Особенности патриотического воспитания в условиях внеучебной деятельности учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (505) февраль 2024 г.

Дата публикации: 03.02.2024

Статья просмотрена: 49 раз

Библиографическое описание:

Хрусталев, А. А. Особенности патриотического воспитания в условиях внеучебной деятельности учащихся / А. А. Хрусталев, Б. А. Горбатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 6 (505). — С. 283-284. — URL: https://moluch.ru/archive/505/111071/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье рассматриваются особенности патриотического воспитания учащихся в условиях внеучебной деятельности, включая цели, задачи, формы и методы, а также обсуждаются проблемы и перспективы патриотического воспитания во внеучебной деятельности.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, внеучебная деятельность, учащиеся, формы, методы, культура, история, традиции, гражданская позиция, любовь к Родине, уважение, социализация.

Патриотическое воспитание является одним из ключевых направлений в системе образования, так как оно формирует у учащихся чувство любви и уважения к своей стране, культуре, истории и традициям. Внеучебная деятельность предоставляет дополнительные возможности для реализации данного направления, поскольку она более гибкая и позволяет учитывать интересы и потребности каждого ученика. В данной статье мы рассмотрим особенности патриотического воспитания во внеучебной деятельности и его значение для формирования личности учащегося.

1. Цели и задачи патриотического воспитания.

Цель патриотического воспитания — формирование у учащихся активной гражданской позиции, чувства сопричастности к истории и культуре своей страны, любви к родному краю, уважения к национальным традициям и обычаям. Задачи патриотического воспитания включают:

— формирование знаний о государственной символике, истории и культуре страны;

— развитие интереса к изучению родного края, его традиций и обычаев;

— воспитание уважения к государственным и общественным институтам, историческим и культурным памятникам;

— формирование чувства гордости за достижения своей страны;

— содействие развитию навыков социальной адаптации и самореализации. [1]

2. Формы и методы патриотического воспитания внеучебной деятельности.

Внеучебная деятельность предполагает разнообразные формы и методы патриотического воспитания, которые можно условно разделить на следующие группы:

а) Культурно-образовательные: экскурсии, походы, выставки, фестивали, концерты, встречи с интересными людьми, участие в творческих проектах. Эти мероприятия позволяют учащимся познакомиться с историческими и культурными памятниками, узнать больше о традициях и обычаях своего народа, а также проявить свои творческие способности.

б) Военно-спортивные: военно-спортивные игры, соревнования, эстафеты, турниры, дни здоровья. Такие мероприятия способствуют развитию физической культуры, формированию здорового образа жизни, развитию командного духа и чувства ответственности за свою команду.

в) Научно-исследовательские: конференции, семинары, круглые столы, научные проекты. Они помогают учащимся глубже изучить историю и культуру своей страны, проявить исследовательские навыки, научиться работать в команде и представлять результаты своей работы.

г) Информационные: стенгазеты, буклеты, презентации, видеоролики, социальные сети. Эти формы позволяют оперативно информировать учеников о событиях и мероприятиях патриотической направленности, привлекать их к обсуждению актуальных вопросов и проблем, а также создавать условия для обмена опытом и знаниями. [2]

3. Роль патриотического воспитания во внеучебной деятельности в формировании личности учащегося.

Патриотическое воспитание во внеучебной деятельности играет важную роль в формировании личности ученика, так как позволяет ему:

— узнать больше о своей стране и ее истории, что способствует формированию чувства гордости за свою Родину.

— развить навыки общения и работы в команде, что важно для успешной социализации и профессиональной деятельности.

— проявить свои творческие и интеллектуальные способности, что повышает самооценку и мотивацию к обучению.

— приобрести опыт участия в общественно значимых мероприятиях, что формирует активную гражданскую позицию и готовность к участию в жизни общества.

— научиться анализировать и критически оценивать информацию, что является важным качеством для современного человека. [3]

4. Проблемы и перспективы патриотического воспитания во внеучебной деятельности.

Несмотря на то, что внеучебная деятельность является важным инструментом патриотического воспитания учащихся, существуют определенные проблемы, которые требуют решения:

— недостаток финансирования и материальных ресурсов для проведения мероприятий патриотической направленности;

— отсутствие четкой системы оценки результатов патриотического воспитания и мониторинга эффективности используемых форм и методов;

— недостаточное внимание со стороны администрации школы и родителей к патриотическому воспитанию во внеучебное время.

Перспективы патриотического воспитания во внеучебной деятельности связаны с развитием новых форм и методов, направленных на привлечение учащихся к активному участию в общественной жизни, и с разработкой эффективных механизмов взаимодействия школы, семьи и общества в данном направлении. [4]

Литература:

  1. Агапова И. А. Патриотическое воспитание в школе / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. — Москва: АЙРИС-Пресс, — 2002. — 224 с.
  2. Витовтова М. С. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учителя / М. С. Витовтова // Народное образование. — 2012. — № 9.
  3. Толмачева Т. В. Патриотическое воспитание подростков во внеурочной деятельности общеобразовательной школы // Проблемы современного педагогического образования. — 2021. — № 70–3.
  4. Чемерилова И. А., Морозов С. И. Патриотическое воспитание современных школьников // Инновационная наука. — 2016. — № 12–3.
Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, внеучебная деятельность, активная гражданская позиция, история, патриотическая направленность, патриотическое воспитание учащихся, родной край, традиция, формирование личности учащегося, формирование чувства гордости.


