Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Патриотические ценности как основа нравственного воспитания молодого поколения

Педагогика
05.06.2023
972
Поделиться
Библиографическое описание
Родионов, А. С. Патриотические ценности как основа нравственного воспитания молодого поколения / А. С. Родионов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 434-436. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103708/.


Данная статья проводит анализ проблематики этического и патриотического формирования современного молодого поколения, выделяет важность культурного наследия и традиционных духовных ценностей в процессе патриотического становления обучающийся молодежи. Далее в тексте освещается их проникновение в величественные страницы исторического прошлого нашей страны, включая формирование активного жизненного курса. Представлена значимость патриотического и этического воспитания в условиях современной глобализации и угрозе утратить национально-государственную идентичность.

Работа посвящена вопросам патриотического становления подрастающего поколения, механизмы и предпосылки развития патриотических убеждений молодого поколения, а также целеполагания в рамках военно-патриотического воспитательного процесса. В контексте современной России, трактовка патриотизма часто сводится к знаниям, накопленным в предыдущих эпохах. Экспрессия патриотического чувства может проявляться через множество форм: ощущение гордости за свою родину, свой народ, уважение к историческому наследию своего государства, заботливое отношение к национальным традициям и ценностям. Мотивационный профиль действий, идеолого-мировоззренческая готовность, нравственно-этическая устойчивость, критико-оценочное отношение к себе и окружающим представляют собой степень патриотического воспитания личности. Обсуждаются функции патриотического воспитания и их исполнение в современных социокультурных условиях.

Для более глубокого проникновения в сущность вопросов, предлагается внимательно изучить данный научный обзор. Предмет научного обсуждения весьма привлекателен и отвечает актуальным запросам в эпоху духовно-этического дисбаланса, который порожден значительными социо-экономическими трансформациями, происходящими в современном российском обществе. Образовавшаяся социальная динамика побуждает нас к рефлексии по поводу восстановления утраченных духовных парадигм, этических и патриотических гидов в процессе образовательной работы с молодыми людьми.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, молодое поколение, социо-экономические трансформации, духовно-этический дисбаланс, образовательная работа, военно-патриотическое воспитание, традиционные духовные ценности, мотивационный профиль действий, нравственно-этическая устойчивость, критико-оценочное отношение, современная Россия, социальная динамика, восстановление утраченных духовных парадигм, идеолого-мировоззренческая готовность, патриотические гиды, образовательный процесс, педагогическая наука.

В актуальной российской действительности только недавно начало уделяться приоритетное внимание вопросам патриотического и гражданско-патриотического воспитания. Постепенно формируется осознание, что апатия и недостаток интереса к своему государству могут способствовать снижению уровня морали и духовности, что, в свою очередь, может привести к регрессии Российского общества, затуханию исторической сознательности, и в долгосрочной перспективе, к угасанию Отечества. Таким образом, представляется необходимым формировать в детях и подрастающем поколении идентичность гражданина и патриота России посредством разнообразных методов работы, например, через исследовательскую активность, ведь на культе памяти о погибших героях воспитывалось не одно поколение, и не только на территории постсоветского пространства, но и во всем мировом сообществе [1].

Центральную функцию в становлении личности молодого индивида играет этика. Россия испытывает острое потребность в восстановлении этических ценностей, прежде всего, чувства патриотизма. В. В. Путин акцентировал патриотизм как основную общенациональную концепцию возрождения и объединения российского общества. Без патриотических чувств, связи с Россией, её величественным историческим наследием, мы не в состоянии построить наше великое будущее! Патриотизм — ключевой элемент духовно-нравственного воспитания, фундамент здоровой государственности, основа его жизнеспособности, одно из существенных условий эффективности деятельности системы государственных институтов, особенно в условиях современного международного контекста, где мировое сообщество представляет угрозу единства и целостности исконных традиционных убеждений граждан Российской Федерации. [4].

Как широко известно, патриотизм является не иннативной, а социальной чертой, следовательно, он не передается по биологическому наследству, но вместо этого формируется средой социокультурной среды. Одним из существенных элементов патриотического воспитания является конструирование представления о Родине. Апогеем патриотического воспитания является принятие себя как гражданина России, формирование национальной самоидентификации и соответствующей ей идеологической ориентации. В данной сфере, первоочередные задачи патриотического воспитания обучающего корпуса, которые включают в себя развитие основ патриотической философии, любовь к Родине, лежат на плечах системы российских общеобразовательных и высших учебных заведений.

Миссии, связанные с духовно-этическим и патриотическим воспитанием, были артикулированы в регламентных документах Правительства РФ. Это распоряжение, датированное 29 мая 2015 года, № 996-р, подтверждающее «Стратегию развития воспитательной системы в Российской Федерации до 2025 года», в котором приведены основные традиционные духовные принципы России (филантропия, справедливость, честь, совесть, воля, личная интегритетность, вера в благие намерения и стремление к выполнению этического долга перед собой, семьей и Отечеством); Постановление от 12 ноября 2020 г. № 2945-р «О государственной программе «по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации» на период до 2025 года;

Чувство гордости за культурные и научные триумфы страны должно пронизывать обучение студентов всех специальностей, включая преподавание технических и естественных дисциплин [5]. Однако, ключевую роль здесь, безусловно, играют социогуманитарные дисциплины. Крайне важно, чтобы люди осознавали историю своего государства, помнили о подвигах предшественников, осознавали русские традиции и культуру, владели русским языком.

Для эффективной самореализации подрастающего поколения, гражданская активность становится критическим условием, способствующим раскрытию их творческих и профессиональных возможностей [7]. В эпоху бурного прогресса цифровых инноваций и всемирной паутины, императивно сохранять уважение к моральным ценностям, ценить достижения предшественников, приобретённые ими непосильным трудом. Изо дня в день мы сталкиваемся с сообщениями о профанации памятников, искажении исторических фактов, утрате памяти о героических деяниях наших предков. Способность эффективно противостоять дегуманизации общества и поддерживать уважительное отношение к окружающим придает правильное нравственное и патриотическое воспитание.

Нравственно зрелое патриотическое самосознание способно к гармоничному сочетанию индивидуальных и общественных интересов, противодействию внешним факторам, подрывающим социальный уклад и потенциал. В современные времена, когда мы испытываем беспрецедентное политическое и идеологическое давление со стороны мирового сообщества, с навязыванием иллюзорных демократических западных ценностей, которые разрушают не только многовековые нравственные установки Европы, но и приводят к потере самоидентификации старейших европейских наций, особенно актуальными становятся идеи восстановления традиционных морально-этических ориентиров. Сегодня духовно-нравственные ценности и патриотическое самосознание служат ключевым инструментом в решении многочисленных задач на государственном уровне.

Процесс формирования нравственного и патриотического сознания обучающихся не должен ограничиваться учебной средой. Активность школьников вне класса приобретает значимость, включая участие в добровольческих проектах, оказание помощи ветеранам, пожилым гражданам, совместная работа по благоустройству территорий, посещение культурно-исторических объектов, таких как музеи и выставки, посвященные значимым историческим событиям.

В контексте современности, особое внимание президента направлено на стимулирование патриотизма, восстановление традиций и внедрение уважения к ветеранам, пожилому поколению и родителям. Здесь роль учебных работников оказывается критически важной: они обязаны внедрять эти ценности в молодые умы школьников и студентов, чтобы нравственные нормы и патриотизм стали для нас обыденными, и чтобы люди, в первую очередь, проявляли доброту и уважение друг к другу, оценивали природу, свою страну.

Ещё более значимым становится внедрение таких ценностей в семье, включая рассказы родителей, бабушек и дедушек о войне, о подвигах предков, о уникальных традициях нашей страны. Безусловно, такой подход приведет к желаемым результатам.

Подводя итог вышеизложенному, можно прийти к убеждению, что процесс нравственного и патриотического воспитания обеспечивает возможность молодому поколению пересмотреть своё восприятие родной страны, прочувствовать свою личную вовлечённость в её историю и культуру, и осознать свою роль в прогрессе национального развития. Для меня, как для перспективного педагога, данное понимание представляет собой исключительную важность, ввиду того что на наши плечи возложена значительная ответственность в воспитательной работе с молодёжью.

Литература:

  1. Зевелёва Е. А., Казакова Л. К., Третьякова Н. М. Задачи патриотического воспитания студентов в высшей школе. Смоленск, 2018.
  2. Зевелёва Е. А., Казакова Л. К., Третьякова Н. М. Современные аспекты социогуманитарного образования в высшей школе: взаимосвязь классических и инновационных технологий. // Стратегия развития геологического исследования недр: настоящее и будущее (К 100-летию МГРИРГГРУ). Материалы Международной научно-практической конференции. (МГРИ-РГГРУ) В 2-х томах. Том 2. М.: Изд-во НПП «Фильтроткани», 2020. С. 415–416.
  3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 22-е изд. М.: Русский язык, 1990. 921 с.
  4. Белоусов Н. А. «Патриотическое воспитание студентов как проблема педагогического образования» / Н. А. Белоусов, Т. Н. Белоусова // Патриотическое воспитание: история и современность: Сб. науч. ст. М., 2004. С. 38–41.
  5. Шульженко М. Э. Патриотическое воспитание современной молодежи / М. Э. Шульженко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый, 2019. № 47 (181). С. 240–243. URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/181/46664/ (дата обращения: 21.05.2023).
  6. Малоземов А. В. Юнармейское движение как социальная среда воспитания и развития качеств гражданина-патриота / А. В. Малоземов, В. Е. Калмыков // Социологические и педагогические аспекты образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 март 2019 г.) / редколл.: Л. А. Абрамова [и др.]. Чебоксары: ИД «Среда», 2019. С. 157–161. ISBN 978–5-6042436–1-9.
  7. Алехина А. В.1, Силютина М. В.2, Чернов А. В.3, Тестова С. Г.4, Романова М. М.5 (Российская Федерация) // «Патриотическое воспитание молодежи — основа формирования целостности общества» // Статья, С 1–5. URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44297025_83042275.pdf (Дата обращения 21.05.2023)
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
патриотическое воспитание
молодое поколение
социо-экономические трансформации
духовно-этический дисбаланс
образовательная работа
военно-патриотическое воспитание
традиционные духовные ценности
мотивационный профиль действий
нравственно-этическая устойчивость
критико-оценочное отношение
современная Россия
социальная динамика
восстановление утраченных духовных парадигм
идеолого-мировоззренческая готовность
патриотические гиды
образовательный процесс
педагогическая наука
Молодой учёный №22 (469) июнь 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 434-436):
Часть 6 (стр. 379-449)
Расположение в файле:
стр. 379стр. 434-436стр. 449

Молодой учёный