Формирование гражданской идентичности личности воспитанников довузовских образовательных организаций МО РФ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, март 2019)

Дата публикации: 02.03.2019

Статья просмотрена: 392 раза

Библиографическое описание:

Найденова, И. А. Формирование гражданской идентичности личности воспитанников довузовских образовательных организаций МО РФ / И. А. Найденова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 58-63. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/326/14906/ (дата обращения: 17.12.2024).



Формирование гражданской идентичности личности становится ключевой задачей образования в сoциoкультуpнoй модернизации России. B Концепции модернизации образования отмечается, что воспитание должно стать не отдельным элементом внеурочного педагогического действия, a необходимой органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в единый процесс обучения и развития. Происходящие в последнее время события в политике, экономике и культуре подтверждают очевидность всё более зримой потери современным обществом традиционного гражданского воспитания. B связи с этим значение воспитания обучающихся патриотизма и гражданственности значительно возрастает, a наметивший процесс позитивных преобразований во всех областях развития общества требует возрождения его духовных основ, глубокого познания исторических ценностей и героического прошлого Отечества, самодисциплины, воли и гражданского мужества.

Различные аспекты гражданского воспитания представлены в работах по теории и методике воспитания (Е. В. Бондаревская, О. С. Богданова, Б. С. Гершунский, В. А. Караковский, Б. Т. Лихачев, Т. Н. Мальковская, Т. А. Стефановская, А. Н. Тубельский, Г. Н. Филонов, М. И. Шилова, Е. А. Ямбург и др.). B числе задач общественного воспитания обучающихся в Российской Федерации особое место занимает задача воспитания ответственного и сознательного гражданина. Гражданское воспитание реализуется средствами всех социальных институтов, ключевая роль в этом процессе принадлежит довузовским образовательным организациям МО РФ.

«Выстраивание» гражданской позиции y воспитанников проходит постепенно и требует внимательного, педагогически грамотного подхода с учётом возрастных и индивидуальных особенностей кадет, их малого социально-нравственного опытa. [4, с. 38].

Цель данной статьи: охарактеризовать условия становления гражданской идентичности воспитанников довузовских образовательных организаций МО РФ.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть сущность гражданской идентичности
  2. Изучить и проанализировать сформированность гражданской идентичности у воспитанников довузовских образовательных организаций МО РФ.
  3. Выделить пути формирования гражданской идентичности воспитанников в довузовских образовательных организаций МО РФ.

B образовательном процессе Оренбургского президентского кадетского училища к базовым направлениям воспитания гражданской идентичности кадет относятся:

− духовно-нравственное и ценностно-смысловое воспитание;

− историческое воспитание

− политико-правовое воспитание

− патриотическое воспитание воспитанников

− военно-профессиональное воспитание

Формирование гражданской идентичности воспитанников в организациях включает в себя:

— военно-профессиональное просвещение имеет целью ознакомить кадет с особенностями военной службы, местом и ролью офицерских кадров в выполнении боевых задач и задач повседневной деятельности задач подразделениями, частями, требованиями, которые предъявляет военная служба к личности, со сведениями об особенностях офицерских специальностей и военно-учебных заведениях МО РФ, формах и сроках получения высшего профессионального образования, с содержанием деятельности офицера по военным специальностям, по которым осуществляется подготовка офицеров в военно-учебном заведении, с требованиями к кандидатам, поступающим, возможностями дальнейшего профессионального роста, продвижения по службе, финансового и материального обеспечения, заключения контрактов. Мероприятия по военно- профессиональному просвещению проводятся на учебных занятиях по расписанию, в часы дополнительного образования, а также на мероприятиях воспитательной работы (классные часы, информирование, состязания, конкурсы, викторины, торжественные мероприятия, волонтерская деятельность). По учебному плану с кадетами всех учебных взводов проводятся по расписанию уроки по предмету Основы военной подготовки.

По всем предметам учебного плана в соответствии с интегрированным курсом Основ военной подготовки разработаны модули занятий: Иностранный язык — ««Firststepsinthemilitarycareer», География — «Основы военной географии», Биология — «Сохранение жизни и здоровья военнослужащего в условиях автономного существования», История Отечества, Всеобщая история — «Российское военное искусство в IX-XXI вв.», Информатика — «Информационное моделирование в военном деле», Математика — «Математика в военном деле», Физика — «Применение основ физики в военной технике», Химия — «Химия в военном деле», Русский язык — «Культура речи военнослужащего».

В системе дополнительного образования проводятся:

По военно-патриотическому направлению: Стрельба (пулевая), Военно-спортивное многоборье, Армейский рукопашный бой Легкая атлетика (метание гранаты ГД, метание гранаты ГТ), Плавание (плавание с автоматом, ныряние в длину). Городошный спорт.

По общеинтеллектуальному направлению: Мир шахмат, Ментальная арифметика, Технология обработки материалов, Основы смыслового чтения и работа с текстом, Дипломатический клуб.

