Патриотами не рождаются…
Автор: Иванова Елена Вадимовна
Рубрика: 14. Социальная работа
Опубликовано в
Дата публикации: 05.02.2016
Статья просмотрена: 591 раз
Библиографическое описание:
Иванова, Е. В. Патриотами не рождаются… / Е. В. Иванова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 84-86. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9761/ (дата обращения: 16.11.2024).
На рубеже веков, как известно, произошли значительные изменения в социально-экономических, культурно-политических и духовных устоях жизни народов России. Внезапно в стране воцарилась новая эпоха. Стали уходить на второй план веками апробированные духовно-нравственные ценности. Зародившиеся на тот момент общественные отношения вытесняли идеалы патриотизма, защитника отечества, а порой и утверждали чуждые нам духовные стандарты, разрушающие морально-политические устои страны и государства.
В последнее десятилетие в России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических традиций. Будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы, готовности к защите интересов многонационального государства. Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни — это важнейшая составляющая развития общества и государства.
Но, к сожалению, всесильные средства массовой информации порой упорно и настойчиво внедряют в сознание нового поколения идеи космополитизма, о патриотизме упоминается лишь вскользь, как о второстепенном качестве личности, потеря которого никак не сказывается на авторитете современного человека.
В современном обществе проблема патриотического воспитания детей и молодежи остается одной из актуальнейших. Она обретает новые характеристики и требует новых подходов к ее решению. Одним из таких подходов является вовлечение подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в систему патриотического воспитания, как составной части целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности.
Прежде всего, духовная личность — результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения. Духовный человек — это гражданин и патриот с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Добрый и отзывчивый, уважительно относящийся к детству, к старости, к ценностям здоровой и полноценной семьи, ведущий здоровый образ жизни, нравственно состоятельный, эстетически просвещенный. Это человек со здоровым чувством национальной гордости и развитым национальным сознанием.
Поэтому формирование патриотического самосознания подрастающего поколения сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы реабилитационного центра для несовершеннолетних. Патриотическое воспитание это не громкие слова и не формальность — это реальная необходимость в условиях работы реабилитационного центра. Дети, находящиеся в реабилитационных центрах, обделенные в своих семьях любовью и заботой, с раннего возраста столкнувшиеся с жестокостью взрослых и негативными сторонами нашего общества, практически не обладают чувством любви к Родине и гордости за неё. В них нет тяги и потребности помогать кому-то, уважать старшее поколение и быть ему за что-то благодарными. Наряду с этим они почти не знают историю нашей страны.
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Важнейшая составляющая процесса воспитания — формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.
Низкий уровень национального самосознания и любви к Отечеству, отсутствие взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми разных национальностей, населяющих территорию России и вне её, низкий уровень нравственного, эстетического, интеллектуального развития, растущая с каждым годом угроза терроризма, предательства Родины, участившиеся случаи вандализма, рост профашистских группировок все это ещё раз подчёркивают актуальность проблемы патриотического воспитания.
Все вышесказанное еще раз подчеркивает необходимость патриотического воспитания, которое должно начинаться с раннего возраста и становиться одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением. Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко — культурному наследию своего народа и всех народов России. Детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, когда ребёнок отвечает доверием к взрослому. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь. Ребёнок, не познавший в детстве силу родительской любви, не научившийся трудиться, не испытавший радость познания, не научится любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих силах и возможностях. Так как патриотами не рождаются и автоматически не становятся, то ещё в детстве необходимо заложить основы отечественной традиционной культуры, которая является базой формирования патриотизма. Ещё в детстве необходимо посеять и взрастить семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Эта цель достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, писателей, конструкторов, художников, актеров и лиц другой профессии. Ребят, проходящих реабилитацию, необходимо воспитывать в духе преданности и любви к своей Родине, растить юношей — защитников Отечества, воспитывать уважение к ветеранам войны, людям труда.
Если обратимся к толковому словарю Ожегова, то мы найдем такие значения слов «гражданский» и «патриотический»: гражданский — свойственный гражданину, как сознательному члену общества; патриотический — преданный и любящий свое Отечество, свой народ. Следовательно, гражданско-патриотическое воспитание подразумевает формирование у молодого поколения качеств гражданина-патриота, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитания чувства любви к своей Родине, малой Родине, тем местам, где мы живем, учимся, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, которые рядом, за тех, кто защищает наше Отечество. И основными задачами реабилитационного центра являются: создание условий для социализации личности, способной себя максимально реализовать, личности, ответственной за свои поступки и решения, умеющей жить в демократическом обществе и создание механизма, обеспечивающего патриотическое воспитание подростков.
Для успешного решения вышеназванных целей и задач в условиях реабилитационного центра можно использовать следующие формы и методы работы: беседы, лекции, диспуты, дискуссии, экскурсии, уроки мужества, конференции, тематические вечера, устные журналы и т. д. Существенную помощь окажет использование наглядного иллюстрированного материала, компьютерных презентаций, дидактических игр. Подготовка и проведение утренников, посвященных различным темам: день Победы 9 мая; День Защитника Отечества; День Матери и др. помогут сформировать у воспитанников чувство гордости за свою страну, свой народ, своих героев, чувство сопричастности к её истории, высокое чувство любви к Родине, готовность к серьёзным испытаниям.
Учебно-тематическое планирование должно предусматривать проведение мероприятий с воспитанниками в соответствии с календарём памятных дат истории и культуры нашего Отечества и своего родного края. Целесообразно использовать разнообразные формы работы, которые должны носить яркую эмоциональную окраску, одновременно с этим доступность по изложению, т. к. в центре дети различных возрастных групп, красочное оформление, наличие элементов занимательности, стимуляцию поисковой образовательной деятельности.
Патриотическое воспитание в реабилитационном центре — это одна из важнейших задач в работе воспитателя. Очень важно, чтобы мероприятия были не только информативными, но и глубоко эмоциональными. Нужно заставить детей переживать!
Патриотическое воспитание было бы неполным без еще одной детали. Мы учим детей состраданию. В нашем жестоком мире так мало людей, умеющих пожалеть, посочувствовать и оказать реальную помощь и поддержку тем, кто в этом нуждается.
И хотелось бы обратить особое внимание на еще один, с моей точки зрения, очень важный аспект. Мы должны научить наших детей любить! Без умения любить невозможно быть полноценным гражданином. Любить ближних, любить свою Родину, любить все живое — животных, растения, окружающий мир, и в первую очередь людей, окружающих… Этот список еще можно дополнить любовью к себе. Если человек не любит себя, то он не научится любить других. Как и всякому искусству, любви необходимо учить. Дети должны видеть и чувствовать любовь вокруг себя. Ведь это так важно для их жизни, для построения семьи и дома, для их утверждения, продвижения и успехов.
Подводя итоги всего вышеизложенного, хочется отметить, что данное направление воспитательной работы должно всегда оставаться приоритетным в деле воспитания подрастающего поколения, так как оно не только прививает любовь к Родине, воспитывает у детей толерантность, но и формирует четкую гражданскую позицию у молодых россиян. Используя работу в этом направлении, создаются условия для формирования духовно богатого, социально активного гражданина.