С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой берёзки, что во поле
Под ветром, склоняясь, растёт.
М. Матусовский
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, патриот, символика, гражданственность, нравственность.
Война. Жестокая и беспощадная. Идёт специальная операция на земле Украины. Ужасающие события происходят на земле. По телевизору мы видим страшные кадры с мест боевых действий. Под пулями гибнут молодые ребята, наши защитники, погибает от взрывов гражданское население — женщины, старики, дети… Мы, россияне, оказываем всевозможную помощь нашим солдатам, мирному населению Украины. Собираем гуманитарную помощь в виде продуктов питания военнослужащим, выполняющим боевые задачи, материальную помощь, детям — игрушки и канцтовары к школе. Дети детских садов и школ готовят поздравительные открытки, которые будут направлены в группировки войск, находящихся в зоне специальной военной операции на Украине, войсковые части и военные госпиталя, а также мобилизованным. Неспокойное время. Но не мы его выбираем, время выбрало нас…
В настоящее время особенно, как никогда ранее, тема «развития патриотического воспитания граждан Российской Федерации» актуальна и является приоритетной в направлении государственной политики. Ведь ребенок не рождается патриотом, он им становится, если слышит и знает с самого детства о своих предках, о родной стране, наблюдает за проявлениями чувства гордости.
За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
В наше неспокойное время происходят множество сложных противоречивых событий в общественной жизни, что приводит к различным дискуссиям: к спокойным беседам или к эмоциональным разговорам, к обсуждениям или даже порицаниям, по-разному, но точно к новым понятиям в сознании людей. И свидетелями этих изменений являются дети — юные граждане своей страны. Для детей дошкольного возраста характерны:
— высокая восприимчивость,
— безграничное доверие взрослым,
— стремление подражать им,
— эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему.
В дошкольном возрасте ребенок, не понимая суть, но улавливая характер, подачу и мнение взрослого, уже считает его «правильным». И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Ведь очень важно, чтобы влияние окружения ребенка было направлено на воспитание чувства любви и уважения к своей культуре, к своему народу, к своей земле, к своим родителям, к своей Родине. Мы знаем, что именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Своевременное формирование у детей чувства патриотизма необходимо начинать в младшем дошкольном возрасте с воспитания любви и привязанности к малой Родине: к самым близким людям — отцу, матери, дедушке, бабушке, к тому месту, где ребёнок родился, где находится его дом, улица, детский сад. «Патриотизм начинается с колыбели, — отмечал В. А. Сухомлинский. — Не может быть настоящим сыном своего Отечества тот, кто не стал истинным сыном матери и отца».
Патриотизм — это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.
Патриот — человек, который любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.
Патриотическое воспитание — это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину.
Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает знание следующих фактов:
— символика края, региона, города и страны;
— основные символы страны, прописанные в конституции: флаг, герб и гимн должны быть известны каждому ребенку, который заканчивает ДО;
— действующее правительство: каждый ребенок должен знать имя президента, уметь выделить его на фотографиях.
Опираясь на требования ФГОС, традиции отечественной педагогики и особенности нового времени, педагогам целесообразно стремиться к построению модели патриотического развития детей, отвечающей следующиму ряду требований.
Процесс патриотического воспитания следует ориентировать на полноценное развитие личности дошкольника.
По мнению Е. Н. Вороновой, патриотизм — соединение таких качеств личности, как духовно-нравственность, мировоззрение, гражданство, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли. В. А. Сластенин определяет патриотизм как любовь к своему Отечеству, преданность, готовность служить своей Родине. Близкой к приведенному определению звучит трактовка И. Ф. Харламова: «патриотизм» — это «такое нравственное качество человека, которое выражается в его любви к родине, преданности ее идеалам, осознании ее величия и славы и переживания своей духовной связи с ней, в потребности к стремлению в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость». Н. Г. Зеленова в своих исследованиях отметила, что «для патриотизма характерно чувство гордости за свое Отечество, свой народ, символы государства, его святыни; моральная ответственность каждого человека за судьбу Родины, народа, их современное состояние и будущее».
