Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Теоретические аспекты формирования гражданской идентичности у детей младшего школьного возраста

Научный руководитель
Педагогика
20.11.2025
1
Поделиться
Аннотация
В статье рассмотрены теоретические вопросы формирования гражданской идентичности у детей младшего школьного возраста. Так же изучены некоторые подходы к понятию гражданской идентичности и психологические особенности младшего школьного возраста.
Библиографическое описание
Филиппов, К. А. Теоретические аспекты формирования гражданской идентичности у детей младшего школьного возраста / К. А. Филиппов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 47 (598). — С. 441-443. — URL: https://moluch.ru/archive/598/130335.


The article discusses the theoretical issues of forming a civic identity in children of primary school age. It also examines some approaches to the concept of civic identity and the psychological characteristics of primary school age.

Keywords: civic identity education, civic identity, spiritual and moral values, primary school age, primary school students, patriotism, civic identity formation.

Актуальность темы формирования гражданской идентичности у детей младшего школьного возраста обусловлена тем, что на современном этапе развития общества происходит активное изменение социума, объясняемое быстрым движением глобализационных процессов. Российское общество находится в стадии глубокой трансформации как культурного. так и социального характера. Данные трансформации можно рассматривать как один из важнейших вызовов в многовековой истории страны.

В данных условия формирование российской гражданской идентичности у детей школьного возраста приобретает большую важность. поскольку оно позволяет в значительной степени компенсировать негативные стороны глобальных трансформационных процессов. Школьное образование может стать одним из важнейших инструментов формирования российской гражданской идентичности у детей, поскольку именно школа:

– дает возможность детям осознать собственную принадлежность к народу страны как единой общности,

– подробно знакомит детей с традиционными нравственными ценностями нашего Отечества,

– создает условия для формирования патриотизма как одной из основ духовно-нравственной культуры России.

Рассмотрим некоторые подходы к пониманию термина «гражданская идентичность».

Э. Эриксон первым ввел в психологическую науку понятие «идентичность», под которым он понимал совокупность субъективных чувств индивидуального самоотождествления, основанного на вере в наличие коллективной картины окружающего мира, которую конкретных индивид хочет разделять с другими людьми [3, с. 77].

А. Б. Гаглоева считает. что под гражданской идентичностью следует понимать значимое для человека сознательное представление о собственной принадлежности к народу конкретной страны [5, с. 349].

По мнению О. Д. Пахолко под гражданской идентичностью следует понимать совокупность следующих компонентов:

– компонент познавательного характера включает наличие у индивида комплекса правовых и политических знаний,

– компонент эмоционального характера включает позитивное отношение к своей стране,

– компонент ценностного характера включает уважение к согражданам, их взглядам и правам,

– компонент деятельностного характера включает стремление к участию в общественной жизни, наличие чувства личной ответственности. в которой человек живет [1, с. 21].

Рассмотрев представленные подходы к пониманию термина «гражданская идентичность», можно сформулировать следующее обобщающее определение указанного термина: под гражданской идентичностью следует понимать совокупность психологических и нравственных характеристик, заключающихся в осознании собственной принадлежности к народу конкретной страны и ощущении личной ценности такой принадлежности [4, с. 320].

На процессы формирования гражданской идентичности у младших школьников существенно влияют психологические особенности данного возраста.

С педагогической точки зрения к категории младшего школьного возраста можно отнести детей в возрастной группе начиная от 7 лет и завершая примерно 11 годами. Указанная возрастная категория проходит обучение в начальных классах школы [2, с. 14].

Можно выделить некоторые психологические особенности данного возраста, влияющие на процессы формирования гражданской идентичности у младших школьников:

– кроме родителей младшего школьника, к числу авторитетных взрослых для ребенка добавляется учитель,

– для младших школьников характерна высокая степень подражательности в поведении,

– также характерен достаточно высокий уровень внушаемости,

– младшие школьники очень эмоциональны и активны,

– в этом возрасте достаточно постоянно позитивное и оптимистичное настроение.

В жизни младшего школьника происходят значительные изменения социального характера:

– ребенок становится членом коллектива,

– у школьника появляется обязанность регулярно заниматься ученическим трудом,

– ребенок активно познает новые для него сведения об окружающем мире,

– ребенок усваивает существующие в обществе моральные нормы,

– все это ведет к смене стиля жизни, интересов младшего школьника и его жизненных ценностей.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) определены планируемые результаты начального образования, в том числе личностные и метапредметные результаты. К ним, в частности, относится становление у младших школьников основ гражданской идентичности в форме осознания «Я«как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю [2, с. 84].

Таким образом, основой при формировании гражданской идентичности младших школьников положены следующие базовые идеи:

– единение всех граждан страны,

– традиционные нравственные ценности народов России как базис духовной жизни общества,

– позитивное отношение к родной стране,

– уважительное отношение к многовековой истории Отечества,

– совместный труд ради процветания России.

В качестве основного подхода при формировании гражданской идентичности младших школьников можно рекомендовать деятельностный подход к организации учебного и воспитательного процесса.

Младшие школьники не должны быть пассивными потребителями информации, по возможности следует поощрять активное участие детей в учебном процессе:

– совместные дискуссии по обсуждаемым вопросам,

– индивидуальный и коллективный анализ учебного материала.

– практические занятия с использованием современных медиа-технологий.

Активные формы организации учебного процесса повышают уровень с осознанности при формировании гражданской идентичности уже в младшем школьном возрасте [1, с. 19].

При этом организация учебного процесса при формировании гражданской идентичности младших школьников должна включать как познавательный, так и эмоциональный компоненты. Усваиваемая детьми информация должна сопровождаться эмоциональным подкреплением путем использования фрагментов литературных произведений, музыки, произведений живописи и отрывков из художественных фильмов. При этом уже с младшего школьного возраста можно привлекать детей к посильному осуждению и анализу политических и исторических вопросов.

Таким образом, современная школа располагает большим потенциалом для формирования гражданской идентичности младших школьников.

Литература:

  1. Баев П. А. Гражданская и национальная идентичность россиян // Социология. 2023. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskaya-i-natsionalnaya-identichnost-rossiyan (дата обращения: 10.11.2025).
  2. Ермоленко Г. А. Политическое сознание и гражданская идентичность // Вестник МГПУ. Серия: Философские науки. 2024. № 4 (52). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskoe-soznanie-i-grazhdanskaya-identichnost (дата обращения: 15.11.2025).
  3. Караваева Ю. В. Проблемная область формирования гражданской идентичности // Теория и практика общественного развития. 2024. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnaya-oblast-formirovaniya-grazhdanskoy-identichnosti (дата обращения: 14.11.2025).
  4. Петрова Е. И. Социальная и гражданская идентичность в парадигме гражданского общества // ЭСГИ. 2024. № 3 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-i-grazhdanskaya-identichnost-v-paradigme-grazhdanskogo-obschestva (дата обращения: 17.11.2025).
  5. Разина Т. В. Национальная идентичность vs российская гражданская идентичность // Вестник Сыктывкарского университета. Серия 2: Естествознание. Медицина. 2022. № 2 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnaya-identichnost-vs-rossiyskaya-grazhdanskaya-identichnost (дата обращения: 12.11.2025).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №47 (598) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 441-443):
Часть 7 (стр. 439-513)
Расположение в файле:
стр. 439стр. 441-443стр. 513

Молодой учёный