В статье определена проблема сложности формирования гражданской идентичности у школьников, развития идейности и патриотизма в результате недостаточной активности внеурочной деятельности. Тем не менее, именно этот инструмент погружает школьников в размышления о совей идентичности, а также собственности роли и значимости для государства. Доказано, что развитие внеурочной деятельности по формированию гражданской идентичности у школьников позволит развить чувства патриотизма и идейных ценностей для граждан России в условиях масштабного вовлечения подростков страны в асоциальные группировки и течения, отрывающие их от понимания достоинств гражданской идентичности.
Цель статьи — определить направления формирования гражданской идентичности у школьников при использовании инструментов внеурочной деятельности.
Ключевые слова: гражданская идентичность, внеурочная деятельность, идейные ценности, гражданин, проект, эффективность.
Directions of formation of civil identity among schoolchildren
The article defines the problem of the complexity of the formation of civic identity among schoolchildren, the development of idealism and patriotism as a result of insufficient activity of extracurricular activities. Nevertheless, it is this tool that immerses schoolchildren in thinking about their identity, as well as their role and significance for the state. It is proved that the development of extracurricular activities for the formation of civic identity among schoolchildren will allow developing feelings of patriotism and ideological values for Russian citizens in conditions of large-scale involvement of the country's teenagers in antisocial groups and currents that detach them from understanding the merits of civic identity.
The purpose of the article is to determine the directions of the formation of civic identity among schoolchildren when using the tools of extracurricular activities.
Keywords : civic identity, extracurricular activities, ideological values, citizen, project, efficiency.
В последние годы в системе образования уделялось недостаточно внимания работе по формированию гражданской идентичности учащихся средней школы. В тоже время именно данный педагогический аспект прививает идейные ценности школьникам и сказывается на уровне патриотизма общества в стране.
Итогом отсутствия внимания данному вопросу стало отсутствие понимания гражданской позиции отдельными поклонениями подростков и стремления у них к развитию идейно-общественных процессов в стране. Данная ситуация значительно ослабила уровень консолидации жителей РФ, что позволило иностранным государствам вмешаться в этот процесс и внести в него собственные корректировки, переориентировав многих российских школьников в сторону западных ценностей.
Однако, поскольку большая часть жителей страны все же была воспитана на идеях и ценностях, сформированных в послевоенные годы, в РФ потенциал развития данных концепций остался. Тем не менее, для такого крупного и многонационального государства, как Россия важно иметь полностью патриотически настроенное общество, каждый гражданин которого должен ценить свою идентичность и принадлежность этой стране. С этой целью необходимо прорабатывать мероприятия педагогического характера в отношении всех возрастов детей, а в большей степени они должны быть направлены на среднее звено каждой школы, поскольку именно в этом возрасте формируется определение человека как гражданина, и определяются направления дальнейших приверженностей к мировоззрению на все последующие годы [1].
Внеурочная деятельность выделяется в особый вид образовательной деятельности, которая реализуется в разнообразных, отличных от урока, формах, участие в которых ученик может выбрать по желанию с учетом индивидуальных особенностей и потребностей [2].
Анализируя школьный образовательный стандарт нового поколения в отношении потребности развития у школьников гражданской идентичности, следует сделать вывод, что в них также уделено значительное внимание этим вопросам. Так, понятие гражданской идентичности определяется личностными результатами образования, которыми должны овладеть все выпускники школ, как на ступени среднего, так и общего образования [3].
При этом потенциалом для развития гражданской идентичности видятся предметные области, среди которых дисциплины «обществознание», «всеобщая история», «литература», «география», «искусство», «основы безопасности жизнедеятельности» и другие.
Реализация образовательного процесса по данным предметным областям и дисциплинам выстраивается на научно-методическом аппарате, дающем возможность педагогам использовать разные методики развития гражданской идентичности школьников на уроках в образовательных учреждениях страны.
Внеурочная деятельность обладает наиболее широкими возможностями для привития обучающимся гражданской идентичности посредством расширения их предметно-культурной и информационной среды, в которых осуществляется данная деятельность. Именно внеурочная деятельность максимально эффективно развивает гражданскую идентичность обучающихся, конструируясь на психолого-педагогической интерпретации и системном подходе [4].
По нашему мнению, программа должна быть направлена на формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах людей, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина — патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Именно в этом способен помочь курс «Я — гражданин», который не только является некой «точкой опоры» для формирования гражданской идентичности школьников, но и развивает необходимые патриотические качества, которые в дальнейшем сформируют достойную личность, способную ценить и гордиться принадлежностью своей стране [5]. Данный курс реализуется в строгом соответствии с целями и направлениями Федерального проекта «Патриотическое воспитание» предусмотрено, который предусматривает усиление воспитательной составляющей в учебной и учебно-методической литературе, в содержании уроков, во внеучебной деятельности, в системе дополнительного образования. Данный проект проводится посредством онлайн-работы, в процессе которой на доступном языке для детей будут объясняться те или иные вещи, касаемые патриотического поведения. При этом основные показатели задействованных методов вовлечения школьников в проект приведены на рисунке 1.
Рис. 1. Планируемые показатели реализации Федерального проекта «Патриотическое воспитание» к 2024 году. Источник: [6]
Поставленные цели являются довольно значимыми, поскольку каждый вовлеченный в программу школьник привлекает еще несколько человек, своих друзей. Важным является действие отдельных проектов, реализуемых на локальных уровнях в общеобразовательных школах. За основной компонент при этом берутся учебные модули курса внеурочной деятельности «Я-Гражданин».