Ушинский К. Д. писал, что человека без любви к отечеству не существует, эта любовь преподносит воспитанию ключ к сердцу человека и даёт мощную опору для борьбы с дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями.
Таким образом, из вышесказанного следует, что патриотизм как высокое чувство, незаменимая ценность, важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Патриотизм — это любовь к Родине — большой и малой, к родной природе, к своему народу, это готовность верно служить делу их процветания, любить свой дом, готовность защищать его. Быть патриотом — значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Основными характеристиками патриотизма являются: постоянное ощущение связи с Родиной, с жизнью и деятельностью людей, живущих в родной стране, любовь к своему Отечеству, выраженная в конкретных делах. Кроме того, для патриотизма характерно чувство гордости за свое Отечество, свой народ, символы государства, его святыни; моральная ответственность каждого человека за судьбу Родины, народа, их современное состояние и будущее. Такое понимание патриотизма предъявляет к патриотическому воспитанию детей особые требования. Патриотизм начинает формироваться уже в дошкольном возрасте.
Воспитатели нашего детского сада «Лебёдушка» хорошо знают психологию детей дошкольного возраста и осуществляют патриотическое воспитание детей, всего детского коллектива, при этом всегда учитывают возрастные особенности детей, воспитывают любовь к Родине и своей малой родине. Как известно, такое чувство как «любовь к Родине» зарождается еще в первые годы жизни у ребёнка. Наши педагоги выяснили, что этому способствует патриотическая атмосфера в семье, в детском саду, в окружающей ребёнка действительности. Основным этапом формирования у ребёнка патриотизма является накопление социального опыта жизни в своём Отечестве, принятие и усвоение норм поведения и взаимоотношений. Патриотическое воспитание дошкольников осуществляется в единстве с эстетическим, физическим, нравственным и социально-личностным развитием детей. Основной целью воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста является формирование потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность. Воспитатели детского сада «Лебёдушка» в ходе проведения мероприятий по патриотическому воспитанию дошкольников выяснили, что эмоциональные переживания в данном возрасте имеют более глубокий и устойчивый характер. И этот факт имеет большое значение в самом процессе формирования у старших дошкольников любви к Родине, к своему Отечеству. В этом возрасте ребёнок уже способен проявлять заботу о своих близких и окружающих его людях. Если ребенок в детстве испытал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся человеку, восхищение подвигом, подъем от соприкосновения с прекрасным, он тем самым приобрел «эмоциональный опыт», который будет иметь громадное значение для его дальнейшего развития».
Педагоги нашего детского сада обогащают представления о родном городе и стране, развивают гражданско-патриотические чувства. На специально подобранных занятиях воспитатели старших возрастных групп расширяют представления о родном крае, продолжают знакомить с достопримечательностями региона, города, в котором живут дети, углубляют и уточняют представления о Родине — России. Поддерживают интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывают чувство гордости за ее достижения. Закрепляют знания о флаге, гербе и гимне России (гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы). Расширяют представления о Москве — главном городе, столице России. Педагоги пополняют знания о Российской армии, воспитывают уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов. Патриотизм — это очень сложное чувство, оно растёт из любви к близким людям, к родному краю, к семье, где ребенок окружен заботой, вниманием, лаской. Детей захватывает то, что имеет воздействие на их чувства. Именно поэтому любовь к Родине у ребёнка носит яркий и эмоциональный характер.
С чего начинается Родина для маленького ребёнка? Родина для ребёнка начинается с улицы, на которой живёт, где находится детский садик, куда он ходит. В общем смысле Родина ребёнка начинается с родных мест. Со временем дети получают представления о родном городе, селе, об отдельных республиках, регионах России. Воспитывая любовь к родному городу, ребёнка необходимо подвести к пониманию того, что его город — это частичка Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся для всех (учителя, врачи); везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов. Таким образом, задачи патриотического воспитания дошкольников и его содержание определяются в соответствии с возрастными особенностями детей. С возрастом они расширяются и усложняются.
