This article is devoted to the issue of forming a civil identity within the framework of personnel education in modern Russia. The concept of civil identity, mechanisms of its development and features of the upbringing of future leaders of civil society through the system of cadet educational institutions were considered. The analysis of theoretical and methodological approaches to educational work was carried out, practical recommendations on the organization of the educational process in order to strengthen patriotism and civic values among cadet students were presented.
Keywords: civic identity, education, patriotism, leadership, cadet education.
Необходимость повышения уровня гражданской активности молодежи, подготовки компетентных граждан-патриотов, готовых ответственно относиться к выполнению своих обязанностей перед обществом и государством обуславливает актуальность данного исследования. Система кадрового образования является одной из ключевых площадок, обеспечивающих целенаправленное формирование нравственных качеств и чувства принадлежности к своему народу и Отечеству.
В современном российском научно-педагогическом дискурсе наблюдается существенная дивергенция концептуальных подходов к интерпретации феномена гражданской идентичности, несмотря на общепризнанную актуальность его теоретического осмысления.
Гражданская идентичность представляет собой комплексный феномен устойчивой самоидентификации индивида как члена конкретного социально-государственного образования, характеризующийся интериоризацией социокультурных норм и традиционных паттернов поведения, а также выраженной направленностью на реализацию общественно значимых целей.
Процесс становления гражданской идентичности, инициируемый на ранних этапах онтогенеза, характеризуется пролонгированностью и непрерывностью, реализуясь посредством комплексного взаимодействия социализационных механизмов, семейной педагогики, институционального образования и внеучебных практик.
В современных социокультурных условиях наблюдается дефицит эффективных механизмов гражданской социализации молодежи, отсутствует целостная модель интеграции подрастающего поколения в социум. Актуальной проблемой выступает размытость критериев дифференциации между исторически устойчивыми, сохраняющими свою значимость традициями и утратившими актуальность социокультурными практиками. При этом современный образовательный процесс органично сочетает преемственность исторического опыта с инновационными целевыми ориентирами, обусловленными вызовами времени.
Отметим, что развитие гражданской идентичности способствует укреплению позитивного восприятия своего государства, уважению конституционных прав и свобод, готовности исполнять обязанности гражданина. Для кадетов важно особое внимание уделять формированию осознанного отношения к истории Отечества, традициям российского народа, чувствам гордости и уважения к государственным символам и институтам власти.
Рассмотрим особенности кадетского образования в контексте формирования гражданской идентичности.
Начнем с того, что система кадетского образования представляет собой уникальную форму воспитания молодых граждан России. Кадеты получают углубленные знания по истории, культуре, праву, экономике и другим дисциплинам, связанным с гражданским образованием.
По мнению Коряковцева О. А. «воспитательная работа должна быть направлена на развитие интеллектуальных способностей, морально-нравственного облика, физической выносливости и военной дисциплины» [2].
Ефимова М. В. выделяет другую особенность системы кадетского образования, по ее мнению, ей являются «строгие правила внутреннего распорядка, соблюдение субординации, занятия спортом и военное обучение» [1]. Несомненно, именно такие условия способствуют выработке волевых качеств, инициативности, ответственности, самостоятельности и уверенности в себе. Важнейшими компонентами программы кадетского образования выступают военно-патриотическое направление, волонтёрская активность, участие в социально значимых проектах и акциях.
Практический педагогический опыт показывает, что именно такая комплексная система позволяет эффективно формировать чувство собственного достоинства, ответственность за судьбу Родины и желание служить ей верой и правдой.
Рассматривая педагогические технологии формирования гражданской идентичности в кадетской среде, Краснов Е. В. отметил, что «для эффективного решения поставленных задач используются разнообразные формы учебно-воспитательного процесса, позволяющие развивать у подростков необходимые качества и компетенции» [3]:
К традиционным методам воспитания относятся:
— уроки истории, обществознания, права, экономики;
— классные часы, посвящённые вопросам гражданства и патриотизма;
— встречи с ветеранами войн и труда, героями нашего времени;
— экскурсии по историческим местам родного края и страны;
— чтение художественной литературы и просмотр фильмов патриотического содержания.
