В статье сделана попытка анализа разных подходов к проблеме патриотизма в виде объединяющей идеи российского общества. В результате сделан вывод о том, что необходимо противостояние проявлениям экстремизма через патриотическое воспитание в вузах и школах, которое должно обеспечить формирование у молодых граждан открытости к иным культурам, готовность ценить свободу личности, готовность предупредить конфликтные ситуации или разрешать их различными ненасильственными средствами, уважение достоинства и личности человека.
Ключевые слова: патриотизм, массовое сознание, национальная идея, идеология
Исторический генезис развития государств демонстрирует, что во время разрушения общественно-экономических формаций возникает ломка старых форм духовного производства; изменяются нравственные ориентиры в преобразующемся обществе. Однако неизменным в то же время будет оставаться главное: в рамках нестабильности в идеологии, политике и социальной сфере, увеличения «внутренних» и «внешних» угроз государственной безопасности будет усиливаться активность патриотических настроений, порой выражающихся и в искаженной форме. Как раз патриотические ценности позволяют народным массам не растеряться и отыскать в них «фундамент» гражданской консолидации. [1]
В различные исторические периоды главы стран в соответствии с выбранными задачами пользовались патриотическим настроением молодежи, наполняя их необходимым в этой ситуации идеологическим содержанием. К примеру, любовь к собственной Родине, к людям, к государству можно изучать через под влиянием позиций этнического, классового, общегосударственного и гражданского характера.
Итак, можно отметить, что патриотизм бывает способом манипулирования сознанием масс и со стороны государственных чиновников, и со стороны национальной, религиозной, региональной или политической элиты. В связи с этим в текущем обществе и в сложившихся политических реалиях патриотизм является одним из наиболее многогранных понятий. Однако, что же предполагается под патриотизмом?
Если изучать идеологическое содержания патриотизма, то оно содержит государственный патриотизм и гражданский патриотизм.
Так, государственный патриотизм при выборе идеологического подхода к патриотическим ценностям изучается в виде стержня, обязательного условия государственности. Основной идеей здесь считается возрождение России в виде великой Державы. Соответственно, государство изучается в виде объекта патриотизма. В этой ситуации патриотические ценности предусматривают наличие у граждан, включая молодёжь, общих интересов, единой цели, отношения к государству как к наиболее великой ценности «объединителя народов» и, естественно, ощущения любви и ответственности за судьбу Отечества. При этом в текущих непростых условиях народнохозяйственного и духовно-нравственного развития граждан воспитание молодых людей в духе государственного патриотизма оказывается практически непосильной задачей. Чувство национальной бравады искусственно сохранялось за счёт того, что один мифологический враг менялся на другого. Совершенно понятно, что непрерывный поиск «врагов» — это невыход из получившегося положения и не может длиться до бесконечности. Нужна более мощная идейная сила, готовая объединить российских граждан.
Гражданский патриотизм по идеологической сути считается как бы продолжением государственного патриотизма. В основу гражданского патриотизма положены: любовь к родным местам, к собственному отчему дому, к своему народу, гордость за исторические события прошлого своего государства, приверженность и уважение к народным традициям.
По сведениям Левада-Центра, 68 % российских граждан полагают, что патриотизм — любовь к собственному государству. По мнению 27 % респондентов, «быть патриотом» означает деятельность (действие) во благо государства; 22 % опрошенных указали на то, что патриот должен стараться изменить положение дел в государстве для того, чтобы обеспечивать ей достойное будущее. Люди с высшим образованием чуть чаще выбирали указанные два варианта ответов. Чаще всего молодые граждане возрастом 18–24 года видят содержание патриотизма в любви к государству и не связывают его с выражением активной позиции: только для 19 % патриотизм предполагает деятельность во благо государства, а для 18 % — желание изменить положение дел в государстве. [3]
Патриотизм нередко считается респондентами проявлением ощущения гордости за собственную страну. Как продемонстрировал опрос, россияне чаще всего гордятся природными богатствами страны (38,5 %), её историей (37,8 %), различными спортивными успехами (28,9 %), культурой (28,5 %), большими размерами государства (28 %). Весьма малое количество россиян ощущает гордость за достижения в социально-экономической сфере: только 2 % респондентов отметили, что гордятся государственной системой здравоохранения, 5,2 % гордятся государственной системой образования, 5,4 % — экономическими результатами. Ещё одним тревожным показателем стало то, что лишь 7,9 % российских граждан гордятся собственными согражданами. [3]
Ещё одним компонентом выражения гражданского патриотизма у всех народов России, можно считать культ героев, их общественное почитание. Наиболее яркой иллюстрацией этого, по нашему мнению, можно считать отношение россиян к празднованию Дня Победы. При этом Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), предлагая к изучению данные опроса, указывает на тот факт, что, на взгляд россиян, Парады Победы в России, прежде всего, должны напомнить о подвиге советских граждан в войне 1941–1945 гг. — так считает каждый второй россиянин (47 %). Торжественные шествия 9 мая тоже считаются возможностью отдать дань памяти павшим в войне (15 %), поздравить сейчас здравствующих ветеранов (12 %), компонентом патриотического воспитания молодых людей (11 %) и т. п. Организуются они, прежде всего, для ветеранов (46 %), во вторую — для подростков (30 %). Лишь некоторые из них считают основными зрителями Парада Победы руководителей нашего государства (5 %) или же глав зарубежных стран (3 %).
