Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Влияние шума на здоровье школьников

Спецвыпуск
29.03.2019
650
Поделиться
Библиографическое описание
Козенко, С. Н. Влияние шума на здоровье школьников / С. Н. Козенко, Т. К. Сальникова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 3.1 (23.1). — С. 40-41. — URL: https://moluch.ru/young/archive/23/1442/.


 

Актуальность: шум довольно распространен в наши дни. Это звук, в котором изменение акустического давления, воспринимаемое ухом, беспорядочно и повторяется через разные промежутки времени. Как и все физические явления, шум имеет и положительные качества и отрицательные. Человек слушает приятную музыку, чтобы расслабиться, снять усталость, поднять себе настроение. Отсюда можно сказать, что шум оказывает благотворное влияние на нас. Но шум имеет много вредных и опасных для человека свойств. Наиболее распространённые симптомы шумового влияния — раздражительность, рассеянность. Шумовое загрязнение ограничивает продолжительность труда, приводит к преждевременному расстройству и разрушению слухового аппарата, вызывает у человека различные болезни.

Цель работы: изучить влияние шума на здоровье человека.

Объект исследования: шум как звуковое явление.

Предмет исследования: воздействие шума на организм человека.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

                   Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.

                   Выяснить, каково влияние шума на физиологическое состояние школьника.

                   Определить, как шум воздействует на качество внимания школьника.

                   Разработать здоровьесберегающие рекомендации для учащихся.

Гипотеза: учащиеся могут обезопасить себя от вредного воздействия шума и повысить умственную работоспособность, если:

                   получат знания об особенностях звука и его влиянии на слух человека;

                   понизят «шумовое загрязнение» на переменах;

                   внимательно отнесутся к рекомендациям, разработанным в ходе выполнения исследовательской работы.

методы исследования:

                   теоретический анализ научной литературы;

                   опытно-экспериментальная работа;

                   наблюдение, беседа, анкетирование;

                   количественный и качественный анализ полученных результатов.

В ходе исследования использованы следующие методики:

                 Аудиометрия (от лат. audio — слышу и греч. metreo — измеряю) — измерение остроты слуха.

                 “Корректурная проба” (тест Бурдона)

Эта методика была разработана и предложена к использованию психологом из Франции Б. Бурдоном еще в 1895 году. Она и по сей день пользуется большой популярностью в силу своей простоты и универсальности.

Описание методик в приложениях

Звук как физическое явление представляет собой механическое колебание упругой среды (воздушной, жидкой и твердой) в диапазоне слышимых частот. Ухо человека воспринимает колебания с частотой от 16 до 20000 Герц (Гц).

Звук имеет два различимых качества: высота тона и громкость

Учёные выделяют такое понятие как «шумовое загрязнение»– шум, воспринимаемый человеком в качестве помехи, один из вариантов физического загрязнения среды. Единица измерения шумового загрязнения — децибел. Шепот — это 20–40 дБ, обычный разговор — 50–70 дБ, транспортный шум оживленной городской магистрали — 120 дБ.

Чтобы доказать, что шум воздействует на здоровье школьников, я провел несколько экспериментов.

  1.                Эксперимент № 1. «Определение остроты слуха»

Способом аудиометрия

Оценка результатов: из 12 учащихся 8–9 класса

нормальный слух имеют 7 учащихся, что составляет — 58 %

у 5 учащихся острота слуха ниже нормы, что составляет — 42 %

Слух понижен у каждого четвертого испытуемого.

  1.           Эксперимент  2 «Влияние шума на физиологическое состояние школьников»

Оценка результатов

До начала исследования у всех участников двух групп было измерено давление, пульс. В среднем у учащихся: пульс — 67 ударов в минуту, давление — 116/75. После того как группы послушали музыку были получены следующие результаты: пульс 81, давление 130/85.

  1.                Эксперимент  3.

Тест на внимательность

Способом “Корректурная проба” (тест Бурдона)

                   В тексте, который представлял собой набор букв, ученики должны были вычеркивать букву, с которой начинается каждая строка

                   Такое задание выполнялось школьниками в два этапа:

  1.               После отдыха, в спокойной обстановке, без каких-либо воздействий
  2.               После временного воздействия громкой ритмичной музыки.

Оценка результатов:

В среднем до воздействия громкой музыки учениками было допущено 6 % ошибок. После воздействия громкой музыки число ошибок увеличилось до 16 %.

Особую опасность представляют наушники. Громкость звука может достигать 100–114 дБ. Здоровые барабанные перепонки без ущерба могут переносить громкость в 110 дБ максимум в течение 1,5 минуты.

Для определения количества учеников, у которых есть наушники и как часто они находятся под воздействием шума, было проведено анкетирование. Вопросы анкеты на слайде.

Оценка результатов

                   75 % учащихся 8–9 класса регулярно используют наушники;

                   85 % учащихся 8–9 класса предпочитают слушать Реп или Рок;

                   75 % учащихся 8–9 класса могут засыпать под громкую музыку.

Все это приводит к снижению слуха, которое может проявиться после 25 лет, если не изменить свои привычки учащимся.

  1.               Рекомендации школьникам по защите от шума

                   Не говорите слишком громко (не кричите) на переменах.

                   Не включайте громко телевизор, музыкальные центры.

                   Не слушайте музыку через наушники продолжительное время, иначе с возрастом вы вынуждены будете пользоваться слуховыми аппаратами.

                   На дискотеке постарайтесь находиться подальше от акустических колонок.

                   Отдыхайте в выходные дни на природе («слушайте тишину»).

Терпимо относитесь к людям с пониженным слухом

  1.               Практическая значимость исследования.

О полученных результатах я сообщил испытуемым школьникам. Многие из них были шокированы. Рекомендации были распечатаны и розданы всем школьникам и классным руководителям. Информация полезна при проведении классных часов и родительских собраний. Для более достоверных данных о качестве слуха школьников я планирую обследовать остальных учащихся.

  1.               Выводы
  1.               Чрезмерный шум — одна из важнейших проблем. Его вредное воздействие на организм совершается незаметно. Нарушения в организме обнаруживаются не сразу. К тому же организм человека против шума практически беззащитен.
  2.               С гигиенических позиций относительно комфортным считается акустический режим при уровне звука до 60 дБ. Чрезмерный шум способствует снижению качества внимания школьника, и это плохо сказывается на его успеваемости.
  3.               Чтобы обезопасить себя от ненужных звуков в школе, не следует кричать на переменах, включать музыку на полную мощность.
  4.               На улице нельзя слишком громко включать наушники, т. к. на уличный шум, ставший уже обыденным, будет накладываться музыка, и тем самым превысит допустимую норму.
  5.               Полностью оградить себя от шума невозможно, но мы можем сами уменьшить его влияние на себя и окружающих.

 

Литература:

 

  1.              Кузнецов В. Н. Экология М.: Дрофа 2002г.
  2.              Суворов Г. А., Прокопенко Л. В., Якимова Л. Д., Шум и здоровье (эколого-гигиенические проблемы). М.: Союз, 1996г.
  3.              Влияние шумов на здоровье человека http://tmn.fio.ru/works/40x/311/p02.htm
  4.               Факторы здоровья: http://schools.keldysh.ru/labmro/web2002/proekt1/zaklych.htm
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный