Формирование нравственных качеств личности
Автор: Михайлова Елена Анатольевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2014)
Дата публикации: 11.03.2014
Статья просмотрена: 1104 раза
Библиографическое описание:
Михайлова, Е. А. Формирование нравственных качеств личности / Е. А. Михайлова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 128-129. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5278/ (дата обращения: 16.12.2024).
В последнее время насущной потребностью стало воспитание духовно-нравственной личности. Эти потребности закреплены на уровне государственных документов, таких как
- Федеральный Закон «Об образовании»;
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт;
- Концепция духовно-нравственного воспитания личности.
Во всех этих документах важнейшее место отводится духовно-нравственному воспитанию личности.
Воспитание — процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. [1] Целью воспитания является формирование у ребенка должных воззрений о правилах поведения в обществе и нормах морали, понятий о прекрасном, о роли семьи, долге и чести, любви к Родине… У В. П. Астафьева есть замечательные слова:
«Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина — он еще не сирота».
Воспитать достойного гражданина — значит научить его бережному отношению к людям и стране, к своему здоровью и окружающей среде.
В наше непростое время самая большая опасность не в смене политических пристрастий, не в развале экономики, а в том, что любовь к Родине, к месту, где ты родился и вырос, приобретает чаще оттенок негативный, и мы рискуем получить духовных «сирот», лишенных нравственных идеалов, понятия гражданского долга и ответственности прежде всего перед близкими людьми, а значит, и перед страной. В таких условиях возрастает роль школы в воспитании у учащихся понятий «гражданин» и «патриот».
Развивать у школьников такие качества, умения и навыки, которые будут способствовать в дальнейшем формированию гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции, ответственности и дисциплинированности — вот основа патриотического воспитания в школе.
С точки зрения Быкова А. К. в современных проблемах в молодежной среде особую актуальность приобретает формирование межэтнической толерантности, профилактика нетерпимости и экстремизма, целенаправленное формирование правовой культуры у учащейся молодежи. Важна акцентуация внимания и на теоретическом аспекте: в многонациональной стране, каковой является Россия, патриотом можно считать только того, кто уважительно относится к культуре, обычаям, правам человека другой национальности, другого вероисповедания. В патриотическом воспитании учащейся молодежи требуется еще более тесное сотрудничество государства, школы, семьи, общественных организаций, всех институтов гражданского общества. Семья на деле должна стать партнером государству в патриотическом воспитании детей и молодежи, а школа — интегрирующим центром совместной деятельности государства, семьи и общественных организаций. [2]
Общей целью гражданско-патриотического воспитания является формирование духовного и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим своего края и страны, способного стать на защиту государственных интересов России. Как известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания — нравственным, демократическим, правовым, экологическим. Оно всегда конкретно. Только дав возможность ребенку прикоснуться к этому конкретному, почувствовать себя частью конкретного общества — семейного, школьного, городского,- мы дадим возможность школьнику реализовать его личностную потребность — быть гражданином своей страны.
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:
- утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям;
- создание новой эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству.
Включение в воспитательную систему школы современной социальной технологии развития, обучения и воспитания — метода социальных проектов — может стать эффективным способом формирования и становления активной гражданско-патриотической позиции.
Воспитание человека-патриота невозможно без воспитания любви к родному краю. Через познание обычаев, традиций, осознание духовных идеалов и деятельность можно сформировать социальную компетенцию у учащихся. Под руководством педагогов ученики изучают прошлое семьи, родного края, историю страны. Это просчитанные, продуманные «шаги» вперед: начиная с истории своей семьи (проекты «Моя мама — лучшая на свете», «Профессии моей семьи», «Война в истории моей семьи» и т. п.) к истории родного края и страны («Урал-опорный край державы», «Исторические события в жизни уральцев»).
Как утверждал В.Сластенин, важнейшим системообразующим фактором, исходным началом функционирования педагогической системы является цель совместной деятельности учителей и учащихся, направленной на гармоничное развитие сущностных сил личности ребенка, на его самоопределение и создание условий для саморазвития [4, с.349]. Миссия школы состоит в том, чтобы развить стремление в школьниках к социальной и личностной реализации. Особую роль в реализации гражданско-патриотических качеств играет технология КТД (коллективного творческого дела). Целью КТД является стремление к общению, к познавательной активности. Эта технология разрабатывалась И. П. Ивановым в 60-е годы ХХ века [3]. Коммунарская методика не утратила своей актуальности и как нельзя лучше помогает формировать духовно-нравственные качества личности. Ряд коллективных творческих дел — это системообразующий фактор воспитательного процесса, где каждое проведенное дело имеет и логическую завершенность, и социальную направленность. Совместная коллективная деятельность (коллективные творческие дела) формируют активную позицию человека — гражданина. КТД помогает реализовать личностные качества учащихся, при этом снимается такое противоречие, как проявление только лидерских качеств, потому что работать приходится в группе, где надо уметь договариваться со сверстниками.
Выявленная социальная проблема решается в ходе КТД. Например, подготовка «Города мастеров» заставляет ребят продумать открытие какого-то своего дела (мастерской). Продукция же этой мастерской (например, коробочки для карандашей, фоторамки и т. п.) презентуется детям из социальных приютов, для которых, кроме подарков, ребята продумывают игры и развлечения.
История школы и история города, осознание себя частью этой истории и принятие ответственности за нее формируют нравственные качества выпускников школы, способствуют воспитанию патриота и гражданина.
Литература:
1. Большая советская энциклопедия: В 30 т. — М.: «Советская энциклопедия», 1969–1978.
2. Быков А. К. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации: на стыке двух государственных программ / А. К. Быков // Педагогика. -2011. — № 1.
3. Иванов И. П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994.
4. Сластенин В. А. и др., Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.