Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся в условиях современной школы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Нестерова, Н. Н. Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся в условиях современной школы / Н. Н. Нестерова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3701/ (дата обращения: 17.12.2024).

Статья посвящена формированию гражданственности и патриотизма у учащихся в условиях современной школы. Целью настоящей статьи является акцентирование внимания вопросам становления патриотизма и духовно-нравственного потенциала учащихся в школе.


Учитель — непосредственный проводник знаний, умений, навыков направляющая сила развития подрастающего поколения, призванный научить и воспитать ребёнка социально адаптированного и социально ориентированного. Именно поэтому роль учителя истории, воспитывающего детей на ярких примерах мировой и отечественной истории особенно важна. Надо не только дать сумму необходимых знаний, но и научить рассуждать, делать сознательный, обдуманный выбор, руководствуясь не только личными интересами, но и интересами окружающих, близких людей.

Характерной чертой современного этапа общественного развития является кризис духовных ценностей. Массовая техногенная цивилизация обезличивает как формы социальной жизни, так и самого человека. Жизнь человека утрачивает подлинное духовное содержание. Он все более отрывается от почвы, как национальной, так и гражданской. Если прежде традиция осознания своей идентичности, национальной и гражданской принадлежности, «охраняла» человека, давала ему уверенность и надежду, то нестабильность современной жизни, изменчивость бытия рождает в нем чувство неуверенности, беспокойства и зачастую даже страха. В этих условиях осмысление духовного развития личности, ее самоопределения, поиска собственной идентичности, одной из главных форм которой является национальная и гражданская идентичность, анализ духовного развития как фактора формирования национальной и гражданской идентичности является актуальной теоретико-исследовательской и социально-практической задачей.

В эпоху социальных, экономических, политических перемен, происходящих в России за последние два десятилетия проблема воспитания патриотизма учащейся молодежи не утратила своей значимости, а только ещё более обострилась Важнейшим источником жизнедеятельности государства, армии, личности, в том числе и учащейся молодежи является патриотизм. Патриотизм — это преданность Отечеству, чувство любви и гордости к своему народу, волнение, переживание за его успехи и горечи за победы и поражения стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования при защите Отечества [2]. Любовь к Отечеству включает в себя чувственное состояние человека, его убеждения, взгляды, которые формируются принятыми моральными нормами социума.

Патриотизм на уровне общественного сознания проявляется в национальной и государственной идее единства, неповторимости своего народа, традиций, морали, истории, культуры и любви к Родине. Выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности её к самоотверженному служению своему Отечеству. При этом острота проблемы заключается в том, что социальное и духовное состояние молодёжи, имеет нисходящую тенденцию и продолжает ухудшаться. В настоящее время над многими духовными ценностями общества нависла реальная угроза их утраты. Отчасти это объясняется тем, что, с одной стороны, продолжает снижаться уровень интеллектуального и культурного развития россиян, а с другой расширился круг нежелательных и опасных воздействий на их духовный мир. Социальное и политическое становление учащихся в условиях преобразования российского общества в России тесно связано с патриотическим воспитанием. Для проведения исследования был избран 6 «А» класс МБОУ «СОШ № 34 с уиоп» г. Старый Оскол. Диагностика по методике Степанова П. В., Д. В. Григорьева, И. В. Кулешовой «Личностный рост школьников» позволила ближе узнать внутреннее состояние ребят, на какие ценности они ориентируются, какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе сложились у них на данный момент.

Полученные данные обнаружили тревожную тенденцию: у подростков нет достаточного понимания собственной принадлежности к великой нации, к великому народу, нет собственного ощущения гражданами своего государства — 17 %. Диагностика показала, что значительное число обучающихся -25 %, не имеют четкого представления о патриотизме в обществе. Таким образом, анализ результатов диагностики показал, что уровень гражданственности и патриотизма у подростков в целом невысок. Поиск средств решения этой проблемы привел к необходимости формирования у обучающихся гражданственности и патриотизма на уроках обществоведческих дисциплин, что в современных условиях необходимо для компетентности и заинтересованности школьников.

Одно из центральных мест в системе воспитания учащейся молодежи занимает государственно-патриотическое воспитание. Государственный патриотизм — это высокое чувство любви граждан страны к своей стране, а также глубокое осознание ими своего гражданского, профессионального и воинского долга перед своим государством [1]. Основными характеристиками государственного патриотизма являются: постоянное ощущение связи с Родиной, с жизнью и деятельностью людей, живущих в родной стране, любовь к своему Отечеству, выраженная в конкретных делах.

В рамках государственного патриотизма следует выделить направление гражданско-патриотического воспитания, целью которого является развитие у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма как важнейших духовных, социально значимых ценностей личности и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.

Основным руководящим документом является Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», которая определяет роль патриотического воспитания во всей системе воспитательной работы в стране. Следует отметить, что годы обучения в школе — это время, гражданского, нравственного и профессионального становления человека. Обществоведческие дисциплины выступают средством не только формирования знаний учащихся, но и духовного богатства личности. В силу своей специфики история, обществознание и уроки православной культуры обладают огромным воспитательным потенциалом, поэтому их можно рассматривать в качестве одного из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как духовность, гражданственность и патриотизм.

Деятельность учащихся на уроках обществоведческих дисциплин следует рассматривать как сложное нравственно-духовное явление, не сводимое только к учебной деятельности. Сущность процесса воспитания гражданской позиции личности в условиях социума учащихся требует новых положений, подходов и разработки педагогической технологии её реализации. С учетом содержания Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» для становления духовно развитой личности учащихся в процессе занятий историей, обществознанием усилия педагога должны быть направлены:

  • на общечеловеческие ценности (любовь к Родине, к своему народу);

  • на национально-государственные ценности с опорой на национальные, традиции, сложившиеся на протяжении веков, способствующих объединению России, обеспечению безопасности народа и государства;

  • на историческую роль развития знания прошлого своей страны, народа;

  • на воспитание выполнения гражданских, профессиональных обязанностей, в содержание которых входит патриотическое воспитание;

  • на использование личностных ценностей, патриотического долга служения Отечеству, народу, готовность выступить на защиту интересов России [3].

Патриотическое воспитание — это целенаправленная деятельность по формированию духовно развитой личности, чувства верности и любви к своему Отечеству, народу, высокого уровня гражданственности, готовности к выполнению конституционного долга. В связи с этим необходима целенаправленная разработка научно- педагогических основ технологий патриотического воспитания в образовательном и воспитательном пространстве образовательных учреждений разного типа.

Формы патриотического воспитания разнообразны и многочисленны, условно эти формы разделяет на три группы.

  • Учебно-воспитательная работа, применяемая в ходе проведения учебных занятий.

  • Культурно-досуговая работа (посещение музеев, выставок, встречи с интересными людьми, экскурсионные поездки).

  • Формы, связанные с участием в создании музеев и комнат боевой славы, уходе и сбережении мемориальных памятников, монументов на местах знаменательных событий и битв, приведением в порядок воинских захоронений и др.

Патриотическое воспитание осуществляется также в ходе проведения бесед, исторических лекториев и чтений, вечеров встреч с героями боевых действий, просмотром и обсуждением кинофильмов, телепередач по военно-патриотической тематике, экскурсий по местам боевой и трудовой славы.

Мониторинг уровня познавательной активности обучающихся, мотивации к изучению отечественной истории в исследуемом классе показал следующее:


2011–2012 учебный год (%)

2012–2013 учебный год

Средний уровень

47

76

Высокий уровень

53

92


Система патриотического воспитания должна тесно сотрудничать с общественными организациями, религиозными объединениями, клубами, деятельность которых направлена на содействие формированию личности гражданина и защитника Отечества.

Конечным результатом функционирования системы патриотического воспитания должны стать духовный и культурный подъем, укрепление государства и его обороноспособности, достижение социальной и экономической стабильности.

Школа — обязательная ступень в жизни каждого человека и любого поколения, его пути к совершенству.


Литература:

  1. Калюжный А. С. Общее содержание воспитания военнослужащих: Учебное пособие. — Нижний Новгород: НГТУ, 2004. — 38 с.

  2. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования.- № 17. — сентябрь 2009. Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации — www.vestnik.edu.ru/proect.html

  3. Постановления Правительства РФ от 06.10.2011 N 823 о государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» — http://www.referent.ru

  4. http://aisorgsu.ru



Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, государственный патриотизм, патриотизм, учащаяся молодежь, Государственная программа, гражданская идентичность, отечественная история, Патриотическое воспитание граждан, Российская Федерация, Россия.

Похожие статьи

Формирование гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста посредством современных образовательных технологий

Формирование личности гражданина и патриота России в общеобразовательной школе

Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках литературы

Развитие гражданской позиции учащихся на уроках обществознания

Развитие психологической компетентности среди старших школьников в условиях среднего образования

Формирование духовно-нравственного сознания и ценностных ориентаций у подрастающего поколения

Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у учащихся дополнительного образования

Активизация толерантности в духовно-нравственном воспитании многонациональной школы

Развитие духовно-нравственных качеств и культуры толерантности у детей среднего дошкольного возраста посредством ознакомления с культурой разных народов России

Формирование основ духовно-нравственной личности ребёнка-дошкольника

Похожие статьи

Формирование гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста посредством современных образовательных технологий

Формирование личности гражданина и патриота России в общеобразовательной школе

Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках литературы

Развитие гражданской позиции учащихся на уроках обществознания

Развитие психологической компетентности среди старших школьников в условиях среднего образования

Формирование духовно-нравственного сознания и ценностных ориентаций у подрастающего поколения

Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у учащихся дополнительного образования

Активизация толерантности в духовно-нравственном воспитании многонациональной школы

Развитие духовно-нравственных качеств и культуры толерантности у детей среднего дошкольного возраста посредством ознакомления с культурой разных народов России

Формирование основ духовно-нравственной личности ребёнка-дошкольника