Процесс зависит от уровня опыта педагогов и качества он-лайн платформы. Для доказательства, сказанного рассмотрим процесс внедрения рабочего курса «Я гражданин» во внеурочную деятельность учащихся школы № 52 г. Киров 8 «А» и 8 «В» классов. Проект был реализован в учебном 2021/2022 гг. В каждом занятии подростки изучали историю и культуру нашей страны, особенности её развития. Дети делали презентации, информационные проекты другие виды творческих работ. В ходе внеурочной деятельности были изучены были изучены следующие разделы.
1. Раздел № 1. «Я и я» — 2 ч. Формирование гражданского отношения к себе, другим людям. Темы раздела: Я, ты, мы; мои одноклассники и кто что любит делать.
2. Раздел № 2. «Я и семья» — 3 ч. Формирование гражданского отношения к своей семье. Темы раздела: Моя семья — моя радость; фотографии из семейного альбома; кто мои бабушка, дедушка?
3. Раздел «Я и школа» — 3 ч. формирование гражданского отношения к школе. Темы раздела: Правила поведения в школе; законы жизни в классе; школа вежливости.
Раздел «Я и мое Отечество» — 10 ч. формирование гражданского отношения к Отечеству. Темы раздела: мои права и обязанности; Они защищают Родину; мои родные — защитники Родины; маленькие герои большой войны; поклон тебе, солдат России; с чего начинается Родина? Данный курс рассчитан на 18 часов.
В ходе реализации внеурочной деятельности, учащиеся размещали свои в интернете свои работы, проводилось активное голосование за лучшую работу и их обсуждение.
Результаты входной (02.09.2021) и итоговой (24.02.2022) диагностик у контрольной и экспериментальной групп были следующими (таблица 1).
Таблица 1
Уровень сформированности гражданской идентичности
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
|||
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
|
Высокий |
4 (24 %) |
10 (60 %) |
2 (12 %) |
3(18 %) |
Средний |
13 (76 %) |
7 (40 %) |
13(76 %) |
12 (70 %) |
Низкий |
0 |
0 |
2(12 %) |
2(12 %) |
Источник: составлено автором
Анализируя эффективность проекта «Я гражданин», мы можем говорить об изменении уровня гражданской идентичности экспериментальной группы. На этапе констатирующего эксперимента были выявлены следующие результаты: 24 % детей имеют высокий уровень сформированности гражданской идентичности; 76 % подростков имеют средний уровень сформированности гражданской идентичности. На этапе контрольного эксперимента 60 % детей имеют высокий уровень сформированности гражданской идентичности; 40 % подростков имеют средний уровень сформированности гражданской идентичности;
Информация о достижении цели проекта приведена в таблице 2.
Таблица 2
Информация о достижении цели проекта
Цель проекта |
Критерии достижения цели |
Целевые значения |
Фактические значения |
Обеспечить к сентябрю 2021 внедрение образовательного курса «Я гражданин» во внеурочную деятельность для формирования гражданской идентичности подростков |
Доля детей с высоким уровнем сформированности гражданской идентичности |
50 % |
60 % |
Количество рабочих программ, направленных на формирование гражданской идентичности |
1 |
1 |
|
Итого достижение цели проекта |
60 % |
||
Источник: составлено автором
Таким образом, на момент написания работы, фактические значения превысили целевые, что говорит о высоком уровне достигаемости.
В таблице приведена информация о достижении показателей проекта по количеству публикаций и программ, разработанных на базе проекта. Данные приведены в таблице 3.
Таблица 3
Информация о достижении показателей проекта
№ п/п |
Наименование показателя |
Тип показателя |
Базовое значение (на момент утверждения паспорта проекта) |
Период, год |
|||||
2020 |
2021 |
2022 |
|||||||
План |
Факт |
План |
Факт |
План |
Факт |
||||
1. |
Количество детей с высоким уровнем сформированности гражданской идентичности |
% |
25 % |
40 |
40 |
50 |
60 |
||
2. |
Количество разработанных рабочих программ |
Шт. |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3. |
Количество публикаций |
Шт. |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Итого достигнуто показателей |
|||||||||
Источник: составлено автором
Три показатели из трех достигнуты, что доказывает эффективность проектной работы в части формирования гражданской идентичности у детей. Подобные занятия позитивно сказываются на формировании идейности и патриотизма у школьников, что способствует развитию устойчивости общества страны к внешнему влиянию. Именно внеурочная деятельность в свободном формате доносить до детей основы жизненных понятий и ценности государства.
Таким образом, необходимо формировать программы по развитию гражданской идентичности у школьников, используя разные инструменты внеурочной деятельности. При этом именно онлайн-платформы являются максимально эффективными способами ведения такой деятельности, поскольку они вызывают максимальный интерес у школьников и могут предложит разноформатный процесс проведения занятий.
Литература:
- Зайцева Е. В. Программа внеурочной деятельности как средство приобщения младших подростков к чтению = Extracurricular activity program as a means of introducing younger teenagers to reading: диссертация... кандидата педагогических наук: 5.8.1. / Зайцева Екатерина Вадимовна; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»; Диссовет СПбГУ А5.8.1.22.8433]. — Санкт-Петербург, 2022. — 396 с.
- Тершукова, Е. И. Структура и виды программ внеурочной деятельности в рамках ФГОС / Е. И. Тершукова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 44 (334). — С. 348–350. — URL: https://moluch.ru/archive/334/74555/ (дата обращения: 20.04.2023).
- Шикова Р. Ю. Гражданская общероссийская идентичность (социологический аспект) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2009. № 1. С. 111–116.
- Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. 223 с.
- Водолажская Т. В. Идентичность гражданская // Образовательная политика. 2010. № 5–6. С. 140–142.
- Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» на 2021–2024 гг.