Решая задачи патриотического воспитания и осуществляя отбор содержания этого процесса, каждый педагог ДОО должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и возрастными особенностями детей. Педагогическая работа воспитателя дошкольной образовательной организации по патриотическому воспитанию — это практическая деятельность, которая обеспечивает достижение цели и решение задач патриотического воспитания. Л. С. Выготский утверждает, что «нравственные чувства, к которым относится и патриотизм, не могут возникнуть путем естественного вызревания. Их развитие зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых живет ребенок. При целенаправленном воспитании чувства ребенка гораздо богаче, разнообразнее и проявляются они раньше, чем у детей, не получивших правильного воспитания». В этом процессе руководящая роль принадлежит взрослому — педагогу, воспитателю, родителям. В педагогической работе с детьми дошкольного возраста по каждому направлению патриотического воспитания используются определенные методы и средства. Любовь к родной природе и малой родине — и есть основа воспитания патриотизма у дошкольников.
Основной задачей воспитателя является воспитать у ребёнка любовь к родной природе, научить видеть и чувствовать красоту природы, стремиться сохранить и уберечь ее богатства. Любовь к природе будет крепнуть, если педагог будет осуществлять работу в данном направлении, начиная с младшей группы. Педагоги нашего детского сада в своей работе удачно используют произведения художественной литературы и искусства, представления и впечатления о родной природе наполняются смыслом и становятся более глубокими. При знакомстве с родной природой воспитатели акцентируют внимание детей на её красоту и разнообразие, на особенности и неповторимость. Например, попробовать определить дерево, которое характерно только для России, какие цветы растут на просторах российских лугов, какие животные и птицы обитают в наших лесах и многое другое. Изобразительная деятельность также способствует углублению любви к природе родной страны. Дети рисуют зимний лес, берёзку, цветущий сад, бурого медведя и т. д. Для того, чтобы воспитать у дошколят стремление своим трудом уберечь природу, воспитателю необходимо организовать такие мероприятия как уход за комнатными растениями, кормление птиц на участке детского сада. Для детей это огромная радость и удовольствие. Если взрослые хорошо знают природу, видят и чувствуют её красоту, то воспитать любовь к природе у детей не составит особого труда. Е. Н. Воронова заметила, что когда мы воспитываем у детей любовь к родному городу, то важно подвести ребёнка к пониманию, что его город — это частица Родины, так, как и в больших, и в маленьких местах есть много общего. Ведь везде трудятся люди на благо человека. Воспитатели знакомят детей с достопримечательностями улицы, на которой они живут, рассказывает о том, чем славится город Волжский. Дошкольники знакомятся с людьми, которые прославились своим трудом, боевыми заслугами, чьими именами названы города, улицы, площади. В результате у ребёнка появляется гордость за свой родной край.
Ниже мы представляем конспект досуговой деятельности в старшей возрастной группе на тему «Мой город Волжский», который провела воспитатель Шатикова Эльвира Гайсиновна.
Сценарий досуговой деятельности в ДОУ
Тема: «Мой город Волжский»
Цель: воспитание у детей чувства любви к малой Родине, родному городу.
Задачи:
образовательные:
— уточнить с детьми информацию о родном городе (какие красивые места в нем есть);
— активизировать в речи детей слова — определения, упражнять в употреблении простых предложений;
развивающие:
— развивать творческие способности детей;
— развивать познавательную активность детей;
воспитательные:
— воспитывать любовь к родному городу;
— вызывать в детях чувство восхищения и гордости своим родным городом и его жителями.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье».
Методические приёмы : художественное слово, этюд, беседа, дидактическое упражнение «Букет красивых слов», рассказы детей.
Предварительная работа:
беседа о названиях улиц;
беседа о городском транспорте;
рассматривание иллюстраций «Памятники родного города»;
заучивание детьми домашних адресов;
игра «Путешествие по родному городу».
