Актуальность: шум довольно распространен в наши дни. Это звук, в котором изменение акустического давления, воспринимаемое ухом, беспорядочно и повторяется через разные промежутки времени. Как и все физические явления, шум имеет и положительные качества и отрицательные. Человек слушает приятную музыку, чтобы расслабиться, снять усталость, поднять себе настроение. Отсюда можно сказать, что шум оказывает благотворное влияние на нас. Но шум имеет много вредных и опасных для человека свойств. Наиболее распространённые симптомы шумового влияния — раздражительность, рассеянность. Шумовое загрязнение ограничивает продолжительность труда, приводит к преждевременному расстройству и разрушению слухового аппарата, вызывает у человека различные болезни.
Цель работы: изучить влияние шума на здоровье человека.
Объект исследования: шум как звуковое явление.
Предмет исследования: воздействие шума на организм человека.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
Выяснить, каково влияние шума на физиологическое состояние школьника.
Определить, как шум воздействует на качество внимания школьника.
Разработать здоровьесберегающие рекомендации для учащихся.
Гипотеза: учащиеся могут обезопасить себя от вредного воздействия шума и повысить умственную работоспособность, если:
получат знания об особенностях звука и его влиянии на слух человека;
понизят «шумовое загрязнение» на переменах;
внимательно отнесутся к рекомендациям, разработанным в ходе выполнения исследовательской работы.
методы исследования:
теоретический анализ научной литературы;
опытно-экспериментальная работа;
наблюдение, беседа, анкетирование;
количественный и качественный анализ полученных результатов.
В ходе исследования использованы следующие методики:
Аудиометрия (от лат. audio — слышу и греч. metreo — измеряю) — измерение остроты слуха.
“Корректурная проба” (тест Бурдона)
Эта методика была разработана и предложена к использованию психологом из Франции Б. Бурдоном еще в 1895 году. Она и по сей день пользуется большой популярностью в силу своей простоты и универсальности.
Описание методик в приложениях
Звук как физическое явление представляет собой механическое колебание упругой среды (воздушной, жидкой и твердой) в диапазоне слышимых частот. Ухо человека воспринимает колебания с частотой от 16 до 20000 Герц (Гц).
Звук имеет два различимых качества: высота тона и громкость
Учёные выделяют такое понятие как «шумовое загрязнение»– шум, воспринимаемый человеком в качестве помехи, один из вариантов физического загрязнения среды. Единица измерения шумового загрязнения — децибел. Шепот — это 20–40 дБ, обычный разговор — 50–70 дБ, транспортный шум оживленной городской магистрали — 120 дБ.
Чтобы доказать, что шум воздействует на здоровье школьников, я провел несколько экспериментов.
- Эксперимент № 1. «Определение остроты слуха»
Способом аудиометрия
Оценка результатов: из 12 учащихся 8–9 класса
нормальный слух имеют 7 учащихся, что составляет — 58 %
у 5 учащихся острота слуха ниже нормы, что составляет — 42 %
Слух понижен у каждого четвертого испытуемого.
- Эксперимент № 2 «Влияние шума на физиологическое состояние школьников»
Оценка результатов
До начала исследования у всех участников двух групп было измерено давление, пульс. В среднем у учащихся: пульс — 67 ударов в минуту, давление — 116/75. После того как группы послушали музыку были получены следующие результаты: пульс 81, давление 130/85.
- Эксперимент № 3.
Тест на внимательность
Способом “Корректурная проба” (тест Бурдона)
В тексте, который представлял собой набор букв, ученики должны были вычеркивать букву, с которой начинается каждая строка
Такое задание выполнялось школьниками в два этапа:
- После отдыха, в спокойной обстановке, без каких-либо воздействий
- После временного воздействия громкой ритмичной музыки.
Оценка результатов:
В среднем до воздействия громкой музыки учениками было допущено 6 % ошибок. После воздействия громкой музыки число ошибок увеличилось до 16 %.
Особую опасность представляют наушники. Громкость звука может достигать 100–114 дБ. Здоровые барабанные перепонки без ущерба могут переносить громкость в 110 дБ максимум в течение 1,5 минуты.
Для определения количества учеников, у которых есть наушники и как часто они находятся под воздействием шума, было проведено анкетирование. Вопросы анкеты на слайде.
Оценка результатов
75 % учащихся 8–9 класса регулярно используют наушники;
85 % учащихся 8–9 класса предпочитают слушать Реп или Рок;
75 % учащихся 8–9 класса могут засыпать под громкую музыку.
Все это приводит к снижению слуха, которое может проявиться после 25 лет, если не изменить свои привычки учащимся.
- Рекомендации школьникам по защите от шума
Не говорите слишком громко (не кричите) на переменах.
Не включайте громко телевизор, музыкальные центры.
Не слушайте музыку через наушники продолжительное время, иначе с возрастом вы вынуждены будете пользоваться слуховыми аппаратами.
На дискотеке постарайтесь находиться подальше от акустических колонок.
Отдыхайте в выходные дни на природе («слушайте тишину»).
Терпимо относитесь к людям с пониженным слухом
- Практическая значимость исследования.
О полученных результатах я сообщил испытуемым школьникам. Многие из них были шокированы. Рекомендации были распечатаны и розданы всем школьникам и классным руководителям. Информация полезна при проведении классных часов и родительских собраний. Для более достоверных данных о качестве слуха школьников я планирую обследовать остальных учащихся.
- Выводы
- Чрезмерный шум — одна из важнейших проблем. Его вредное воздействие на организм совершается незаметно. Нарушения в организме обнаруживаются не сразу. К тому же организм человека против шума практически беззащитен.
- С гигиенических позиций относительно комфортным считается акустический режим при уровне звука до 60 дБ. Чрезмерный шум способствует снижению качества внимания школьника, и это плохо сказывается на его успеваемости.
- Чтобы обезопасить себя от ненужных звуков в школе, не следует кричать на переменах, включать музыку на полную мощность.
- На улице нельзя слишком громко включать наушники, т. к. на уличный шум, ставший уже обыденным, будет накладываться музыка, и тем самым превысит допустимую норму.
- Полностью оградить себя от шума невозможно, но мы можем сами уменьшить его влияние на себя и окружающих.
Литература:
- Кузнецов В. Н. Экология М.: Дрофа 2002г.
- Суворов Г. А., Прокопенко Л. В., Якимова Л. Д., Шум и здоровье (эколого-гигиенические проблемы). М.: Союз, 1996г.
- Влияние шумов на здоровье человека http://tmn.fio.ru/works/40x/311/p02.htm
- Факторы здоровья: http://schools.keldysh.ru/labmro/web2002/proekt1/zaklych.htm