По нашему мнению, в текущих условиях, сформировавшихся в России, государственный и гражданский патриотизм являются двумя сторонами одной медали.
Как мы уже говорили ранее, в текущих политических и экономических условиях, сформировавшихся вокруг России, стране нужна идея, призванная выступать консолидирующей базой для массового сознания российских граждан. Указанная идея должна обязательно восприниматься гражданами вне зависимости от их возраста и текущего социального статуса, места проживания и их материального положения.
Проводя анализ возможности создания идеологии, Зиновьев А. А. указывает на условия, т. е. метод выражения идеологической сферы. Ситуация заключается в том, что идеи (учения) сами по себе не будут распространяться и не станут заползать в головы миллионов граждан, для этого необходимо большое количество профессионально подготовленных граждан, требуется система заведений и организаций из подобных людей, формирующих идеологический механизм общества. Имеющийся сейчас идеологический механизм оказывается не заинтересованным в выработке учения, о котором говорится, и располагает необходимыми силами, чтобы помешать его возникновению и последующему распространению. Однако перспективы у таких сил нет. Российское общество со временем выздоравливает, и граждане, осознавая идеологизированность различных социальных процессов, в целом, приходят в результате к осознанию того, что противопоставлять внутренним и внешним угрозам, о которых отмечалось выше, можно лишь новую идеологию, способную объединять, направлять все общественные силы на созидательные процессы. В данном плане, даже с учётом принципиального положения о том, что наука и религия обладают абсолютно разной основой: знание — в первой ситуации, и веру — во второй, мы всегда будем объединяться в борьбе за возвышенные нравственные идеалы, культурные и духовные ценности, являющиеся основными компонентами идеологии патриотизма.
Р. Г. Яновский внёс существенный вклад в сферу определения патриотизма в виде ядра объединяющего идеологию и среду её формирования. Он смог обосновать совокупность важнейших категорий, которые образуют социологическую теорию новой идеологии России в данной группе: гуманизацию, общественный долг, научное мировоззрение, интеллигентность, а также, первым в общественной науке изучил феномены «культура патриотизма» и «идеология патриотизма». [2]
Современная динамика народнохозяйственного развития демонстрирует, что идеи патриотизма являются это не только продолжением национальных традиций, культуры, истории, а также достижений в разных областях деятельности. Патриотическую идею способна родить практика бытия, в данном смысле она является сотворением повседневной жизни.
Увы, последние 20 лет это самое бытие не смогло прибавить патриотизма, а только истощило его. В независимую жизнь смогло войти новое поколение, те, кто родились в 1990-х гг. В это не хочется поверить, но мы оказались на пороге очередного завершения интеллектуального ресурса в нашей стране. Об этом свидетельствуют общеизвестные показатели в сфере образования, культуры и в иных сферах.
В качестве примера «взгляда изнутри» можно привести оценку студенчеством собственного культурного уровня. По итогам проведения исследований А. С. Андреева, основная часть опрошенных оценивает собственный культурный уровень как высокий (77,5 %). При этом четверть респондентов на вопрос «Считаете ли Вы себя культурным человеком?» с уверенностью говорит «да», а свыше 50 % — «скорее да, чем нет». При этом тем, практически 80 % молодых респондентов, давая ответ на вопрос не о себе лично, а о молодых людях в целом, считают, что молодые люди недостаточно интересуются нашей историей и культурой, и в значительной степени ориентируются на зарубежные ценности; практически 70 % считают, что для современных молодых людей свойственны цинизм и равнодушие к идеалам.
Исторические знания большинства вчерашних учеников отличаются разрозненностью, эпизодическим характером. Студенты не без труда могут сопоставлять события, которые происходили в один исторический период в России и в иных государствах; определить причинно-следственные связи, провести анализ и выделить последствия разных исторических фактов. При этом непонимание важности таких знаний, может свидетельствовать лишь о близорукости, так как несформированность системы исторического знания считается крайне опасной тенденцией в ходе формирования личности молодого человека. У него не только не будет развиваться аналитическое и стратегическое мышление, так нужное всем, кто считает себя успешным человеком и большим профессионалом собственного дела, но, главное, у молодого человека произойдёт трансформация его ценностных ориентаций. В данной ситуации при любых социальных либо политических потрясениях можно с высокой степенью уверенности спрогнозировать вспышку агрессии и интолерантного поведения. В практической деятельности это будет выражаться, к примеру, в исчерпывающем переводе в массовом сознании граждан определения патриотизма из нравственно-гуманитарной области в область национализма и экстремизма, в преобразовании патриотизма в разменную карту ведения политической борьбы, что способно привести к расколу общества и обострению конфронтации.