Материалы и оборудование:
фотографии города формата А 4;
цветы, ваза, открытки, гербы города;
игрушка;
Ход досуговой деятельности:
Организационный этап.
— Ребята, становитесь в круг, давайте поприветствуем друг друга:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
— Ребята, садитесь.
Педагог обращает внимание детей на стук в дверь. Воспитатель вносит игрушку.
— Ребята, посмотрите, кто это у нас в гостях? Давайте поздороваемся с ним!
— Ребята, вам интересно узнать, зачем к нам пришёл гость?
— Гость приехал из Москвы. Это корреспондент.
— Скажите, ребята, а кто такой корреспондент? (Он пишет статьи в газеты и журналы).
— Правильно. Корреспондент пишет о разных городах мира. Он слышал о том, что есть такой чудесный город Волжский. И решил написать о нём в газету, но он ничего не знает о нашем городе. Поможем ему, расскажем о нашем городе?
— Давайте сначала вспомним, в какой стране мы живем?
— Как называется столица нашей Родины?
— Как называется наш город?
Основная часть
Игра «Букет красивых слов»
— Ребята, давайте нашему гостю расскажем какой у нас замечательный город. Каждый из вас будет брать цветок, ставить в вазу и произносить красивые слова о нашем городе.
Вот какой букет красивых слов мы собрали!
— Ребята, я думаю, нашему гостю будет интересно узнать, какие здания, строения, памятные места есть в нашем городе. Расскажем ему о них?
Педагог предлагает детям рассмотреть фотографии с достопримечательностями города и рассказать о них.
(Парк культуры и отдыха «ВГС», «Ротонда», скульптура «Волк и заяц», «Мост в парке ВГС», «Улицы города Волжского»).
«Ротонда» Скульптура «Волк и Заяц»
«Мост в парке ВГС» «Улицы города Волжского»
— Знакомо ли вам это место? — Как называется? Где видели поющий фонтан?
— Скажите, какие места в городе вы любите посещать с родителями?
— Ребята, я ещё хотела рассказать гостю о гербе нашего города. Кто может вспомнить, что на нём изображено?
— Правильно, на нём изображено дерево, что город зеленый, символ жизни и две волны -желтая и зеленая, символизирующие р. Волгу и р. Ахтубу — мать и дочь, на берегах которых расположен наш город. Две реки дают жизнь городу. Голубой цвет — небо, чистота.
Я даже приготовила фотографии с изображением герба, но бумаги в моей сумке перепутались, и я теперь не могу вспомнить, где изображён герб именно нашего города. Поможете найти?
Педагог предлагает детям подойти к столику, на котором лежат картинки с изображением трёх разных гербов, найти герб города Волжского.
— Молодцы, ребята, все справились.
Заключительная часть
Воспитатель подводит итог занятия: — Ребята, вам понравилось занятие?
— Думаю, наш гость очень много интересного узнал о нашем городе сегодня и сможет написать об этом в своей газете.
— Давайте попрощаемся с гостем — корреспондентом. (Дети прощаются с гостем).
В процессе изучения нами была раскрыта сущность педагогической работы воспитателя ДОО по патриотическому воспитанию — это систематическая и целенаправленная деятельность взрослого и воспитанников (при руководящей роли воспитателя), включающая разные методы (словесные, наглядные, практические, игровые) и средства (художественная литература, музыка, изобразительное искусство, игра, труд и праздники), направленные на решение задач патриотического воспитания.
Воспитательная работа по становлению патриотизма должна носить комплексный характер, охватывать все виды деятельности дошкольника. Важно дать понять детям, что патриотизм — не просто абстрактное понятие, а повседневное проявление любви к своей стране, деятельности для ее блага. Педагогу стоит выстроить деятельность детей таким образом, чтобы она соответствовала принципам регионализации образования и требованиям ФГОС — через расширение используемых методических материалов, разработку новых форм работы с детьми, организацию проектной, исследовательской, творческой совместной активности.
