Формирование у воспитанников морально-психологической и физической готовности к защите Родины, высокой мотивации к прохождению военной службы, верности воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой гражданской ответственности является одним из приоритетных направлений деятельности воспитателя кадетского училища.
Подготовка кадет в училище предполагает не только получение воспитанниками необходимых знаний, умений и навыков, формирование компетенций, но и не менее важным фактором развития кадет является формирование адекватного образа будущей профессии, идентификации с ней.
Перед педагогическим коллективом стоит задача формирования военной идентичности воспитанников, которая будет продолжена в вузе в виде военно-профессиональной идентичности.
При этом необходимо учитывать, что формирование идентичности осуществляется в конкретной психолого-педагогической реальности, отличающейся искусственностью, инвариантностью, нормативностью и др. Искусственность означает, что речь идёт о целенаправленном, специально организованном процессе, направленном на формирование социально-значимой, творческой активности. Инвариантность проявляется в том, что существуют инвариантные подходы решения прикладных задач подготовки. Нормативность связана с наличием определенных «военно-профессиональных каркасов» норм, регламентирующих эталонов, устанавливаемых качественных и количественных шкал [1, с.145].
Средой формирования военной идентичности и патриотизма является сама повседневность кадетского училища. Подразумевается, что благодаря особым условиям жизни и обучения в училище (реализации военного компонента в образовании), происходит не только приобщение воспитанников к военной культуре, но и формирование активной жизненной позиции — идеи служения Отечеству. Такие социальные факторы жизни кадет как ограничение круга общения и жизненного пространства, отсутствие возможности свободно распоряжаться личным временем — способствуют формированию особой субкультуры, в которой присутствуют определенные нормы общения. Благодаря тесному ежедневному взаимодействию друг с другом у воспитанников появляется чувство братства, долга перед товарищами, личной ответственности за происходящее в коллективе, что способствует развитию военно-патриотической идентичности. Жизнь воспитанников на территории училища наполнена учебно-воспитательными мероприятиями, направленными на формирование гармоничной личности, готовой служить Отечеству.
При подготовке и проведении мероприятий патриотической направленности необходимо использовать соответствующий материал для достижения качественных результатов и формирования патриотического сознания. При организации классных часов рекомендуется ответить на вопросы, позволяющие определить, насколько информация, методы и формы педагогического воздействия соответствуют поставленной цели:
- Какие ключевые моменты мероприятия способны активизировать восприятие мужчин (необходимо учитывать гендерный фактор)?
- Какие активные формы педагогического взаимодействия и воздействия наиболее эффективны при проведении мероприятий с мужчинами?
- Какие методы способствуют наиболее эффективной актуализации и мотивации воспитанников?
- Насколько форма и содержание мероприятия отвечают возрастным и личностным интересам воспитанников; какие формы рефлексии соответствуют содержанию и главной идеи мероприятия.
Формирование военной идентичности воспитанников кадетских училищ осуществляется через комплекс учебно-воспитательных мероприятий, организацию быта и досуга воспитанников. Большое значение в данном процессе имеют тематические классные часы. Огромным воспитательным потенциалом по формированию военной идентичности являются классные часы, посвященные дням воинской славы России.
Дни воинской славы России — это празднества в ознаменование побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории страны. До революции они назывались «викториальными». В дни их празднования чествовали армию и флот и воздавали дань воинскому подвигу, славе и доблести защитников страны. В настоящее время утверждено 17 событий, которые получили статут дня воинской славы.
Изучение истории и значения дней воинской славы является средством военно-патриотического воспитания кадет. Ежегодно в план воспитательной работы классного руководителя и воспитателя включены мероприятия, приуроченные к празднованию указанных событий. Все мероприятия разрабатываются с учетом возрастных особенностей воспитанников, начиная с ознакомительных классных часов на 5 курсе и завершая разработкой исследовательских и творческих мини-проектов в 11 классе. С каждым годом знания и представления воспитанников по военной истории углубляются. Перед воспитателем стоит задача отбора такого содержания, форм и методов проведения классного часа, который был бы адекватен возрасту воспитанников и их личностным интересам. Одним из важных критериев отбора содержания материала является его воздействие на эмоционально-волевую сферу воспитанников. При проведении классных часов необходимо проводить и профориентацию работу (например, в классный час, посвященный Дню разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (2 февраля 1943 года) можно включить выступления воспитанников, рассказывающих об участии и роли в битве различных родов войск).
В процесс подготовки классного часа активно включены воспитанники. Совместно с классным руководителем могут быть определены вопросы, которые являются интересными для кадет. Классные часы по дням воинской славы времен Великой Отечественной войны и второй половины XX века включают выступления воспитанников о своих прадедах и дедах, принимавших участия в данных событиях. Данный подход позволяет прочувствовать личную причастность семьи к истории государства, сохранить память о героях воин.
О наличии идентичности свидетельствует активное отношение кадет к ценностям, нормам, идеалам сообщества военных. Воспитанник с гордостью говорит о своей будущей военной профессиональной принадлежности, отстаивает ценности военного дела, поступками подтверждает верность ценностям и традициям, соотносит собственные интересы, ценности, идеалы, нормы с интересами, ценностями, идеалами, нормами военного профессионального сообщества.
Литература:
- Гожиков В. Я., Кискин С. О. Психолого-педагогические условия становления ценностной сферы и военно-профессиональной субъектности будущих офицеров как оснований их идентичности// Военно-профессиональная идентичность: актуальные направления исследования. Материалы межрегиональной научно-практической конференции психологов силовых структур «Психологические условия формирования идентичности военнослужащих» (Москва, 22 ноября 2017 г.) / под ред. С. И. Данилова, Л. П. Казаковой. — М.: Военный университет; Школа современных психотехнологий, 2018.