129 |
86 |
107 |
|
118 |
77 |
103 |
125 |
89 |
116 |
131 |
88 |
105 |
127 |
95 |
105 |
|
Иван (10 лет) |
99 |
68 |
83 |
110 |
74 |
71 |
88 |
52 |
86 |
103 |
47 |
84 |
128 |
45 |
82 |
120 |
67 |
76 |
99 |
63 |
96 |
119 |
56 |
94 |
|
98 |
67 |
93 |
110 |
85 |
87 |
95 |
63 |
97 |
112 |
62 |
92 |
|
Полученные результаты:
- После прослушивания классической музыки у всех участников эксперимента давление верхнее и нижнее практически вернулось к изначальному, нормализовалось. А вот пульс повысился.
- После прослушивания Верки Сердючки (попса) у всех участников эксперимента верхнее давление практически вернулось к изначальному, а вот нижнее давление (сердечное) и пульс наоборот увеличились.
- После прослушивания тяжелого металла у всех участников эксперимента верхнее и нижнее давление практически не поменялось по сравнению с показателями после занятия на тренажере, то есть осталось высоким. Пульс также возрос еще выше.
- После двух минут тишины сразу после занятия на тренажере у всех участников эксперимента неоднозначные значения. Если посмотреть на показатели, то они не очень хорошие. Давление или слишком низкое или наоборот высокое. Пульс остался практически на том же уровне.
Вывод: проведённый нами эксперимент доказал, что музыка может влиять на частоту пульса и давление человека после физических нагрузок.
Выводы:
Сила музыки способна как положительно воздействовать на организм человека, так и негативно.
Самое положительное влияние на человека оказывает классическая музыка. Ученые приписывают классическим произведениям просто чудодейственный эффект. Наше исследование показало, что классическая музыка понижает и нормализует давление, а пульс слегка повышается.
Долго слушать группы, играющие в стиле рок и металл, нежелательно. Наше исследование подтвердило, что рок-музыка негативно повлияла на организм детей: у них участился пульс, у некоторых разболелась голова.
Итак, наша гипотеза подтвердилась: разные стили музыки оказывают разное воздействие на организм человека, в частности на давление и пульс человека.
Изучив литературу и проведя эксперименты, я для себя решил больше слушать классическую музыку, так как она благотворно влияет на организм человека.
Литература:
- Петренко С. А. Психология здоровья. — М.: МОДЭК, 1996.
- Журнал «Здоровье». Давление человека: возрастные показатели, как правильно его измерять и причины отклонений от нормы. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.delfi.lv/zhurnal/zdorovje/47572471_davlenie-cheloveka-vozrastnye-pokazateli-kak-pravilno-ego-izmeryat-i-prichiny-otklonenij-ot-normy
- Музыка и дети. Лукьянова Н. В. Электронный ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/muzyka-i-deti
4. Пульс. Каким он должен быть у здорового человека? Электронный ресурс. Режим доступа: https://expert-clinica.ru/blog/puls-kakim-on-dolzhen-byt-u-zdorovogo-cheloveka