В текущей работе педагогов образование должно стать направленным на появление у подростков патриотизма. Данная идея начинает пониматься в контексте целевых направлений общества, при этом усиление могущества государства определяется в виде одного из ключевых целевых итогов действия системы образования, который удаётся достичь через прививание патриотизма молодым российским гражданам начала третьего тысячелетия, готовых по уровню собственной жизни и профессионализма решать различные проблемы государства. [4]
Особым образом отметим, что главные черты экстремизма оказываются прямо противоположными патриотическим принципам. К примеру, если экстремистская деятельность предусматривает пропаганду особой исключительности, превосходства либо неполноценности людей в соответствии с их социальным положением, расой, национальностью, религией и языком, то принципы патриотического воспитания будут исходить из того, что граждане, различаясь по собственной природе, внешнему облику, положению, языку, поведению и ценностям, будут обладать нерушимым правом сохранять собственную индивидуальность, в равной мере пользоваться универсальными правами и главными свободами индивида.
В ходе осуществления экстремистской деятельности в массах образуется культ силы, не знающий милосердия, не имеющий ни правовых, ни нравственных ограничений, развращающий души людей своей беспощадной вседозволенностью. Не из-за этого ли зачастую зло кажется привлекательным, и, так называемые, негативные герои в литературе, кино и компьютерных играх считаются более достоверными и ярче положительных. При этом преобладание зла в искусстве вызывает зло в реальности.
Причины появления экстремистского поведения мы связали ещё и с процессами миграции, волна которой смогла захлестнуть европейские страны.
Следует особенно отметить духовно-нравственный вектор в патриотическом воспитании, состоящее в понимании человеком высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально важных процессов и явлений реальной жизни, готовность руководствоваться ими в виде определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно предусматривает развитие высокой культуры и образованности, понимание идеи, во имя которой выражается готовность достойно служить Отечеству, создание норм поведения высоконравственного и профессионально-этического характера, ответственности и коллективизма, воспитание ключевых духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, характеризующих особенности формирования и развития российского общества и государства, национального самосознания, образа жизни, понимания мира и судьбы российских граждан. Оно предусматривает беззаветную любовь и преданность собственному Отечеству, ощущение за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание святынь и символов своей страны, готовность достойно и самоотверженно служить обществу и государству.
Увы, в современной эпохе не наблюдается широкого проявления патриотизма. Для этого есть много причин: провал экономической системы, упадок науки, кризис в армии — оплота патриотической сути страны. Патриотизм — материализация гордости, личности и нации в целом. Базой для патриотизма во все времена оказывалась элита общества, которую создавали не денежные средства, а наиболее выдающиеся достижения её труда. [3]
Итак, можно видеть различные подходы к трактовке борьбы с экстремизмом и определению объединяющей национальной идеи, а также способов её реализации. Однако общность взглядов заключается в том, что базовой идеей считается патриотизм. При этом патриотизм выступает нравственной базой для жизнеспособности государства и выступает в виде мобилизационного ресурса развития.
Литература:
- Ореховская Н. А. Об общей культуре первокурсника технического вуза / Н. А. Ореховская // Высшее образование в России. -2014. — № 3. — С. 135–139.
- Ореховская Н. А. Толерантность массового сознания молодежи как фактор социально -политической стабильности российского общества / Н. А. Ореховская // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2011. — № 3. — С. 145–150.
- Ореховская Н. А. Массовый героизм в Великой Отечественной войне как феномен массового сознания многонационального советского народа / Н. А. Ореховская // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные общества, его цементирующей основой. Патриотизм — это верность отцу и матери, верность роду и Отечеству, это правдивость и нежность, доброта и бесстрашие, которое всегда вместе, ибо сострадание есть отвага души. Значит, патриотизм — это преданность всем своим истокам. Патриотизм есть то, что не имеет специализации, не прикладывается к диплому, не тем более, к должности. Патриотизм есть достоинство и совесть, ибо он морально-психологическое здоровье общества науки. — 2011. — № 4(96). — С. 256–261.
- Яновский Р. Г. Патриотизм: О смысле созидающего служения человеку, народу России, Отечеству / Р. Г. Яновский. — М., 2004. — С. 406.