Объект исследования: учащиеся (возраст 17-18 лет). Предмет исследования: влияние стресса и структуры питания на уровень артериального давления (АД) у учащихся, проживающих в условиях Крайнего Севера. Мы сделали предположение о том, что возможно на уровень АД учащихся влияют уровень стресса и специфика питания в условиях Крайнего Севера.
С 24 по 28 октября 2016 года проведён I этап измерения АД (конец 1 четверти) у группы учащихся 11-х классов (6 человек); с 07 по 11 ноября 2016 года – II этап измерения АД (начало 2 четверти).
07 ноября и 18 ноября 2016 года проведено анкетирование группы учащихся, участвующих в исследовании и эксперименте. Анкетирование включает два пункта:
А. экспресс-диагностику уровня стресса; Б. характеристику потребления пищевых продуктов и напитков. Пользуясь шкалой Ридера [1], подсчитали уровень стресса у участников исследования.
С 14 по 18 ноября 2016 года провели III этап эксперимента. Измерение давления на всех трёх этапах проводилось в школе после 6 урока. У учащихся контрольной группы (3 человека) рацион питания остался без изменения, учащиеся экспериментальной группы (3 человека) внесли коррективы в свой рацион питания. Употребляли северные продукты: бруснику, клюкву, шиповник, оленину, рыбу. 18 ноября 2016 года по окончании эксперимента измерили АД у учащихся.
Для выявления корреляции между уровнем АД и массой тела участников исследования определяли индекс массы тела по формуле Кетле: ИМТ=М/Н2 (кг/м2) [2].
В результате изучения теоретического материала, медицинской терминологии, проведённых наблюдений и исследований нами сделаны следующие выводы:
- Выявлена положительная корреляция между уровнем стресса участников и систолическим давлением, слабая зависимость между диастолическим давлением и уровнем стресса.
- Выявлена значимая корреляция артериального давления с 9 категориями продуктов.
- Выявлена отрицательная корреляция между уровнем артериального давления и частотой употребления местной рыбы.
- Выявлена отрицательная корреляция между уровнем систолического давления и частотой употребления дикоросов (брусники, клюквы, шиповника).
- На уровень артериального давления у учащихся влияют: несбалансированный рацион питания, стрессовые ситуации.
Ключевые слова: артериальное давление (систолическое, диастолическое), уровень стресса, структура питания, корреляция, индекс массы тела, гипотонические, гипертонические состояния, гипотония, гипертония.
Введение. Цель: изучение влияния стресса и структуры питания на уровень артериального давления у учащихся, проживающих в условиях Крайнего Севера. Для достижения цели решались задачи: изучить медицинскую терминологию; набрать группу учащихся для проведения исследования, эксперимента; провести контроль за уровнем артериального давления у учащихся – участников исследования; определить корреляцию артериального давления со следующими факторами: уровень стресса, частота употребления различных категорий продуктов, индекс массы тела; провести математическую обработку, вербальный и графический анализ данных.
У любого, даже абсолютно здорового человека, артериальное давление не бывает постоянно нормальным. Давление может повышаться, когда человек бежит, выполняет какую-нибудь физическую работу, эмоционально реагирует на различные жизненные ситуации. Но как только прекращается действие того или иного фактора, который послужил причиной повышения давления, оно приходит в норму в течение 5-10 минут. Если же давление снижается медленно или не снижается вообще, это может быть признаком развития гипертонической болезни.
Повышенное артериальное давление – основной фактор риска развития сосудистых заболеваний мозга, ишемической болезни сердца, сердечной и почечной недостаточности, поражений глаз. У многих людей это приводит к ухудшению памяти, потере речи, параличу, иногда – к тяжелой инвалидности и преждевременной смерти [3].
У детей и подростков повышение АД встречается в 5-10 % случаев. До пубертатного возраста повышение АД наблюдается чаще всего при заболеваниях почек (около 70 %), эндокринной системы, сердечно-сосудистой системы и т.д. В пубертатном периоде высокая частота артериальной гипертензии обусловлена гормональной перестройкой, при которой большое значение имеет увеличение продукции адреналина и альдостерона.
