Проблема становления у подрастающего поколения России гражданской идентичности на современном этапе обусловлена рядом причин:
—во-первых, в основе каждого вида воспитания содержится определенный значимый компонент: в гражданском — правовой или этически-правовой, в патриотическом — нравственный или духовно-нравственный.
—во-вторых, гражданское воспитание связывают с потребностью человека как гражданина реализовать свою гражданскую позицию, правовую культуру, свои права, обязанности, проявить гражданскую компетентность, гражданское самосознание в обществе, а гражданское воспитание традиционно связывают преимущественно с воспитанием готовности человека служить своему народу, Родине.
—в-третьих, в обычной жизни человек, являясь гражданином своего государства, проявляет свою позицию, патриотические качества, через гражданские намерения, а его гражданская идентичность связана с патриотическими чувствами.
Гражданственность — это личностное качество человека, которое является важнейшей характеристикой активной самореализации человека в гражданской жизнедеятельности в интересах общества и самого человека и отражает его патриотические чувства.
Поликультурность общества требует повышенного внимания к самоактуализации, толерантности и коммуникационному взаимодействию его членов, свободе личностного выбора и ответственности. «Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, — отмечается в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, — его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны» [3, с.54].
К гражданско-патриотическим качествам личности относят любовь к Родине, желание жить на Родине, желание приносить пользу Родине, чувства уважения к традициям, почитания народных святынь (памятники героям, народные праздники); признательности и благодарности нашим отцам и дедам, гордости за достижения граждан страны и родного края желание изменить жизнь в стране к лучшему; желание выполнять свой гражданский долг, участвовать в гражданских акциях, выражать свою гражданскую позицию.
Система образования — важнейший институт социализации личности, ведущий фактор сохранения и развития национальных культур и языков, действенный инструмент культурной и политической интеграции современного общества.
Образовательная политика Российской Федерации отражает национально-культурные и общегосударственные интересы в сфере образования. Вместе с тем она учитывает общие тенденции мирового развития, которые требуют модернизации российского образования.
В российском государстве воспитательная деятельность образовательных учреждений направлена на формирование у учащихся российской идентичности, т. е. осознания себя как носителя российской культуры и гражданина России.
В последнее время на разных экспериментальных площадках страны, в научных институтах и РАО, в средствах массовой информации идет активное обсуждение проблем воспитания: какой должна быть концепция воспитания в новой российской школе, какие принципы должны быть положены в основу воспитания, чтобы преодолеть разрыв гражданских позициях между поколениями и кризис гражданской идентичности, избавиться от ранее выработанных шаблонов в воспитании гражданственности.
В последние годы идея формирования российской идентичности была положена в основу новой воспитательной концепции. Было предложено различать три составляющих российской идентичности — этническую, гражданскую и общечеловеческую, а результаты образовательного процесса сгруппировать по следующим компонентам: знаньевому, ценностному и деятельностному. Российское самосознание связано в этом подходе с формированием гражданской идентичности, которая устанавливает связь учащихся с Россией. Сформированность этой идентичности проверяется наличием у ребенка знаний о русской культуре и истории, о современной социальной и политической ситуации в стране, а также чувства гордости за Россию.
Для решения этой задачи российской школе необходимо создать целый комплекс психолого-педагогических условий для становления у подрастающего поколения российской гражданской идентичности:
- во-первых, формировать теоретические представления о достижения страны и культуре народа;
- во-вторых, создать систему мониторинга процессов формирования российской идентичности;
- в-третьих, реализовывать педагогические технологии воздействия на эти процессы.
На становление гражданской идентичности нацелены образовательные программы общественных наук, программа воспитания и социализации, внеурочная деятельность.
Формирование гражданской идентичности определяется как ключевая инновационная задача, миссия общего образования, поставленная временем перед педагогами, связанная с необходимостью обеспечить культурное наследование в демократическом поликультурном многонациональном социуме [3, с.109].
Для решения этой задачи образовательным учреждениям необходимы:
- Разработанные образовательные технологии;
- Толерантная образовательная среда образовательного учреждения;
- Решение на новом уровне вопросов организации самоуправления как инструмента становления гражданской идентичности.
Педагогические технологии — это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, охватывающая определенную область образовательной деятельности [4, с.65].