Чтобы осознать значимость и величие родовых традиций и культурных достижений, становление которых стало доступным благодаря вкладу соотечественников, детям важно принять ценность своей семьи, мудрость советов предков, святость народных традиций. Деятельность, реализуемая для достижения ключевых целей нравственного-патриотического воспитания дошкольников по ФГОС, должна быть интересной для воспитанников и эмоционально насыщенной. Опора на чувственную сферу ребенка позволяет актуализировать внимание на объекте изучения, собственных поступках и действиях, развить чувство сопереживания и готовности к активному участию.
Развитие патриотических чувств невозможно без коллективной деятельности, позволяющей каждому индивиду осознавать нормы поведения, особенности гражданских и социальных взаимоотношений. Приобщение детей к празднованию памятных дат, участию в мероприятиях нравственно-патриотической направленности помогает выработать формы поведения, советующие образу будущего сознательного гражданина, достойного продолжателя славных традиций русского народа.
Предлагаем сценарий праздника, посвященного Дню космонавтики, для проведения в подготовительной группе «Полёт к звёздам».
Цель: Воспитывать патриотов своей страны.
Задачи:
- Воспитывать чувство гордости за свою страну.
- Познакомить детей с советской и российской историей освоения космоса.
- Способствовать развитию познавательных процессов и творческих способностей.
Подготовка:
- Подбираются открытки и книги о космосе.
- Оформляется стенд «Герои космоса»
- Проводится конкурс рисунков на тему «Полёт к звёздам»
Воспитатель: Дорогие друзья! Мы собрались в этом зале в замечательный день. Ребята, вам всем известно, что 12 апреля — День космонавтики. Этому событию мы посвящаем наш утренник «Полёт к звёздам»
1) Полетел! Полетел! На «Востоке» поднялся с востока! Средь космических тел Он промчался высоко-высоко |
2) За один только час Стал на веки веков легендарен Наш космический ас Первый летчик Вселенной Гагарин! |
3) Каждый хочет, друзья, Ближе к звездам сегодня подняться И в небесных краях Со старушкой Луной повстречаться! |
4) Одного не забудь, Размышляя над звёздною картой, Что космический путь Начинается в школе за партой! |
5) Славной Родины сын, Достигая невиданной цели, Он летел не один- Он летел не один- Миллионы сердец с ним летели! |
6) Небывалый маршрут! Человека прыжок дерзновенный! Это Разум и Труд Вознесли его к тайнам Вселенной! |
Воспитатель: Ребята! Эти стихи посвящены космонавту номер один — Юрию Алексеевичу Гагарину. 12 апреля 1961 года прозвучало легендарное: «Поехали!» и в девять часов семь минут корабль «Восток» стартовал с космодрома Байконур. Эти кадры облетели весь мир. Что испытывал Гагарин? Что ему запомнилось в полёте? Об этом расскажут нам ребята (дети показывают изображение космического корабля «Восток», портрет Гагарина и рассказывают о первом полете человека в космос).
Воспитатель: С тех пор многие мальчишки мечтают быть космонавтами как Ю. Гагарин (дети читают стихи).
Пусть это «Ил» Пусть это «Ту» Я их люблю за быстроту. Но вот другие корабли Открыли путь Вокруг Земли. |
Космонавтами смелыми Быстрее стать хотим, В ракетах настоящих Мы в космос полетим. |
— Послушай! — я кричу, — Пилот, возьми меня с собой в полёт! Хоть на луну, хоть на звезду,- Не бойся, я не подведу. |
Над нами звёзды светлые Зажгутся в вышине. Российский флаг поднимем На Марсе и Луне. |
Воспитатель: Когда ваши бабушки и дедушки были маленькими, многие мечтали стать космонавтами. Очень хотелось быть похожим на наших героев космоса. Сейчас слово космонавт сделалось привычным, таким же как и моряк, летчик, строитель. Послушайте рассказ о том, каким должны быть космонавты (используя отрывки произведения В. Бородина «В школе космонавтов», выступает выпускник детского сада).