У детей школьного возраста артериальная гипертензия чаще встречается при вегетативно-сосудистой дистонии (ВСД), при которой у детей выражена эмоциональная лабильность, они предъявляют много жалоб: на плохое самочувствие, раздражительность, лёгкую утомляемость, боли в области сердца, головные боли и т.д. [4].
Большая умственная нагрузка, плохой сон, переедание в сочетании с малоподвижным образом жизни ведут к нарушению регуляции тонуса кровеносных сосудов, что вызывает гипотонические и гипертонические состояния, которые в дальнейшем развиваются в гипотонию или гипертонию [5].
Тема работы выбрана нами неслучайно, автор – ровесник учащихся-участников исследования и участник эксперимента. Предполагаем, что, зная показатели артериального давления, можно контролировать свои гипотонические и гипертонические состояния, поведенческие, эмоциональные ситуации, связанные со стрессом, такие как беспокойство, депрессия и др.
Материалы и методы. Методы исследования: статистический метод, анализ теоретического материала, изучение специальной терминологии; осциллометрический метод, анкетирование, экспресс-диагностика, эксперимент, наблюдение, метод корреляции, метод группировки показателей, математическая обработка, вербальный и графический анализ данных.
Методика проведения исследования:
- Набрать группу учащихся из 6 человек среди 11-х классов для проведения исследования и эксперимента.
- Вести контроль за уровнем артериального давления (АД) у учащихся в течение 5 дней в конце первой четверти и в течение 5 дней в начале второй четверти.
- Вести контроль за уровнем артериального давления у учащихся экспериментальной группы после внесения корректив в рацион питания.
- Провести экспресс-диагностику уровня стресса, анкетирование среди учащихся-участников исследования на предмет характера их питания в течение всего периода эксперимента.
Материал для проведения исследования.
1. Для измерения артериального давления (АД) осциллометрическим методом нами использован цифровой тонометр (сфигмоманометр).
2. При проведении экспресс – диагностики уровня стресса использована шкала психосоциального стресса Л. Ридера.
3. Для определения индекса массы тела использована формула Кетле: ИМТ=М/Н2 (кг/м2), где ИМТ – индекс массы тела, М – масса тела (кг), Н – рост (м).
4. Для выявления зависимости между показателями использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена [6]:
Результаты и обсуждение
В исследовании приняли участие 6 учащихся 11-х классов. Проведён контроль за уровнем АД у учащихся в течение 5 дней в конце первой четверти и в течение 5 дней в начале второй четверти; у учащихся экспериментальной группы – 3-й контроль после внесения корректив в рацион питания.
Таблица 1
Показатели артериального давления у учащихся на I этапе исследования
№ учащихся |
Дни недели |
|||||||||
24.10 |
25.10 |
26.10 |
27.10 |
28.10 |
||||||
СД |
ДД |
СД |
ДД |
СД |
ДД |
СД |
ДД |
СД |
ДД |
|
№1 |
114 |
68 |
118 |
65 |
116 |
64 |
110 |
54 |
116 |
63 |
№2 |
114 |
75 |
118 |
79 |
120 |
84 |
115 |
76 |
120 |
82 |
№3 |
124 |
70 |
123 |
73 |
110 |
72 |
125 |
81 |
127 |
74 |
№4 |
94 |
70 |
100 |
66 |
112 |
73 |
113 |
70 |
110 |
68 |
№5 |
105 |
72 |
110 |
71 |
113 |
60 |
122 |
70 |
110 |
72 |
№6 |
130 |
81 |
138 |
51 |
136 |
59 |
134 |
72 |
118 |
69 |
По данным анализа измерений АД у группы учащихся на I этапе составлены графики измерения систолического и диастолического давления у учащихся и гистограмма динамики АД.
Рис. 1. Динамика АД у учащихся на I этапе исследования, мм рт.ст.
Таблица 2
Показатели артериального давления у учащихся на II этапе исследования
№ учащихся |
Дни недели |
|||||||||
07.11 |
08.11 |
09.11 |
10.11 |
11.11 |
||||||
СД |
ДД |
СД |
ДД |
СД |
ДД |
СД |
ДД |
СД |
ДД |
|
№1 |
107 |
78 |
106 |
72 |
110 |
74 |
110 |
65 |
114 |
67 |
№2 |
108 |
76 |
111 |
78 |
116 |
77 |
114 |
75 |
116 |
79 |
№3 |
118 |
75 |
119 |
73 |
119 |
74 |
120 |
78 |
119 |
78 |
№4 |
100 |
60 |
100 |
61 |
108 |
63 |
106 |
62 |
109 |
65 |
№5 |
119 |
77 |
120 |
78 |
119 |
76 |
117 |
73 |
116 |
72 |
№6 |
111 |
73 |
121 |
72 |
122 |
75 |
118 |
76 |
123 |
78 |
По данным анализа измерений АД у группы учащихся на II этапе составлены графики измерения систолического и диастолического давления у учащихся и гистограмма динамики АД.
Рис.2. Динамика АД у учащихся на II этапе исследования, мм рт.ст.
По данным II этапа исследования (первая рабочая неделя 2 четверти после осенних каникул) наблюдаем, у участников №2,3,5,6 давление нормализовалось, у участников №1,4 показатели давления ниже нормы. Прослеживается нормализация давления у учащегося №6, у которого по результатам I этапа исследования было выявлено повышенное давление.
Таблица 3
Показатели АД у учащихся после проведения III этапа исследования
№ учащихся |
Дни недели |
|||||||||
14.11 |
15.11 |
16.11 |
17.11 |
18.11 |
||||||
СД |
ДД |
СД |
ДД |
СД |
ДД |
СД |
ДД |
СД |
ДД |
|
№1 |
119 |
76 |
115 |
70 |
120 |
78 |
112 |
60 |
119 |
80 |
№2 |
115 |
78 |
117 |
79 |
115 |
79 |
118 |
80 |
117 |
78 |
№3 |
119 |
75 |
117 |
73 |
118 |
72 |
118 |
73 |
119 |
73 |
№4 |
99 |
64 |
103 |
65 |
107 |
66 |
102 |
60 |
109 |
72 |
№5 |
120 |
76 |
118 |
74 |
120 |
76 |
119 |
77 |
118 |
77 |
№6 |
146 |
85 |
137 |
74 |
133 |
72 |
125 |
70 |
132 |
81 |
По данным анализа измерений АД у группы учащихся после проведения эксперимента составлены графики измерения систолического и диастолического давления у учащихся и гистограмма динамики АД.
Рис. 3. Динамика АД у учащихся на III этапе исследования, мм рт.ст.
07 ноября и 18 ноября 2016 года проведено анкетирование учащихся, участвующих в исследовании и эксперименте: провели экспресс-диагностику уровня стресса; составили характеристику потребления пищевых продуктов и напитков. Пользуясь шкалой Ридера, подсчитали уровень стресса у участников исследования.
Таблица 4
Показатели уровня стресса у участников исследования
Учащиеся |
Уровень стресса, в баллах |
|
№1 |
3,1 |
|
№2 |
2,4 |
|
№3 |
3,1 |
|
№4 |
2,7 |
|
№5 |
3 |
|
№6 |
3,7 |
|
Корреляция Спирмена |
СД |
0,64 |
ДД |
-0,217 |
|
По результатам анкетирования (п. Б) составили график (Рис. 4)
Рис. 4. Характеристика потребления пищевых продуктов и напитков
В таблице 5 показали зависимость между уровнем АД и категориями продуктов, употребляемых участниками исследования на I и II этапах исследования.
Таблица 5
Корреляция между уровнем АД и категориями продуктов, употребляемых участниками исследования на I и II этапах исследования
Категории продуктов |
Корреляция Спирмена |
|
с систолическим давлением |
с диастолическим давлением |
|
Морская рыба |
-0,162 |
-0,676 |
Ракообразные |
0,03 |
0,03 |
Пресноводная рыба из магазинов |
-0,112 |
-0,715 |
Рыба, выловленная в местных водоёмах |
0,667 |
0,152 |
Рис и продукция из риса |
0,24 |
0,412 |
Отруби |
-0,017 |
0,383 |
Макаронные изделия, хлеб и др. зерновые продукты |
-0,307 |
0,264 |
Мясо оленя |
0,376 |
0,148 |
Мясо дичи |
0,152 |
0,324 |
Субпродукты |
-0,055 |
-0,198 |
Лесные грибы |
0,59 |
0,419 |
Листовые овощи |
0,288 |
0,688 |
Бобы |
0,538 |
0,881 |
Морковь, репа и др. корнеплоды (кроме картофеля) |
0,831 |
0,631 |
Картофель |
0,867 |
0,695 |
Овощи, травы, фрукты, выращенные на приусадебном участке, огороде, или местные продукты, купленные на рынке |
0,802 |
0,317 |
Чаи (компоты) |
0,248 |
0,019 |
Орехи |
0,71 |
0,71 |
Свежие и пряные травы |
0,362 |
0,705 |
Тёмный шоколад |
0,281 |
0,11 |
В таблице 6 отобразили средние показатели артериального давления, уровень стресса, характеристику потребления северных продуктов и напитков участниками исследования на I и II этапах исследования.
Таблица 6
Сводные показатели I и II этапов исследования
|
Средние показатели АД, мм рт.ст. |
Уровень стресса, в баллах |
Северные продукты, употребляемые в пищу участниками исследования |
|||||
|
СД |
ДД |
высокий |
средний |
низкий |
оленина |
рыба |
дикоросы |
№1 |
113,7 |
62,8 |
|
|
3,1 |
реже чем 1 раз в месяц |
реже чем 1 раз в месяц |
реже чем 1 раз в месяц |
№2 |
115,6 |
78,3 |
|
2,4 |
|
* |
реже чем 1 раз в месяц |
реже чем 1 раз в месяц |
№3 |
119,6 |
74,2 |
|
|
3,1 |
реже чем 1 раз в месяц |
реже чем 1 раз в месяц |
2-6 раз в неделю |
№4 |
104,8 |
65,6 |
|
2,7 |
|
реже чем 1 раз в месяц |
реже чем 1 раз в месяц |
реже чем 1 раз в месяц |
№5 |
116,4 |
73,4 |
|
3,0 |
|
1 раз в неделю |
реже чем 1 раз в месяц |
1 раз в месяц |
№6 |
128,2 |
72,5 |
|
|
3,7 |
1 раз в месяц |
1 раз в месяц |
2-6 раз в неделю |
* - участник №2 не употребляет в пищу все виды мяса.
Таблица 7
Сводные показатели АД у учащихся
|
Средние значения |
||||||
Группа |
Учащиеся |
I этап |
II этап |
III этап |
|||
СД |
ДД |
СД |
ДД |
СД |
ДД |
||
Экспериментальная группа |
№2 |
117,4 |
79,2 |
113 |
77 |
116,4 |
78,8 |
№3 |
121,8 |
74 |
119 |
75,6 |
118,2 |
73,2 |
|
№5 |
112 |
69 |
118,2 |
75,2 |
119 |
76 |
|
Контрольная группа |
№1 |
114,8 |
62,8 |
109,4 |
71,2 |
117 |
72,8 |
№4 |
105,8 |
69,4 |
104,6 |
62,2 |
104 |
65,4 |
|
№6 |
131,2 |
66,4 |
119 |
74,8 |
134,6 |
76,4 |
|
Таблица 8
Показатели после проведения III этапа исследования
Учащиеся |
Северные продукты, употребляемые в пищу участниками исследования (в баллах) |
|||
Рыба, выловленная в местных водоёмах |
Мясо оленя |
Дикоросы |
||
Экспериментальная группа |
|
|
|
|
№2 |
3 |
- |
7 |
|
№3 |
7 |
7 |
7 |
|
№5 |
2 |
7 |
7 |
|
Контрольная группа |
|
|
|
|
№1 |
1 |
1 |
1 |
|
№4 |
5 |
1 |
1 |
|
№6 |
3 |
2 |
5 |
|
Корреляция Спирмена |
СД |
0,11 |
-0,307 |
-0,505 |
ДД |
-0,567 |
-0,193 |
0,01 |
|
На основании данных таблицы 7 составлена гистограмма (рис. 5).
Рис.5 . Показатели АД у учащихся на трёх этапах исследования, мм рт.ст.
