Методика
В исследовании приняли участие подростки в возрасте от 13 до 17 лет (N=51). Возрастное распределение респондентов было следующим: наибольшую группу составили 15-летние (36 %), далее следовали 16-летние (29 %) и 14-летние (27 %). Наименьшую долю занимали респонденты 13 и 17 лет (2 % и 6 % соответственно) (Рисунок 1)
Рис. 1: Возрастное распределение респондентов в %
Гендерный состав выборки характеризовался значительным преобладанием девушек (69 %) над юношами (31 %). По классам обучения участники распределились следующим образом: наибольшую долю составили учащиеся 9-х классов (59 %), за ними следовали восьмиклассники (33 %).
Для оценки уровня стресса использовались вопросы о частоте его переживания.
Сбор данных осуществлялся на протяжении 2 месяцев (май-июнь 2025 года) методом анонимного анкетирования с использованием стандартизированной опросной методики на онлайн-платформе Google Forms. Опросник, состоявший из 18 вопросов, был эффективно сфокусирован на ключевых темах возрастной группы — академический стресс, качество и количество сна, их взаимосвязь и влияние на учебу и самочувствие в целом
Типовой опросник для возрастной категории
- Возраст
- Пол
- Класс
- Как часто вы чувствуете стресс из за учебы/обязанностей?
- Как часто вы сталкиваетесь со стрессом в повседневной жизни?
- Что является вашей основной причиной стресса? (выбрать одно)
- Как вы справляетесь со стрессом?
- Какие симптомы вы наблюдаете у себя при стрессе?
- Сколько часов вы спите примерно в будние дни?
- Сколько часов вы спите примерно в выходные дни?
- Как вы оцениваете качество своего сна за последние месяцы?
- Испытываете ли вы трудности с засыпанием?
- Просыпаетесь ли вы по ночам?
- Чувствуете ли вы себя выспавшимся после пробуждения?
- Влияет ли качество вашего сна на вашу концентрацию на работе/учебе?
- Какое влияние оказывает стресс на ваш сон?
- Считаете ли вы, что стресс связан напрямую с общим состоянием здоровья и самочувствия?
- Как вы считаете, что может помочь уменьшить уровень стресса и улучшить качество сна?
Результаты
Подростков, согласно исследованию, регулярно испытывающих стресс: 43 % — часто, 19 % — постоянно. Основными причинами выступали учебная нагрузка (33 %), семейные проблемы (27 %) и конфликты со сверстниками (19 %). У 17 % участников стресс был вызван совокупностью этих факторов. Чаще всего подростки испытывали тревожность (37 %) и раздражительность (29 %), реже — дефицит сна (12 %) и общее недомогание (8 %).
В ответ на стресс подростки прибегали к общению (56 %), прогулкам (17 %) и хобби (11 %). Лишь 5 % использовали медитации и столько же — профессиональную помощь, что указывает на ограниченное применение методов психологической поддержки.
Режим сна большинства респондентов в будние дни составлял 7–8 часов (60 %), но 29 % респондентов испытывали дефицит сна. В выходные наблюдался компенсаторный сон: 54 % спали более 8 часов. Однако лишь 6 % оценивали сон как «отличный», тогда как 25 % считали его плохим или очень плохим. Проблемы с засыпанием отметили 48 %, ночные пробуждения — 33 %. Только 30 % подростков регулярно чувствовали себя отдохнувшими. 81 % осознают влияние стресса на здоровье, а 71 % — влияние сна на внимание и концентрацию. Среди последствий стресса для сна чаще всего упоминалась тревожность (38 %), ночные пробуждения (31 %), бессонница (13 %) и трудности засыпания (12 %).
Обсуждение
Результаты исследования подтверждают высокий уровень стресса у подростков, преимущественно связанный с учебной нагрузкой, что согласуется с данными международных и российских исследований. В ряде зарубежных работ подчёркивается, что подростковый стресс сопоставим с уровнем стресса у взрослых и сопровождается снижением эмоционального благополучия и мотивации к обучению [1]. Российские исследования также фиксируют выраженное академическое напряжение и эмоциональное истощение школьников в предэкзаменационный период [2, 3].
Выявленные эмоциональные (тревожность, раздражительность) и соматические (недосып, утомление) симптомы свидетельствуют о многокомпонентной природе подросткового стресса. Параллельно фиксируется низкий уровень обращения за профессиональной помощью при доминировании неформальных стратегий — таких как общение и прогулки. Это указывает на дефицит доступных ресурсов психологической поддержки и недостаточную культуру обращения за помощью.
Ключевым результатом стало подтверждение тесной связи между стрессом и нарушениями сна: трудности с засыпанием, прерывистый сон и чувство усталости оказались широко распространёнными. Подростки осознают влияние сна на здоровье и внимание, однако в большинстве случаев не предпринимают активных шагов к его улучшению.
Таким образом, данные подчёркивают необходимость системной профилактики: от внедрения программ эмоциональной саморегуляции до повышения роли школы и семьи в снижении факторов стресса.
Ограничения исследования
Исследование основывалось на самооценке респондентов, без применения объективных измерений сна и стресса, что ограничивает точность данных. Гендерный дисбаланс и отсутствие учёта дополнительных факторов (физическая активность, питание) также сужают возможности интерпретации. Будущие работы могут быть направлены на лонгитюдные исследования динамики стресса и тестирование эффективных методов профилактики.
Литература:
- Chyu, E. Associations Between Academic Stress, Mental Distress, Academic Self-Disclosure to Parents and School Engagement in Hong Kong / E. Chyu, JK Chen // Frontiers in Psychiatry. — 2022. — № 13.
- Стресс в образовательной среде и его влияние на академическую успешность и психологическое благополучие обучающихся / Т. Г. Фомина, Е. В. Филиппова, А. В. Бурмистрова-Савенкова, В. И. Моросанова // Национальный психологический журнал. — 2024. — № 4. — С. 148–160.
- Бочавер, А. А. Выгорание школьников: адаптация опросника на российской выборке / А. А. Бочавер, О. Р. Михайлова // Вопросы образования. — 2023. — № 2. — С. 70–100.

