Психолого-педагогическое обеспечение формирования гражданской идентичности в воспитательно-образовательном пространстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 18.02.2016

Статья просмотрена: 1822 раза

Библиографическое описание:

Качалова, И. Н. Психолого-педагогическое обеспечение формирования гражданской идентичности в воспитательно-образовательном пространстве / И. Н. Качалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5.1 (109.1). — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26314/ (дата обращения: 15.11.2024).



Проблема становления у подрастающего поколения России гражданской идентичности на современном этапе обусловлена рядом причин:

—во-первых, в основе каждого вида воспитания содержится определенный значимый компонент: в гражданском — правовой или этически-правовой, в патриотическом — нравственный или духовно-нравственный.

—во-вторых, гражданское воспитание связывают с потребностью человека как гражданина реализовать свою гражданскую позицию, правовую культуру, свои права, обязанности, проявить гражданскую компетентность, гражданское самосознание в обществе, а гражданское воспитание традиционно связывают преимущественно с воспитанием готовности человека служить своему народу, Родине.

—в-третьих, в обычной жизни человек, являясь гражданином своего государства, проявляет свою позицию, патриотические качества, через гражданские намерения, а его гражданская идентичность связана с патриотическими чувствами.

Гражданственность — это личностное качество человека, которое является важнейшей характеристикой активной самореализации человека в гражданской жизнедеятельности в интересах общества и самого человека и отражает его патриотические чувства.

Поликультурность общества требует повышенного внимания к самоактуализации, толерантности и коммуникационному взаимодействию его членов, свободе личностного выбора и ответственности. «Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, — отмечается в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, — его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны» [3, с.54].

К гражданско-патриотическим качествам личности относят любовь к Родине, желание жить на Родине, желание приносить пользу Родине, чувства уважения к традициям, почитания народных святынь (памятники героям, народные праздники); признательности и благодарности нашим отцам и дедам, гордости за достижения граждан страны и родного края желание изменить жизнь в стране к лучшему; желание выполнять свой гражданский долг, участвовать в гражданских акциях, выражать свою гражданскую позицию.

Система образования — важнейший институт социализации личности, ведущий фактор сохранения и развития национальных культур и языков, действенный инструмент культурной и политической интеграции современного общества.

Образовательная политика Российской Федерации отражает национально-культурные и общегосударственные интересы в сфере образования. Вместе с тем она учитывает общие тенденции мирового развития, которые требуют модернизации российского образования.

В российском государстве воспитательная деятельность образовательных учреждений направлена на формирование у учащихся российской идентичности, т. е. осознания себя как носителя российской культуры и гражданина России.

В последнее время на разных экспериментальных площадках страны, в научных институтах и РАО, в средствах массовой информации идет активное обсуждение проблем воспитания: какой должна быть концепция воспитания в новой российской школе, какие принципы должны быть положены в основу воспитания, чтобы преодолеть разрыв гражданских позициях между поколениями и кризис гражданской идентичности, избавиться от ранее выработанных шаблонов в воспитании гражданственности.

В последние годы идея формирования российской идентичности была положена в основу новой воспитательной концепции. Было предложено различать три составляющих российской идентичности — этническую, гражданскую и общечеловеческую, а результаты образовательного процесса сгруппировать по следующим компонентам: знаньевому, ценностному и деятельностному. Российское самосознание связано в этом подходе с формированием гражданской идентичности, которая устанавливает связь учащихся с Россией. Сформированность этой идентичности проверяется наличием у ребенка знаний о русской культуре и истории, о современной социальной и политической ситуации в стране, а также чувства гордости за Россию.

Для решения этой задачи российской школе необходимо создать целый комплекс психолого-педагогических условий для становления у подрастающего поколения российской гражданской идентичности:

  • во-первых, формировать теоретические представления о достижения страны и культуре народа;
  • во-вторых, создать систему мониторинга процессов формирования российской идентичности;
  • в-третьих, реализовывать педагогические технологии воздействия на эти процессы.

На становление гражданской идентичности нацелены образовательные программы общественных наук, программа воспитания и социализации, внеурочная деятельность.

Формирование гражданской идентичности определяется как ключевая инновационная задача, миссия общего образования, поставленная временем перед педагогами, связанная с необходимостью обеспечить культурное наследование в демократическом поликультурном многонациональном социуме [3, с.109].

Для решения этой задачи образовательным учреждениям необходимы:

  1. Разработанные образовательные технологии;
  2. Толерантная образовательная среда образовательного учреждения;
  3. Решение на новом уровне вопросов организации самоуправления как инструмента становления гражданской идентичности.

Педагогические технологии — это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, охватывающая определенную область образовательной деятельности [4, с.65].

Специальных технологий формирования гражданской идентичности пока нет. Разработка, опробование и применение их — проблема ближайшего будущего системы образования. Эта проблема может решаться на основе уже имеющегося опыта и возможностью применения используемых технологий:

  • технология исследовательского (проблемного) обучения;
  • технологии обучения в сотрудничестве;
  • личностно-ориентированного обучения и воспитания;
  • технологий коллективного взаимодействия;
  • технологии творческой деятельности и др. [1, с.87].

В процессе работы по формированию российской государственной идентичности могут быть использованы интерактивные формы и методы обучения: презентации, дискуссии, эвристическая беседа, «мозговой штурм», «деловая игра», «круглый стол», конкурсы творческих работ, ролевые игры, тренинги, кейс-метод, коллективные решения творческих задач и др.

