Влияние шума на здоровье школьников | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №3 (23) март 2019 г.

Дата публикации: 29.03.2019

Статья просмотрена: 578 раз

Библиографическое описание:

Козенко, С. Н. Влияние шума на здоровье школьников / С. Н. Козенко, Т. К. Сальникова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 3.1 (23.1). — С. 40-41. — URL: https://moluch.ru/young/archive/23/1442/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

Актуальность: шум довольно распространен в наши дни. Это звук, в котором изменение акустического давления, воспринимаемое ухом, беспорядочно и повторяется через разные промежутки времени. Как и все физические явления, шум имеет и положительные качества и отрицательные. Человек слушает приятную музыку, чтобы расслабиться, снять усталость, поднять себе настроение. Отсюда можно сказать, что шум оказывает благотворное влияние на нас. Но шум имеет много вредных и опасных для человека свойств. Наиболее распространённые симптомы шумового влияния — раздражительность, рассеянность. Шумовое загрязнение ограничивает продолжительность труда, приводит к преждевременному расстройству и разрушению слухового аппарата, вызывает у человека различные болезни.

Цель работы: изучить влияние шума на здоровье человека.

Объект исследования: шум как звуковое явление.

Предмет исследования: воздействие шума на организм человека.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

                   Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.

                   Выяснить, каково влияние шума на физиологическое состояние школьника.

                   Определить, как шум воздействует на качество внимания школьника.

                   Разработать здоровьесберегающие рекомендации для учащихся.

Гипотеза: учащиеся могут обезопасить себя от вредного воздействия шума и повысить умственную работоспособность, если:

                   получат знания об особенностях звука и его влиянии на слух человека;

                   понизят «шумовое загрязнение» на переменах;

                   внимательно отнесутся к рекомендациям, разработанным в ходе выполнения исследовательской работы.

методы исследования:

                   теоретический анализ научной литературы;

                   опытно-экспериментальная работа;

                   наблюдение, беседа, анкетирование;

                   количественный и качественный анализ полученных результатов.

В ходе исследования использованы следующие методики:

                 Аудиометрия (от лат. audio — слышу и греч. metreo — измеряю) — измерение остроты слуха.

                 “Корректурная проба” (тест Бурдона)

Эта методика была разработана и предложена к использованию психологом из Франции Б. Бурдоном еще в 1895 году. Она и по сей день пользуется большой популярностью в силу своей простоты и универсальности.

Описание методик в приложениях

Звук как физическое явление представляет собой механическое колебание упругой среды (воздушной, жидкой и твердой) в диапазоне слышимых частот. Ухо человека воспринимает колебания с частотой от 16 до 20000 Герц (Гц).

Звук имеет два различимых качества: высота тона и громкость

Учёные выделяют такое понятие как «шумовое загрязнение»– шум, воспринимаемый человеком в качестве помехи, один из вариантов физического загрязнения среды. Единица измерения шумового загрязнения — децибел. Шепот — это 20–40 дБ, обычный разговор — 50–70 дБ, транспортный шум оживленной городской магистрали — 120 дБ.

Чтобы доказать, что шум воздействует на здоровье школьников, я провел несколько экспериментов.

  1.                Эксперимент № 1. «Определение остроты слуха»

Способом аудиометрия

Оценка результатов: из 12 учащихся 8–9 класса

нормальный слух имеют 7 учащихся, что составляет — 58 %

у 5 учащихся острота слуха ниже нормы, что составляет — 42 %

Слух понижен у каждого четвертого испытуемого.

  1.           Эксперимент  2 «Влияние шума на физиологическое состояние школьников»

Оценка результатов

До начала исследования у всех участников двух групп было измерено давление, пульс. В среднем у учащихся: пульс — 67 ударов в минуту, давление — 116/75. После того как группы послушали музыку были получены следующие результаты: пульс 81, давление 130/85.

  1.                Эксперимент  3.

Тест на внимательность

Способом “Корректурная проба” (тест Бурдона)

                   В тексте, который представлял собой набор букв, ученики должны были вычеркивать букву, с которой начинается каждая строка

                   Такое задание выполнялось школьниками в два этапа:

  1.               После отдыха, в спокойной обстановке, без каких-либо воздействий
  2.               После временного воздействия громкой ритмичной музыки.

Оценка результатов:

В среднем до воздействия громкой музыки учениками было допущено 6 % ошибок. После воздействия громкой музыки число ошибок увеличилось до 16 %.

Особую опасность представляют наушники. Громкость звука может достигать 100–114 дБ. Здоровые барабанные перепонки без ущерба могут переносить громкость в 110 дБ максимум в течение 1,5 минуты.

Для определения количества учеников, у которых есть наушники и как часто они находятся под воздействием шума, было проведено анкетирование. Вопросы анкеты на слайде.

Оценка результатов

                   75 % учащихся 8–9 класса регулярно используют наушники;

                   85 % учащихся 8–9 класса предпочитают слушать Реп или Рок;

                   75 % учащихся 8–9 класса могут засыпать под громкую музыку.

Все это приводит к снижению слуха, которое может проявиться после 25 лет, если не изменить свои привычки учащимся.

  1.               Рекомендации школьникам по защите от шума

                   Не говорите слишком громко (не кричите) на переменах.

                   Не включайте громко телевизор, музыкальные центры.

                   Не слушайте музыку через наушники продолжительное время, иначе с возрастом вы вынуждены будете пользоваться слуховыми аппаратами.

                   На дискотеке постарайтесь находиться подальше от акустических колонок.

                   Отдыхайте в выходные дни на природе («слушайте тишину»).

Терпимо относитесь к людям с пониженным слухом

  1.               Практическая значимость исследования.

О полученных результатах я сообщил испытуемым школьникам. Многие из них были шокированы. Рекомендации были распечатаны и розданы всем школьникам и классным руководителям. Информация полезна при проведении классных часов и родительских собраний. Для более достоверных данных о качестве слуха школьников я планирую обследовать остальных учащихся.

  1.               Выводы
  1.               Чрезмерный шум — одна из важнейших проблем. Его вредное воздействие на организм совершается незаметно. Нарушения в организме обнаруживаются не сразу. К тому же организм человека против шума практически беззащитен.
  2.               С гигиенических позиций относительно комфортным считается акустический режим при уровне звука до 60 дБ. Чрезмерный шум способствует снижению качества внимания школьника, и это плохо сказывается на его успеваемости.
  3.               Чтобы обезопасить себя от ненужных звуков в школе, не следует кричать на переменах, включать музыку на полную мощность.
  4.               На улице нельзя слишком громко включать наушники, т. к. на уличный шум, ставший уже обыденным, будет накладываться музыка, и тем самым превысит допустимую норму.
  5.               Полностью оградить себя от шума невозможно, но мы можем сами уменьшить его влияние на себя и окружающих.

 

Литература:

 

  1.              Кузнецов В. Н. Экология М.: Дрофа 2002г.
  2.              Суворов Г. А., Прокопенко Л. В., Якимова Л. Д., Шум и здоровье (эколого-гигиенические проблемы). М.: Союз, 1996г.
  3.              Влияние шумов на здоровье человека http://tmn.fio.ru/works/40x/311/p02.htm
  4.               Факторы здоровья: http://schools.keldysh.ru/labmro/web2002/proekt1/zaklych.htm
Основные термины (генерируются автоматически): оценка результатов, шум, громкая музыка, Влияние шума, учащийся, научная литература, чрезмерный шум, шумовое загрязнение, воздействие шума, организм человека.


Задать вопрос