К современным интерактивным методикам относятся:
— дискуссии, дебаты, ролевые игры на темы морального выбора и социальной справедливости;
— проекты по изучению культурного наследия народов России;
— конкурсные мероприятия («Лучший кадет», олимпиады);
— посещение музеев, театров, концертов классической музыки;
— организация творческих конкурсов рисунков, сочинений, презентаций, отражающих темы служения Отечеству.
Вышеперечисленные методы позволяют не только передать ученикам важную информацию, но и сформировать эмоционально значимое отношение к событиям прошлого и настоящего, стимулируя интерес к познанию истории и культуры своего народа.
Исследователи Хоронько Л. Я., Цквитария Т. А., Аханов И. В. отмечают, что «формирование гражданской идентичности рассматривается не как элементы проявления, а как набор последовательных взаимосвязанных поступков и предпочтений личности. Гражданская идентичность не является константой и набором неизменных характеристик. При рассмотрении основных тенденций развития современного российского общества следует отметить, что ценности и представления, которые ранее служили ориентирами поступков личности, были отвергнуты, а новые варианты взаимодействия еще не сформировались в обществе и сознании граждан. Личность современного человека изменяема и готова к трансформации и адаптации. В условиях усложнения картины социальной реальности, развития российского общества как открытой системы, гражданин вынужден выбирать свой жизненный путь с самых разных точек зрения, постоянно корректируя свои жизненные цели, мотивы деятельности и ценностные установки» [5].
Куликова О. Е. считает, что «в целях улучшения результатов формирования гражданской идентичности в кадетском образовании, необходимо усилить роль наставничества опытных педагогов и ветеранов, активнее привлекать родителей к процессу воспитания детей, расширить спектр мероприятий культурно-просветительного характера, внедрить современные цифровые технологии в образовательный процесс, направленные на создание комфортной среды для самовыражения и творчества обучающихся» [4].
Таким образом, формирование гражданской идентичности — это важнейшая задача современного российского образования, особенно актуальная в условиях переменчивого мира и растущего интереса молодёжи к собственной национальной самоидентификации. Эффективность кадетского образования в данном направлении доказана многолетним положительным опытом, успешностью выпускников, востребованностью профессиональных кадров в разных сферах общественной жизни.
Систематизированный подход к воспитанию гражданственности, применение эффективных педагогических технологий и методических приемов позволяют успешно решать поставленную задачу, обеспечивая подготовку высококвалифицированных специалистов, обладающих чувством долга и личной ответственности перед страной.
Литература:
- Ефимова М. В. Особенности патриотического воспитания в кадетском образовании / М. В. Ефимова, А. В. Васильев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 532–534.
- Коряковцева О. А. Организация работы с молодежью: гражданское образование и идентичность: учебник для вузов / О. А. Коряковцева, Т. В. Бугайчук, Т. В. Макеева, В. Н. Гурьянчик; под ред. Т. В. Макеевой. — Москва: Юрайт, 2025. — 267 с.
- Краснов Е. В. Теоретические подходы к пониманию гражданской идентичности обучающихся / Е. В. Краснов // Проблемы современного педагогического образования. — 2019. — № 62–1. — С. 164–167.
- Куликова О. Е. Формирование гражданской идентичности кадет в современном российском обществе / О. Е. Куликова // Молодой ученый. — 2024. — № 8 (507). — С. 88–90.
- Хоронько Л. Я., Цквитария Т. А., Аханов И. В. Педагогические особенности формирования гражданской идентичности у воспитанников кадетских корпусов / Л. Я. Хоронько, Т. А. Цквитария, И. В. Аханов // Педагогические науки. — 2020. — С. 451–456.