Воспитательное образовательное пространство должно наполняться ценностями, общими для всех россиян, принадлежащих к разным конфессиям и этносам, живущих в разных регионах нашей страны. Эти ценности могут быть определены как базовые национальные, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России. Они передаются от поколения к поколению и обеспечивают эффективное развитие страны и являются нравственной опорой, которая позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, систему социальных отношений.

Традиционными источниками нравственности являются:

  • патриотизм (любовь к Родине, к своему народу);
  • социальная солидарность (доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; свобода личная и национальная; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
  • гражданственность (служение Отечеству; долг перед старшим поколением и семьей, соблюдение законов свобода совести и вероисповедания);
  • семья (почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода, любовь и верность);
  • труд и творчество (целеустремленность и настойчивость, творчество и созидание, трудолюбие, бережливость);
  • наука (научная картина мира, познание истины, экологическое сознание);
  • традиционные российские религии. (ценности традиционных российских религий в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах);
  • искусство и литература (духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, красота, гармония, эстетическое развитие);
  • природа (планета Земля, жизнь, родная земля, заповедная природа);
  • человечество (многообразие культур и народов, мир, прогресс человечества, международное сотрудничество) [3, с.112].

Наиболее значимыми факторами становления гражданской идентичности являются:

1) общее историческое прошлое, отражающееся в мифах, легендах и символах;

2) само название гражданской общности;

3) общий язык, который является средством коммуникации и носителем совместных смыслов и ценностей; 4)

общие культурные ценности, определенные опытом совместной жизни, построенные на принципах взаимоотношений внутри общности;

5) совместные эмоциональные переживания.

Важным условием формирования гражданской идентичности является создание системы символов. Собственная символика обеспечивает универсальные средства взаимодействия внутри данной общности, становясь идентифицирующим фактором. Символ отражает значимые для общности ценности и образы, является материализованным носителем идеи, обеспечивает мотивацию сотрудничества. Символическое пространство гражданской идентичности определяется значимыми историческими и современными знаменательных для страны событий, официальной государственной символикой, фигурами национальных героев, а также культурно-бытовыми или природными особенностями, являющимися символами жизнедеятельности общности. Центральным символом гражданской идентичности является образ Родины, в котором обобщается и концентрируется все, что связано с жизнью гражданской общности (территория, экономическое, политическое и социальное устройство, народ, проживающий на данной территории со своей культурой и языком), а также субъективное отношение к ним. Образ Родины позволяет фиксировать смыслы, интегрирующие общность, степень их значимости в общем символическом и семантическом пространстве.

Анализ современной научно-методической литературы показал, что к наиболее распространенным в массовой образовательной практике технологиям формирования гражданской идентичности можно отнести следующие:

— коммуникативные (дискуссия, беседа)

— социально-деятельностные (технология социальной пробы, технология коллективно-творческих дел, социальный проект).

— игровые (ролевая игра, деловая игра);

Становление российской гражданской идентичности, базовых национальных ценностей имеет ключевое значение не только для образования, но и для всей организации жизни в нашей стране. Она определяет самосознание российского народа, характер отношений человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни, расставляет приоритеты общественного и личностного развития.

Эти ценности выражают суть общенациональной парадигмы: «Мы — Россияне». Это то, что объединяет весь российский народ, придает ему идейность, логическую ценность и дополняется их этнической, религиозной, профессиональной и иной идентичностью, то, что позволяет нам быть единым российским народом [5].

Литература:

  1. Андрюшков А. А. Формирование российской идентичности как задачи образования: мировоззрения созидающее будущее //Вопросы образования. — 2011 — № 3.
  2. Электронный ресурс KONDAKOV HISTORI.
  3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. — М.: Народное образование. 2005 г.
  4. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под редакцией В. В. Козлова, А. М. Кондакова. 4-е изд. Доработанное. М. Просвещение. 2011.
  5. Электронный ресурс TOLERANTNOST.
Основные термины (генерируются автоматически): гражданская идентичность, российская идентичность, Россия, гражданская общность, гражданское воспитание, образ Родины, российская гражданская идентичность, российская школа, российский народ, социальная солидарность.


Похожие статьи

Психолого-педагогические основы организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении

Развитие коммуникативно-когнитивной автономии студента в учебно-профессиональной деятельности

Педагогические модели духовно-нравственного воспитания в современном образовательном пространстве

Развитие нравственно-правовой культуры студента в культурно-образовательном пространстве

Формирование иноязычной межкультурной компетенции учащихся на основе использования лингвострановедческого материала

Педагогические условия в формировании творчества у детей в процессе создания учебно-дидактического материала

Педагогические основы развития социально-активной личности

Педагогическое взаимодействие в процессе воспитания жизнеспособности у старшеклассников в этнокультурной среде

Исследовательские компетенции на уроках истории и обществознания как средство формирования учебно-воспитательного пространства

Психолого-педагогические аспекты процесса саморазвития педагога

Похожие статьи

Психолого-педагогические основы организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении

Развитие коммуникативно-когнитивной автономии студента в учебно-профессиональной деятельности

Педагогические модели духовно-нравственного воспитания в современном образовательном пространстве

Развитие нравственно-правовой культуры студента в культурно-образовательном пространстве

Формирование иноязычной межкультурной компетенции учащихся на основе использования лингвострановедческого материала

Педагогические условия в формировании творчества у детей в процессе создания учебно-дидактического материала

Педагогические основы развития социально-активной личности

Педагогическое взаимодействие в процессе воспитания жизнеспособности у старшеклассников в этнокультурной среде

Исследовательские компетенции на уроках истории и обществознания как средство формирования учебно-воспитательного пространства

Психолого-педагогические аспекты процесса саморазвития педагога

Задать вопрос