Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Формирование нравственных качеств личности

5. Педагогика общеобразовательной школы
11.03.2014
1110
Поделиться
Библиографическое описание
Михайлова, Е. А. Формирование нравственных качеств личности / Е. А. Михайлова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 128-129. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5278/.

В последнее время насущной потребностью стало воспитание духовно-нравственной личности. Эти потребности закреплены на уровне государственных документов, таких как

-       Федеральный Закон «Об образовании»;

-       Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

-       Федеральный государственный образовательный стандарт;

-       Концепция духовно-нравственного воспитания личности.

Во всех этих документах важнейшее место отводится духовно-нравственному воспитанию личности.

Воспитание — процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. [1] Целью воспитания является формирование у ребенка должных воззрений о правилах поведения в обществе и нормах морали, понятий о прекрасном, о роли семьи, долге и чести, любви к Родине… У В. П. Астафьева есть замечательные слова:

«Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина — он еще не сирота».

Воспитать достойного гражданина — значит научить его бережному отношению к людям и стране, к своему здоровью и окружающей среде.

В наше непростое время самая большая опасность не в смене политических пристрастий, не в развале экономики, а в том, что любовь к Родине, к месту, где ты родился и вырос, приобретает чаще оттенок негативный, и мы рискуем получить духовных «сирот», лишенных нравственных идеалов, понятия гражданского долга и ответственности прежде всего перед близкими людьми, а значит, и перед страной. В таких условиях возрастает роль школы в воспитании у учащихся понятий «гражданин» и «патриот».

Развивать у школьников такие качества, умения и навыки, которые будут способствовать в дальнейшем формированию гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции, ответственности и дисциплинированности — вот основа патриотического воспитания в школе.

С точки зрения Быкова А. К. в современных проблемах в молодежной среде особую актуальность приобретает формирование межэтнической толерантности, профилактика нетерпимости и экстремизма, целенаправленное формирование правовой культуры у учащейся молодежи. Важна акцентуация внимания и на теоретическом аспекте: в многонациональной стране, каковой является Россия, патриотом можно считать только того, кто уважительно относится к культуре, обычаям, правам человека другой национальности, другого вероисповедания. В патриотическом воспитании учащейся молодежи требуется еще более тесное сотрудничество государства, школы, семьи, общественных организаций, всех институтов гражданского общества. Семья на деле должна стать партнером государству в патриотическом воспитании детей и молодежи, а школа — интегрирующим центром совместной деятельности государства, семьи и общественных организаций. [2]

Общей целью гражданско-патриотического воспитания является формирование духовного и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим своего края и страны, способного стать на защиту государственных интересов России. Как известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания — нравственным, демократическим, правовым, экологическим. Оно всегда конкретно. Только дав возможность ребенку прикоснуться к этому конкретному, почувствовать себя частью конкретного общества — семейного, школьного, городского,- мы дадим возможность школьнику реализовать его личностную потребность — быть гражданином своей страны.

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:

-       утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям;

-       создание новой эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству.

Включение в воспитательную систему школы современной социальной технологии развития, обучения и воспитания — метода социальных проектов — может стать эффективным способом формирования и становления активной гражданско-патриотической позиции.

Воспитание человека-патриота невозможно без воспитания любви к родному краю. Через познание обычаев, традиций, осознание духовных идеалов и деятельность можно сформировать социальную компетенцию у учащихся. Под руководством педагогов ученики изучают прошлое семьи, родного края, историю страны. Это просчитанные, продуманные «шаги» вперед: начиная с истории своей семьи (проекты «Моя мама — лучшая на свете», «Профессии моей семьи», «Война в истории моей семьи» и т. п.) к истории родного края и страны («Урал-опорный край державы», «Исторические события в жизни уральцев»).

Как утверждал В.Сластенин, важнейшим системообразующим фактором, исходным началом функционирования педагогической системы является цель совместной деятельности учителей и учащихся, направленной на гармоничное развитие сущностных сил личности ребенка, на его самоопределение и создание условий для саморазвития [4, с.349]. Миссия школы состоит в том, чтобы развить стремление в школьниках к социальной и личностной реализации. Особую роль в реализации гражданско-патриотических качеств играет технология КТД (коллективного творческого дела). Целью КТД является стремление к общению, к познавательной активности. Эта технология разрабатывалась И. П. Ивановым в 60-е годы ХХ века [3]. Коммунарская методика не утратила своей актуальности и как нельзя лучше помогает формировать духовно-нравственные качества личности. Ряд коллективных творческих дел — это системообразующий фактор воспитательного процесса, где каждое проведенное дело имеет и логическую завершенность, и социальную направленность. Совместная коллективная деятельность (коллективные творческие дела) формируют активную позицию человека — гражданина. КТД помогает реализовать личностные качества учащихся, при этом снимается такое противоречие, как проявление только лидерских качеств, потому что работать приходится в группе, где надо уметь договариваться со сверстниками.

Выявленная социальная проблема решается в ходе КТД. Например, подготовка «Города мастеров» заставляет ребят продумать открытие какого-то своего дела (мастерской). Продукция же этой мастерской (например, коробочки для карандашей, фоторамки и т. п.) презентуется детям из социальных приютов, для которых, кроме подарков, ребята продумывают игры и развлечения.

История школы и история города, осознание себя частью этой истории и принятие ответственности за нее формируют нравственные качества выпускников школы, способствуют воспитанию патриота и гражданина.

Литература:

1.             Большая советская энциклопедия: В 30 т. — М.: «Советская энциклопедия», 1969–1978.

2.             Быков А. К. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации: на стыке двух государственных программ / А. К. Быков // Педагогика. -2011. — № 1.

3.             Иванов И. П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994.

4.             Сластенин В. А. и др., Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный