The article discusses the theoretical issues of forming a civic identity in children of primary school age. It also examines some approaches to the concept of civic identity and the psychological characteristics of primary school age.
Keywords: civic identity education, civic identity, spiritual and moral values, primary school age, primary school students, patriotism, civic identity formation.
Актуальность темы формирования гражданской идентичности у детей младшего школьного возраста обусловлена тем, что на современном этапе развития общества происходит активное изменение социума, объясняемое быстрым движением глобализационных процессов. Российское общество находится в стадии глубокой трансформации как культурного. так и социального характера. Данные трансформации можно рассматривать как один из важнейших вызовов в многовековой истории страны.
В данных условия формирование российской гражданской идентичности у детей школьного возраста приобретает большую важность. поскольку оно позволяет в значительной степени компенсировать негативные стороны глобальных трансформационных процессов. Школьное образование может стать одним из важнейших инструментов формирования российской гражданской идентичности у детей, поскольку именно школа:
– дает возможность детям осознать собственную принадлежность к народу страны как единой общности,
– подробно знакомит детей с традиционными нравственными ценностями нашего Отечества,
– создает условия для формирования патриотизма как одной из основ духовно-нравственной культуры России.
Рассмотрим некоторые подходы к пониманию термина «гражданская идентичность».
Э. Эриксон первым ввел в психологическую науку понятие «идентичность», под которым он понимал совокупность субъективных чувств индивидуального самоотождествления, основанного на вере в наличие коллективной картины окружающего мира, которую конкретных индивид хочет разделять с другими людьми [3, с. 77].
А. Б. Гаглоева считает. что под гражданской идентичностью следует понимать значимое для человека сознательное представление о собственной принадлежности к народу конкретной страны [5, с. 349].
По мнению О. Д. Пахолко под гражданской идентичностью следует понимать совокупность следующих компонентов:
– компонент познавательного характера включает наличие у индивида комплекса правовых и политических знаний,
– компонент эмоционального характера включает позитивное отношение к своей стране,
– компонент ценностного характера включает уважение к согражданам, их взглядам и правам,
– компонент деятельностного характера включает стремление к участию в общественной жизни, наличие чувства личной ответственности. в которой человек живет [1, с. 21].
Рассмотрев представленные подходы к пониманию термина «гражданская идентичность», можно сформулировать следующее обобщающее определение указанного термина: под гражданской идентичностью следует понимать совокупность психологических и нравственных характеристик, заключающихся в осознании собственной принадлежности к народу конкретной страны и ощущении личной ценности такой принадлежности [4, с. 320].
На процессы формирования гражданской идентичности у младших школьников существенно влияют психологические особенности данного возраста.
С педагогической точки зрения к категории младшего школьного возраста можно отнести детей в возрастной группе начиная от 7 лет и завершая примерно 11 годами. Указанная возрастная категория проходит обучение в начальных классах школы [2, с. 14].
Можно выделить некоторые психологические особенности данного возраста, влияющие на процессы формирования гражданской идентичности у младших школьников:
– кроме родителей младшего школьника, к числу авторитетных взрослых для ребенка добавляется учитель,
– для младших школьников характерна высокая степень подражательности в поведении,
– также характерен достаточно высокий уровень внушаемости,
– младшие школьники очень эмоциональны и активны,
– в этом возрасте достаточно постоянно позитивное и оптимистичное настроение.
В жизни младшего школьника происходят значительные изменения социального характера:
– ребенок становится членом коллектива,
– у школьника появляется обязанность регулярно заниматься ученическим трудом,
– ребенок активно познает новые для него сведения об окружающем мире,
– ребенок усваивает существующие в обществе моральные нормы,
– все это ведет к смене стиля жизни, интересов младшего школьника и его жизненных ценностей.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) определены планируемые результаты начального образования, в том числе личностные и метапредметные результаты. К ним, в частности, относится становление у младших школьников основ гражданской идентичности в форме осознания «Я«как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю [2, с. 84].
Таким образом, основой при формировании гражданской идентичности младших школьников положены следующие базовые идеи:
– единение всех граждан страны,
– традиционные нравственные ценности народов России как базис духовной жизни общества,
– позитивное отношение к родной стране,
– уважительное отношение к многовековой истории Отечества,
– совместный труд ради процветания России.
В качестве основного подхода при формировании гражданской идентичности младших школьников можно рекомендовать деятельностный подход к организации учебного и воспитательного процесса.
Младшие школьники не должны быть пассивными потребителями информации, по возможности следует поощрять активное участие детей в учебном процессе:
– совместные дискуссии по обсуждаемым вопросам,
– индивидуальный и коллективный анализ учебного материала.
– практические занятия с использованием современных медиа-технологий.
Активные формы организации учебного процесса повышают уровень с осознанности при формировании гражданской идентичности уже в младшем школьном возрасте [1, с. 19].
При этом организация учебного процесса при формировании гражданской идентичности младших школьников должна включать как познавательный, так и эмоциональный компоненты. Усваиваемая детьми информация должна сопровождаться эмоциональным подкреплением путем использования фрагментов литературных произведений, музыки, произведений живописи и отрывков из художественных фильмов. При этом уже с младшего школьного возраста можно привлекать детей к посильному осуждению и анализу политических и исторических вопросов.
Таким образом, современная школа располагает большим потенциалом для формирования гражданской идентичности младших школьников.
Литература:
- Баев П. А. Гражданская и национальная идентичность россиян // Социология. 2023. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskaya-i-natsionalnaya-identichnost-rossiyan (дата обращения: 10.11.2025).
- Ермоленко Г. А. Политическое сознание и гражданская идентичность // Вестник МГПУ. Серия: Философские науки. 2024. № 4 (52). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskoe-soznanie-i-grazhdanskaya-identichnost (дата обращения: 15.11.2025).
- Караваева Ю. В. Проблемная область формирования гражданской идентичности // Теория и практика общественного развития. 2024. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnaya-oblast-formirovaniya-grazhdanskoy-identichnosti (дата обращения: 14.11.2025).
- Петрова Е. И. Социальная и гражданская идентичность в парадигме гражданского общества // ЭСГИ. 2024. № 3 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-i-grazhdanskaya-identichnost-v-paradigme-grazhdanskogo-obschestva (дата обращения: 17.11.2025).
- Разина Т. В. Национальная идентичность vs российская гражданская идентичность // Вестник Сыктывкарского университета. Серия 2: Естествознание. Медицина. 2022. № 2 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnaya-identichnost-vs-rossiyskaya-grazhdanskaya-identichnost (дата обращения: 12.11.2025).