Похожие статьи

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Статья рассматривает значение патриотизма в детском саду и его роль в формировании гражданской и патриотической идентичности. Основные цели воспитания патриотизма в детском саду включают формирование ценностных ориентаций, воспитание гражданственност...

Формирование коммуникативной компетентности у младших подростков во время внеурочной деятельности в школе

В статье рассматривается проблема формирования коммуникативной компетентности младших подростков во внеурочной деятельности. Определяется понятие «коммуникативная компетентность», «внеурочная деятельность», представляются существующие формы, средства...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности в сельской школе

В статье раскрываются вопросы организации духовно-нравственного воспитания младших школьников в рамках школьной Программы внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС.

Профилактика правонарушений, совершаемых несовершеннолетними

В статье раскрываются меры, методы и способы профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними нарушителями, условия, обеспечивающие нормальное развитие несовершеннолетних, а также краткая характеристика детей с девиантным поведением. Кром...

Особенности социализации детей дошкольного возраста в полиэтническом и поликультурном пространстве

В данной статье отражена актуальность поликультурного образования, воспитания, межличностных взаимоотношений. Описывается опыт и методы работы, подходы, необходимые при обучении и организации деятельности с детьми по поликультурному образованию, орга...

Проблемы мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах

Математическое образование в современной российской школе является одним из ведущих в образовательной политике государства. Данная статья посвящена проблеме мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах, раскрыты некоторые причины низкой мотива...

Интеграция учебной, внеурочной деятельности в рамках эколого-правового воспитания детей и молодёжи

В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с формированием экологической правовой культуры детей и молодёжи в процессе учебной и внеурочной деятельности.

Программно-методическое обеспечение в воспитании гражданской инициативности старшеклассников во внеклассной деятельности

В статье представлены особенности внедрения программно-целевого подхода в процессе воспитания гражданской инициативности старшеклассников во внеклассной деятельности. Авторский проект «Одиннадцать ступеней к успеху» направлен на организацию внеклассн...

Воспитание эмоционально-нравственной отзывчивости у школьников во внеурочной деятельности по иностранному языку

В статье рассматривается вопрос воспитания эмоционально-нравственной отзывчивости младших школьников в рамках внеурочной деятельности по учебному предмету «Иностранный язык»; раскрывается понятие эмоционально-нравственной отзывчивости, указываются во...

Похожие статьи

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Статья рассматривает значение патриотизма в детском саду и его роль в формировании гражданской и патриотической идентичности. Основные цели воспитания патриотизма в детском саду включают формирование ценностных ориентаций, воспитание гражданственност...

Формирование коммуникативной компетентности у младших подростков во время внеурочной деятельности в школе

В статье рассматривается проблема формирования коммуникативной компетентности младших подростков во внеурочной деятельности. Определяется понятие «коммуникативная компетентность», «внеурочная деятельность», представляются существующие формы, средства...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности в сельской школе

В статье раскрываются вопросы организации духовно-нравственного воспитания младших школьников в рамках школьной Программы внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС.

Профилактика правонарушений, совершаемых несовершеннолетними

В статье раскрываются меры, методы и способы профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними нарушителями, условия, обеспечивающие нормальное развитие несовершеннолетних, а также краткая характеристика детей с девиантным поведением. Кром...

Особенности социализации детей дошкольного возраста в полиэтническом и поликультурном пространстве

В данной статье отражена актуальность поликультурного образования, воспитания, межличностных взаимоотношений. Описывается опыт и методы работы, подходы, необходимые при обучении и организации деятельности с детьми по поликультурному образованию, орга...

Проблемы мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах

Математическое образование в современной российской школе является одним из ведущих в образовательной политике государства. Данная статья посвящена проблеме мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах, раскрыты некоторые причины низкой мотива...

Интеграция учебной, внеурочной деятельности в рамках эколого-правового воспитания детей и молодёжи

В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с формированием экологической правовой культуры детей и молодёжи в процессе учебной и внеурочной деятельности.

Программно-методическое обеспечение в воспитании гражданской инициативности старшеклассников во внеклассной деятельности

В статье представлены особенности внедрения программно-целевого подхода в процессе воспитания гражданской инициативности старшеклассников во внеклассной деятельности. Авторский проект «Одиннадцать ступеней к успеху» направлен на организацию внеклассн...

Воспитание эмоционально-нравственной отзывчивости у школьников во внеурочной деятельности по иностранному языку

В статье рассматривается вопрос воспитания эмоционально-нравственной отзывчивости младших школьников в рамках внеурочной деятельности по учебному предмету «Иностранный язык»; раскрывается понятие эмоционально-нравственной отзывчивости, указываются во...

Задать вопрос