Специальных технологий формирования гражданской идентичности пока нет. Разработка, опробование и применение их — проблема ближайшего будущего системы образования. Эта проблема может решаться на основе уже имеющегося опыта и возможностью применения используемых технологий:
- технология исследовательского (проблемного) обучения;
- технологии обучения в сотрудничестве;
- личностно-ориентированного обучения и воспитания;
- технологий коллективного взаимодействия;
- технологии творческой деятельности и др. [1, с.87].
В процессе работы по формированию российской государственной идентичности могут быть использованы интерактивные формы и методы обучения: презентации, дискуссии, эвристическая беседа, «мозговой штурм», «деловая игра», «круглый стол», конкурсы творческих работ, ролевые игры, тренинги, кейс-метод, коллективные решения творческих задач и др.
Воспитательное образовательное пространство должно наполняться ценностями, общими для всех россиян, принадлежащих к разным конфессиям и этносам, живущих в разных регионах нашей страны. Эти ценности могут быть определены как базовые национальные, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России. Они передаются от поколения к поколению и обеспечивают эффективное развитие страны и являются нравственной опорой, которая позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, систему социальных отношений.
Традиционными источниками нравственности являются:
- патриотизм (любовь к Родине, к своему народу);
- социальная солидарность (доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; свобода личная и национальная; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- гражданственность (служение Отечеству; долг перед старшим поколением и семьей, соблюдение законов свобода совести и вероисповедания);
- семья (почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода, любовь и верность);
- труд и творчество (целеустремленность и настойчивость, творчество и созидание, трудолюбие, бережливость);
- наука (научная картина мира, познание истины, экологическое сознание);
- традиционные российские религии. (ценности традиционных российских религий в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах);
- искусство и литература (духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, красота, гармония, эстетическое развитие);
- природа (планета Земля, жизнь, родная земля, заповедная природа);
- человечество (многообразие культур и народов, мир, прогресс человечества, международное сотрудничество) [3, с.112].
Наиболее значимыми факторами становления гражданской идентичности являются:
1) общее историческое прошлое, отражающееся в мифах, легендах и символах;
2) само название гражданской общности;
3) общий язык, который является средством коммуникации и носителем совместных смыслов и ценностей; 4)
общие культурные ценности, определенные опытом совместной жизни, построенные на принципах взаимоотношений внутри общности;
5) совместные эмоциональные переживания.
Важным условием формирования гражданской идентичности является создание системы символов. Собственная символика обеспечивает универсальные средства взаимодействия внутри данной общности, становясь идентифицирующим фактором. Символ отражает значимые для общности ценности и образы, является материализованным носителем идеи, обеспечивает мотивацию сотрудничества. Символическое пространство гражданской идентичности определяется значимыми историческими и современными знаменательных для страны событий, официальной государственной символикой, фигурами национальных героев, а также культурно-бытовыми или природными особенностями, являющимися символами жизнедеятельности общности. Центральным символом гражданской идентичности является образ Родины, в котором обобщается и концентрируется все, что связано с жизнью гражданской общности (территория, экономическое, политическое и социальное устройство, народ, проживающий на данной территории со своей культурой и языком), а также субъективное отношение к ним. Образ Родины позволяет фиксировать смыслы, интегрирующие общность, степень их значимости в общем символическом и семантическом пространстве.
Анализ современной научно-методической литературы показал, что к наиболее распространенным в массовой образовательной практике технологиям формирования гражданской идентичности можно отнести следующие:
— коммуникативные (дискуссия, беседа)
— социально-деятельностные (технология социальной пробы, технология коллективно-творческих дел, социальный проект).
— игровые (ролевая игра, деловая игра);
Становление российской гражданской идентичности, базовых национальных ценностей имеет ключевое значение не только для образования, но и для всей организации жизни в нашей стране. Она определяет самосознание российского народа, характер отношений человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни, расставляет приоритеты общественного и личностного развития.
Эти ценности выражают суть общенациональной парадигмы: «Мы — Россияне». Это то, что объединяет весь российский народ, придает ему идейность, логическую ценность и дополняется их этнической, религиозной, профессиональной и иной идентичностью, то, что позволяет нам быть единым российским народом [5].
Литература:
- Андрюшков А. А. Формирование российской идентичности как задачи образования: мировоззрения созидающее будущее //Вопросы образования. — 2011 — № 3.
- Электронный ресурс KONDAKOV HISTORI.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. — М.: Народное образование. 2005 г.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под редакцией В. В. Козлова, А. М. Кондакова. 4-е изд. Доработанное. М. Просвещение. 2011.
- Электронный ресурс TOLERANTNOST.