Воспитатель: В 60–70 гг. 20 века о космосе сочиняли песни, писали музыкальные пьесы, снимали кино. Сегодня хочу вам напомнить одну из песен тех лет. Давайте послушаем, ребята.
(звучит аудиозапись песни «Я верю, друзья…»)
Воспитатель: А теперь нас, друзья, ждут космические старты. Нам нужно отправится в полёт.
Состязание «Только сильных звездолёт может взять с собой в полёт»
Игра «Прямо в цель»
Необходимо с закрытыми глазами обойти квадрат и сесть на стул, не сбивая его.
Игра «Кресло космонавта»
На полу разложены предметы, «разлетевшиеся в невесомости». Два человека, не вставая со стульев, должны собрать как можно больше предметов. Кто больше соберёт, тот и выиграл.
Игра на внимание
Если будет произнесено слово «Луна», все должны встать по команде «Смирно!»; если слово «Венера» — присесть; если слово «Земля» — поднять руки вверх.
Игра «Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит труд»
Две команды получают детали ракеты, картон, клей. Нужно собрать и аккуратно склеить ракету.
Воспитатель: Ребята, вы все справились с заданиями. Были очень внимательны, быстры, сосредоточенны и выносливы, как настоящие космонавты. А теперь давайте подведём итоги нашей выставки «Полёт к звёздам» (воспитатель показывает лучшие рисунки, называет победителей, которые награждаются грамотами).
В заключении воспитатель читает строки:
Когда над Землёю летит космонавт,
Глядят ему вслед миллионы ребят.
Вечерней порою глядят в небеса,
Сияют, сияют ребячьи глаза.
И в них отражаются, ярко горят
Те звезды, к которым они полетят!
Воспитатель: Спасибо ребята за вашу подготовку и за чудесный полёт!
Литература:
- Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / Алешина Н. В. — М.: ЦГЛ, 2005. — 256 с.
- Алексеева О. Задания для маленьких патриотов [Текст] / Алексеева О., Петропавловская Л. // Ребенок в детском саду. — 2010. — № 2. — С. 39–42.
- Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду [Текст] / Баранникова О. Н. — М.: Аркти, 2010. — 203 с.
- Воронова Е. Н. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры: метод.пособие [Текст] / Воронова, Е.Н. — М.: Гардарики, 2008. — 153 с.
- Воротынцева О. Как научить детей любить Родину [Текст] / Воротынцева О. // Предшкольное образование. — 2009. — № 2 — С. 34–36.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Выготский, Л.С. — М.: Академия, 2009. — 420 с.
- Гогоберидзе А. Маленькие граждане большой страны [Текст] / Гогоберидзе А. // Ребенок в детском саду. — 2009. — № 3. — С. 18–21.
- Деркунская В. Воспитание гражданской позиции старших дошкольников [Текст] / Деркунская В. // Ребенок в детском саду. — 2010. — № 4. — С. 22–24.
- Дворянинова М. П. Формирование чувства патриотизма у дошкольников [Текст] // Фестиваль педагогических идей/ URL: http://festival.1september.ru/authors/100–282–807/
- Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. и др. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. Герцена, И.А. 2015. — 321 с.
- Дошкольникам о защитниках отечества. Метод. Пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ [Текст] / Под.ред. Кондрыкинской, Л.А. — М.: Сфера, 2010. — 192 с.
- Ермакова Т. В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников [Текст] // Ермакова Т. В. // Методист. — № 3. — С. 66–68.
- Зацепина М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] — М.: Мозаика-Синтез, 2010. — 154 с.
- Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Маханева М. Д. — М.: Владос, 2005. — 227 с.
- Носова, Г. Воспитываем гражданина России [Текст] / Носова Г. // Ребенок в детском саду. — 2009. — № 3. — С. 12–15.1 63
- Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации. Маханева М. Д.