Формирование гражданской идентичности дошкольников в процессе воспитания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (255) апрель 2019 г.

Дата публикации: 26.04.2019

Статья просмотрена: 2140 раз

Библиографическое описание:

Фомина, Д. А. Формирование гражданской идентичности дошкольников в процессе воспитания / Д. А. Фомина, Е. Е. Коробова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 17 (255). — С. 238-241. — URL: https://moluch.ru/archive/255/58442/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматривается сущность гражданской идентичности, структура ее относительно детей дошкольного возраста и связь с патриотическим воспитанием. Описывается эксперимент по формированию гражданской идентичности у дошкольников старшей группы.

Введение. В настоящее время в педагогике и психологии большое внимание уделяется проблеме самоидентификации личности и формирования человека как гражданина. Мы попытались выявить сущность гражданской идентичности личности, связь ее с патриотическим воспитанием и обратились к осмыслению таких понятий как «идентичность», «гражданская идентичность».

О. А. Борисова, определяет идентичность как широкую концепцию, которая включает все качества личностных сочетаний и обусловлена массивом социальных, биологических, психологических факторов [3, 141–146].

В философии термин «идентичность» означает «…соотнесенность чего-либо (имеющего бытие) с самим собой в связности и непрерывности собственной изменчивости и мыслимая в этом качестве» [4, 382].

Э. Эриксон рассматривал идентичность как нечто двойственное. С одной стороны, оно «достигает в своем развитии кульминации и обретает некоторую целостность и законченность в пубертатный период», с другой — динамично, и может изменяться до конца жизни [6].

Философы и социологи В. Л. Абушенко, М. В. Заковоротной, отмечают основные характерные особенности идентичности:

− идентичностью обладают все, в которых «Я — образ» является субъектом, и объектом самопознания;

− идентичность не дается генетически, она формируется и развивается;

− формирование идентичности происходит длительно, отличается поисковой направленностью [1; 225].

И. Гофман указывает на то, что идентичность бывает разных видов: социальная; личностная; Я-идентичность. [2].

Одним из видов социальной идентичности является гражданская идентичность. Большинство ученых исследователей (Н. С. Махина, И. Гофман, И. А. Биневский, Е. М. Арутюнова, Н. В. Коровкина и др.) сходятся на таком определении, как «осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства», имеющее для индивида значимый смысл.

В политологическом словаре имеется следующее определение: «Гражданская идентичность является частью социальной идентичности индивида и отражает представления личности о принадлежности к государственному образованию, структурам гражданского общества, а также к представлениям о самих образованиях и структурах, их оценке индивидом и его право выбора оставаться в их составе или их покинуть» [5].

Е. В. Еремина и В. Н. Ретинская опираются на исторические традиции в России, где понятие российской идентичности может означать и государственное, и гражданское самосознание.

Отличная ситуация в России, где государственная идентичность пока еще не тождественна гражданской в первую очередь в силу того, что медленно и трудно формируется неотъемлемая часть гражданской идентичности — гражданское самосознание.

О. А. Карабанова считает, что было бы правильно отождествлять гражданскую идентичность с гражданским обществом, целью которого является создание возможностей и условий для становления человека как свободной личности и всего общества.

Опираясь на изученные научные источники, был сделан вывод: быть гражданином — это значит — быть свободным человеком, признавать и уважать интересы и права других людей.

В связи с тем, что ведущая роль в формировании гражданской идентичности личности отводится системе образования, была сформулирована цель исследования: теоретическое обоснование формирования гражданской идентичности дошкольников в процессе воспитания, создание социально-педагогических условий для эффективности процесса формирования гражданской идентичности дошкольников.

Объект исследования — дошкольники старшей группы и процесс формирования у них гражданской идентичности.

Предмет исследования — социально-педагогические условия для эффективности процесса формирования гражданской идентичности дошкольников старшей группы.

Задачи:

− изучить сущностностную характеристику гражданской идентичности личности;

− создать и апробировать программу формирования гражданской идентичности дошкольников старшей группы в процессе социализации и социальной адаптации;

− разработать критерии оценки сформированности гражданской идентичности у дошкольников;

− разработать диагностический инструментарий оценки сформированности гражданской идентичности у дошкольников.

Методы исследования и испытуемые

В исследовании приняли участие старшие дошкольники МБДОУ ЦРР «Детский сад № 162» г. Воронежа. Исследование продолжается с сентября 2018 года, на данный момент не завершено. Представленные результаты являются третьим мониторинговым срезом.

Исследование основывается на требованиях «Закона об образовании РФ», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, национального проекта «Образование».

В соответствии с перечисленными документами, одними из основных принципов государственной политики в сфере образования являются:

− гуманистический характер образования:

− здоровьесбережение и жизнесбережение;

− приоритет прав и свобод личности, свободного развития личности;

− воспитание гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры;

− бережного отношения к природе и окружающей среде:

− защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации;

− воспитание подрастающего поколения в условиях многонационального государства.

