В статье автор раскрывает содержание гражданской идентичности, выявляя психологические основы ее формирования у индивидов в возрасте от 14 до 30 лет.
Ключевые слова : гражданская идентичность, патриотизм, общность, принадлежность, осознанность, молодежь.
В современном мире проблема идентичности приобретает особую актуальность, поскольку глобализация и миграционные процессы приводят к смешению культур и усложнению самоопределения индивидов. Каждый человек стремится идентифицировать себя с какой-либо социальной группой. Особенно явно это стремление проявляется в подростковом и юношеском возрасте.
По мнению А. Н. Леонтьева, исследование изменений в представлениях о стране является одной из ключевых задач психологии [3]. Ведь именно через призму общественных отношений можно понять особенности индивидуального сознания. Изучая структуру этих представлений, мы можем лучше понять, как формируются гражданская и региональная идентичность.
В литературе можно найти два определения понятия гражданская идентичность. Первое — осознание индивидом принадлежности к какой-то общности. Согласно этому люди осознают свою принадлежность к гражданскому обществу. Гражданская идентичность, в данном случае, рассматривается как часть социальной идентичности — то есть как осознание человеком своей принадлежности к определённой социальной группе, а также как эмоциональное и ценностное отношение к этой группе. (Г. Тэджфел). Второе — феномен коллективного сознания [5].
Для индивида функция гражданской идентичности заключается в реализации базисных потребностей личности в принадлежности к группе. Она определяется в большинстве случаев волей обстоятельств (рождение, проживание) — данностью, а не индивидуальным сознательным решением.
Структура ее включает в себя три основных элемента: когнитивный — знание о принадлежности к данной социальной общности, ценностный — наличие позитивного/негативного отношения к факту принадлежности и эмоциональный — принятие/непринятие гражданской общности в качестве группы членства, как результат действия двух первых. Знание о принадлежности к гражданской общности предполагает наличие представлений об идентифицирующих признаках, принципах и основах данного объединения, гражданстве и характере взаимоотношений гражданина и государства и граждан между собой.
Важнейшими составляющими эмоционального компонента гражданской идентичности являются чувства гордости или стыда, вызванные гражданской общностью и принадлежностью к ней. Гордость за свою страну представляет собой важнейший индикатор отношения к гражданской принадлежности как к ценности. Таким образом, ее становление фиксируется не только фактом осознания гражданской принадлежности, но и в большей степени тем отношением, которое к ней проявлено, и принятием данного факта как значимого в жизни человека. Базовым идентифицирующим механизмом является патриотизм как чувство приверженности гражданской общности, признание ее значимой ценностью.
Особое значение имеют следующие друг за другом возрастные переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, — утверждал Л. С. Выготский, ― есть основной момент при переходе от возраста к возрасту» [1]. Именно поэтому важно заранее создавать основу для формирования идентичности. Среди факторов становления и поддержания гражданской идентичности наиболее значимы:
1) общее историческое прошлое (общая судьба), укореняющее существование данной общности, воспроизводящееся в мифах, легендах и символах;
2) самоназвание гражданской общности;
3) общий язык, являющийся средством коммуникации и условием выработки разделяемых смыслов и ценностей;
4) общая культура (политическая, правовая, экономическая), построенная на определенном опыте совместной жизни, фиксирующая основные принципы взаимоотношений внутри общности и ее институционального устройства;
5) переживание данным сообществом совместных эмоциональных состояний, особенно связанных с реальными политическими действиями.
Важным аспектом в формировании гражданской идентичности молодежи является образ Родины. Он концентрирует и обобщает всё, что связано с жизнью гражданской общности. В него входят как объективные характеристики жизнедеятельности, такие как территория, экономическое и политическое устройство, народ с его культурой и языком, так и субъективное отношение к ним. Этот образ является своеобразным индикатором гражданской идентичности, так как позволяет выявить смыслы и тенденции, которые объединяют людей, а также степень их значимости. В связи с чем, патриотическое воспитание становится одной из основ, на которой формируется гражданская идентичность.
Гражданская идентичность выступает основой группового самосознания, интегрирует население страны и является залогом стабильности государства. Идея гражданской идентичности позволяет достичь консолидации при сохранении этнической самобытности народов.
Становление гражданской идентичности определяется не только фактом гражданской принадлежности, но тем отношением и переживанием, с которыми связана эта принадлежность. Гражданская идентичность тесно связана с потребностью в установлении связей с другими людьми. Она включает в себя не только осознание индивидом своей принадлежности к гражданской общности, но и восприятие значимости этой общности, представление о принципах и основах данного объединения, принятие поведенческой модели гражданина, осознание целей и мотивов деятельности, представление о характере взаимоотношений граждан между собой [4].
Примечательно, что образование так же является немаловажным фактором развития гражданской идентичности. Согласно приказу Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”, федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования обеспечивает формирование российской гражданской идентичности обучающихся как составляющей их социальной идентичности, представляющей собой осознание индивидом принадлежности к общности граждан Российской Федерации, способности, готовности и ответственности выполнения им своих гражданских обязанностей, пользования прав и активного участия в жизни государства, развития. Это напрямую указывает на роль образования в процессе формирования гражданской идентичности.
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования указано, что образование выполняет консолидирующую функцию в отношении всех индивидов общества, помогает сплачивать людей перед лицом внешних и внутренних вызовов, укрепляет социальную солидарность, повышает уровень доверия человека к жизни в обществе, к согражданам, государству, настоящему и будущему своей страны [2].
В заключении можно отметить, что гражданская идентичность играет ключевую роль в формировании гражданского общества. Она служит основой для самосознания группы людей, объединяя их в коллективный субъект. Эта идентичность способствует интеграции населения страны и является фундаментом стабильности государства.
Существуют следующие психологические факторы, влияющие на становление и поддержание гражданской идентичности современной молодежи. К ним относятся: общее историческое прошлое (общая судьба). Укореняющее существование данной общности, воспроизводящееся в мифах, легендах и символах; самоназвание гражданской общности; общий язык; общая культура; переживание данным сообществом совместных эмоциональных состояний, особенно связанных с реальными политическими действиями.
Литература:
1 Выготский, Л. С. Проблемы развития психики // собр. соч. в 6 т. — М., 1983. — Т.3.
2 Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В.А Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/. Рос. Акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009.
3 Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. — М., 1983.
4 Литвинов В. Ю., Матвеева Л. В. Региональная идентичность как предиктор гражданской идентичности у молодёжи страны // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2021. № 3. С. 148–174.
5 Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. 2003