Для выявления корреляции между уровнем АД и массой тела участников исследования определяли индекс массы тела по формуле Кетле: ИМТ=М/Н2 (кг/м2).
Таблица 9
Корреляция между уровнем АД и массой тела участников исследования
Участники исследования |
Индекс массы тела ИМТ, в кг/м2 |
|
№1 |
26,8 |
|
№2 |
16,5 |
|
№3 |
25,8 |
|
№4 |
18,4 |
|
№5 |
24,7 |
|
№6 |
21,7 |
|
Корреляция Спирмена между ИМТ и уровнем давления |
СД |
0,140 |
ДД |
-0.2 |
|
А. экспресс-диагностика уровня стресса. 3 участника имеют низкий уровень стресса – от 3,1 до 3,7 баллов; 3 участника – средний уровень стресса – от 2,4 до 3 баллов. Наблюдаем положительную корреляцию между уровнем стресса участников и систолическим давлением. Между диастолическим давлением и уровнем стресса выявлена слабая зависимость.
Б. Характеристика потребления пищевых продуктов и напитков.
На I и II этапах выявили зависимость АД с 11 категориями продуктов. Однако, в процессе проведения анализа результатов анкеты, нами были отсеяны, как недостоверные, показатели корреляции с частотой употребления местной рыбы и мяса дичи, так как все испытуемые, за исключением одного, употребляли данную категорию продуктов с одинаковой частотой.
После внесения корректив в рацион питания экспериментальной группы, наблюдается отрицательная корреляция между уровнем диастолического давления и частотой употребления местной рыбы. Это говорит о том, что в местной рыбе содержится достаточное количество омега-3 жирных кислот и не превышено содержание натрия. В районах Крайнего Севера, где мы проживаем, местную рыбу употребляют преимущественно без консервантов.
Корреляция между уровнем АД и частотой употребления оленины малозначительная. Пришлое население Крайнего Севера (к данной категории относятся наши испытуемые) употребляет оленину в обработанном, преимущественно варёном, виде. При варке оленина теряет часть полезных элементов, которые и оказывают гипотензивное действие, однако она содержит меньше жиров, по сравнению со свининой, говядиной и мясом курицы, поэтому она не оказывает отрицательное воздействие на уровень артериального давления.
В случае с частотой употребления дикоросов наблюдается отрицательная корреляция с уровнем систолического давления, что говорит об обратной зависимости.
Корреляция между индексом массы тела и уровнем АД незначительна, близка к 0. По данным анкетирования наблюдаем, среди 6 участников исследования 1 имеет лишний вес, у 5 – вес в пределах нормы.
Литература:
- Вопросы психологии. Экспериментальные методики и аппаратура. О. С. Копина, Е. А. Суслова, Е. В. Заикин. Экспресс-диагностика уровня психоэмоционального напряжения и его источников [Электронный ресурс] // URL: http://www.voppsy.ru/issues/1995/953/953119.htm, свободный. – (Дата обращения: 06.10.2016).
- Исток-система Гастроскан. Индекс массы тела (ИМТ). [Электронный ресурс] // URL: http://www.gastroscan.ru/handbook/349/6688, свободный. – (Дата обращения: 04.10.2016).
- Бюро медицинской информации. Что такое артериальное давление? Нижнее и верхнее [Электронный ресурс] // URL: http://www.medinformburo.ru/content/?itemid=35, свободный. – (Дата обращения: 10.10.2016).
- Здоровье ребёнка. Норма и скачки артериального давления у ребенка. Причины и возможное лечение [Электронный ресурс] // URL: http://zdorovye-rebenka.ru/norma-i-skachki-arterialnogo-davleniya-u-rebenka-prichiny-i-vozmozhnoe-lechenie, свободный. – (Дата обращения: 10.10.2016).
- Здоровый образ жизни. Физическое развитие и здоровье подростка. [Электронный ресурс] // URL: http://www.7ya.ru/article/Fizicheskoe-razvitie-i-zdorove-podrostka/, свободный. – (Дата обращения: 13.10.2016).
- ИнфаМед. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена [Электронный ресурс] // URL: http://www.infamed.com/stat/s05.html, свободный. – (Дата обращения: 15.10.2016).