Методы исследования

  1. Изучение самооценки («Лесенка» (В. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн). Личная идентичность — это чувство устойчивости своего «Я», несмотря на те изменения, которые происходят с ребенком в процессе его роста и развития. Ребенок сам создает свою идентичность, но оценивают окружающие, поэтому идентичность зависит как от самооценки ребенка, а самооценка ребенка, в свою очередь, зависит от того, как оценивают его взрослые.
  2. Социометирия группы. Каждый ребенок нуждается в упорядоченности своей жизнедеятельности, которую он может получить только в сообществе других детей и людей.
  3. Изучение социальных ролей детей в группе. Групповая идентичность является внутренней направляющей силой и позволяет ребенку постоянно определять и подтверждать своё место в социуме, свободно ориентироваться в окружающем мире людей.

Формирование гражданской идентичности личности дошкольника имеет большое значение для образования, так как в образовательной организации сосредоточена интеллектуальная, гражданская, духовная, социальная и культурная жизнь детей, где проходит накопление социального опыта и трансформация ценностных установок.

Критерии оценки сформированности гражданской идентичности у дошкольников основаны на ее ценностях: идеалы и ценности гражданского общества; ценности человеческой жизни; семейные ценности; патриотизм; ценности личностной, социальной и государственной безопасности.

Программа формирования гражданской идентичности у дошкольников старшей группы включала следующие тематические занятия

Сентябрь — историческое краеведение. История Костенки.

Октябрь — «Семь раз отмерь, а один раз отрежь». «Метафора моей жизни».

Ноябрь — «Семья — моя наивысшая ценность». «Я люблю свою семью».

Декабрь — «Россия — моя страна».

Январь — «Праздники и традиции России», «Дети других стран и их праздники».

Февраль — «Памятники города». «Почему мы празднуем Масленицу?».

Март — «Колесо истории». «Флаг России».

Апрель — «Дружба народов». «Герб Воронежа».

Май — «День Победы». «Прославившиеся люди нашего города».

Июнь — «12 июня — государственный праздник Российской Федерации».

Результаты и их обсуждение

Учитывая возрастные этапы формирования гражданской идентичности дошкольников, нами были определены показатели ее сформированности для старшей группы.

Показателями познавательного критерия являются: этническая составляющая; сформированность системы знаний истории края, культуры своего народа; знание символов области и города; знание писателей, деятелей культуры города.

Общероссийская составляющая критериев: наличие представления о своей принадлежности к российскому обществу; сформированность системы знаний о единстве и многообразии многонационального российского народа.

Общечеловеческая составляющая критериев: наличие представления о своей принадлежности к мировому сообществу; сформированность экологического мышления; сформированность системы знаний о здоровом образе жизни.

Проведенная вначале исследования диагностика показала необходимость проведения воспитательной деятельности по формированию гражданской идентичности у дошкольников. Реализация программы дала положительные результаты и 66 % детей. 30 % детей имеют средний результат сформированности гражданской идентичности. У детей с ограниченными возможностями здоровья, которые составили 1 % идентичность не сформирована. И 3 % — низкий уровень сформированности. Однако, эти показатели выше в два раза с показателями начала эксперимента.

Таким образом, социально-педагогические условия предполагают создание образовательной среды, включающей духовно-нравственную, социально-психологическую, историческую, патриотическую составляющие, направленные на формирование гражданской идентичности дошкольников. А эффективность формирования гражданской идентичности дошкольников в процессе воспитания определяется выбором таких форм организации образовательного процесса, которые в большей степени соответствуют их природе, особенностям развития.

Литература:

  1. Абушенко, В. Л. Большой энциклопедический словарь: Философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия [Текст] / В. Л. Абушенко, В. И. Аксютченко, В. Л. Ананьев; ред.-сост. С. Ю. Солодовников. — М.: МФЦП, 2002. — 1008 с.
  2. Антонова, Н. В. Проблема личностной идентичности в западной психологии [Текст] / Н. В. Антонова // Вопросы психологии. — 1996. — № 1.
  3. Борисова, О. А. Ускользающая идентичность или анализ категории «идентичность» в рамках структурно-конструктивистского подхода [Текст] / 373 О. А. Борисова // Вестник Удмуртского университета. — 2006. — № 3. — С. 141–146.
  4. Всемирная энциклопедия: Философия XX век [Текст] / Гл. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. — М.: АСТ, Мн.: Харвест, Совр. литератор, 2002. — 976 с.
  5. Даниленко, В. И. Современный политологический словарь [Текст] / В. И. Даниленко. — М.: Изд-во Nota Bene, 2000. — 1016 с.
  6. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон. — М.: Прогресс, 1996. — 344 с.
Основные термины (генерируются автоматически): гражданская идентичность, гражданская идентичность дошкольников, старшая группа, гражданская идентичность личности, гражданское общество, дошкольник, идентичность, ребенок, Россия, Российская Федерация.


Похожие статьи

Формирование толерантности у младших школьников как психолого-педагогическая проблема

В статье обосновывается актуальность проблемы формирования толерантности у младших школьников средствами детского клуба в условиях инклюзивной практики; раскрывается сущность понятия «толерантность» и ее основные компоненты; определяются критерии тол...

Связь социального поведения дошкольников средней и старшей группы ДОУ и эмоциональной привязанности к матери

Статья посвящена изучению эмоциональной привязанности к матери дошкольников средней и старшей группы ДОО и влияние этой привязанности на социальное поведение. Обсуждаются вопросы социальной адаптации. Обращено внимание на раннюю профилактику возможны...

Трудовая деятельность как средство развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются вопросы развития самостоятельности детей дошкольного возраста в трудовой деятельности. Раскрыта значимость и необходимость развития самостоятельности, начиная с дошкольного детства. Выделяются структурные компоненты самостоят...

Воспитание гражданственности и патриотизма как стратегия успешной социализации учащихся

Затрагивает актуальную проблему воспитания младших школьников. Гражданско-патриотическое воспитание является важным элементом социализации учащихся. В статье описана система работы, представлены формы и методы для воспитания гражданина-патриота.

Мини-экспедиции в природу — как фактор реализации метода проектирования с детьми дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема воспитания экологической культуры в дошкольном возрасте и формирование основ экологического мировоззрения. Представлен практический опыт формирования культурно-экологического воспитания через организацию мини-экспеди...

Формирование культуры поведения у старших дошкольников в детском саду

В данной статье рассмотрены многогранные стороны воспитания культуры поведения дошкольников в разных видах деятельности. Указывается, что на формирование культуры поведения ребенка влияет социальная среда и воспитательный процесс в обществе и семье.

Нравственное воспитание дошкольников на примере подвигов оскольчан в годы войны

Статья посвящена вопросам нравственного воспитания детей дошкольного возраста, рассматривает основные направления деятельности по формированию нравственных качеств детей.

Роль межличностных отношений в психологическом развитии младшего школьника

В статье анализируются проблемы межличностных отношений детей младшего школьного возраста со сверстниками. Изучены особенности формирования их личностных качеств посредством межличностных отношений. Произведен анализ этапов вхождения младшего школьни...

Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности ребенка старшего дошкольного возраста, игровая деятельность старших дошкольников как эффективное средство их социализации, а также условия социал...

Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте

В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...

Похожие статьи

Формирование толерантности у младших школьников как психолого-педагогическая проблема

В статье обосновывается актуальность проблемы формирования толерантности у младших школьников средствами детского клуба в условиях инклюзивной практики; раскрывается сущность понятия «толерантность» и ее основные компоненты; определяются критерии тол...

Связь социального поведения дошкольников средней и старшей группы ДОУ и эмоциональной привязанности к матери

Статья посвящена изучению эмоциональной привязанности к матери дошкольников средней и старшей группы ДОО и влияние этой привязанности на социальное поведение. Обсуждаются вопросы социальной адаптации. Обращено внимание на раннюю профилактику возможны...

Трудовая деятельность как средство развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются вопросы развития самостоятельности детей дошкольного возраста в трудовой деятельности. Раскрыта значимость и необходимость развития самостоятельности, начиная с дошкольного детства. Выделяются структурные компоненты самостоят...

Воспитание гражданственности и патриотизма как стратегия успешной социализации учащихся

Затрагивает актуальную проблему воспитания младших школьников. Гражданско-патриотическое воспитание является важным элементом социализации учащихся. В статье описана система работы, представлены формы и методы для воспитания гражданина-патриота.

Мини-экспедиции в природу — как фактор реализации метода проектирования с детьми дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема воспитания экологической культуры в дошкольном возрасте и формирование основ экологического мировоззрения. Представлен практический опыт формирования культурно-экологического воспитания через организацию мини-экспеди...

Формирование культуры поведения у старших дошкольников в детском саду

В данной статье рассмотрены многогранные стороны воспитания культуры поведения дошкольников в разных видах деятельности. Указывается, что на формирование культуры поведения ребенка влияет социальная среда и воспитательный процесс в обществе и семье.

Нравственное воспитание дошкольников на примере подвигов оскольчан в годы войны

Статья посвящена вопросам нравственного воспитания детей дошкольного возраста, рассматривает основные направления деятельности по формированию нравственных качеств детей.

Роль межличностных отношений в психологическом развитии младшего школьника

В статье анализируются проблемы межличностных отношений детей младшего школьного возраста со сверстниками. Изучены особенности формирования их личностных качеств посредством межличностных отношений. Произведен анализ этапов вхождения младшего школьни...

Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности ребенка старшего дошкольного возраста, игровая деятельность старших дошкольников как эффективное средство их социализации, а также условия социал...

Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте

В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...

Задать вопрос