По научно-техническому направлению: Обработка материалов, Конструирование и моделирование, Робототехника, Культурологическое направление, Тележурналистика, Хор, КВН, Сценическое мастерство,

По художественно-эстетическому направлению: Живопись и графика, Спортивный танец, ВИА, Ансамбль саксофонистов.

По спортивному направлению: Мини-футбол, Гандбол, Спортивное ориентирование, Хоккей, Самбо, Дзюдо, Бокс, Смешанные единоборства, Атлетическая гимнастика, Лыжные гонки.

С кадетами 9 класса в первом семестре изучается курс «Система военного образования в Российской Федерации» с целью формирования у кадет знаний об особенностях системы военного образования в России, его месте и роли в обороноспособности государства, военных учебных заведениях и военных специальностях, ФГОСах направлений подготовки, реализуемых в ВУЗах Мо РФ, мероприятиях профессионального отбора, требованиях, предъявляемых к кандидатам, поступающим в высшие учебные заведения МО РФ. Летняя учебная практика с кадетами 8 и 10 классов проводится в ВУЗАХ МО РФ. Цель — подготовка кадет к военной службе, формирование военно-профессиональной направленности и мотивации на выбор военной специальности.

Военно-профессиональное консультирование проводится преподавателями ПМК ОВП и ОБЖ, педагогами — психологами учебного отдела с учетом индивидуальных особенностей кадета, его общих и профессиональных интересов, склонностей и способностей, общеобразовательной и специальной подготовки, а также исходя из требований, предъявляемых к личности различными военными специальностями, и данных о спросе на специалистов того или иного профиля. Цель консультирования — на основании профессиографических сведений и результатов военно-профессиональной диагностики дать кадету, его родителям или законным представителям совет, устную или письменную рекомендацию о выборе военной специальности, предпочтительного ВУЗа МО РФ, особенностях проведения профессионального отбора. Консультирование проводится в специализированном консультационном пункте с использованием видео и агитационных материалов, законов РФ, определяющих основы прохождения военной службы, статуса военнослужащих, приказов МО РФ. При необходимости консультирование может проводиться и для воспитателей курсов. Для подготовки воспитателей по вопросам военно-профессиональной ориентации проводить два раза в месяц занятия в рамках методической школы, на каждом курсе оборудуется уголок военно-профессиональной ориентации. Кроме того, в течение года планируется выступление специалистов по военно- профессиональной ориентации на родительских собраниях курсов.

Предварительный отбор кадет осуществляется в целях направления в ВУЗы МО РФ для прохождения профессионального отбора кандидатов, соответствующих предъявляемым к ним требованиям по гражданству, уровню образования, возрасту, состоянию здоровья, уровню общеобразовательной подготовки и физической подготовленности и профессиональной пригодности. Рекомендательное решение начальнику на сбор документов кадета для комплектования первого курса ВУЗа МО РФ принимает Комиссия по отбору кандидатов.

Военно-профессиональное воспитание предполагает целенаправленное, систематическое воздействие на сознание и поведение кадет с целью формирования у них интересов и мотивов выбора профессии офицера, соответствующих понятий, установок, принципов и ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для сознательного выбора и подготовки к поступлению в военно-учебные заведения МО РФ. Центром военно-профессионального воспитания кадет является учебный взвод. Военно-профессиональное воспитание является частью военно-патриотического воспитания кадет и направлено на формирование у них осознанного отношения к военной службе как гражданской обязанности, закрепленного в сознании в виде убеждений, идеалов и социальных установок.

Военно-профессиональная диагностика — это исследование и оценка индивидуальных особенностей и перспектив развития личности кадета в целях выявления его пригодности к успешному освоению военной специальности. Цель профессиональной диагностики состоит в том, чтобы при помощи определенных психодиагностических средств и методов произвести объективную оценку способностей и психологических качеств кадета, разработать практические рекомендации по их совершенствованию для успешного освоения военной специальности и оказать помощь в самопознании, развитии его как субъекта военной службы. Для получения объективных результатов развития военно-профессиональной направленности личности кадета, формирования профессионально важных качеств, профессионально-психологического сопровождения образовательного процесса необходимо применять комплекс методов военно-профессиональной диагностики: наблюдение, беседа, экспертных оценок, анкетирование, опрос, тестирование.

Для определения исходного уровня сформированности у кадет гражданских, морально-нравственных и ценностных основ было проведено целевое тестирование. Для оценивания вышеуказанных параметров была использована модифицированная анкета и тест «Ценностные ориентации личности» Ш. Шварца.

В ходе опроса кадетам были предложены следующие вопросы для того, чтобы составить общую картину о представлениях и убеждениях воспитанников.

ЧЕМ славится моя СТРАНА?

Кол-во

%

Чем славится моя СЕМЬЯ?

Кол-во

%

Территорией

96 %

Добросердечием

75 %

Природой

87 %

Трудолюбием

69 %

Полезными ископаемыми

50 %

Гостеприимством

71 %

Историей

83 %

Сплоченностью

61 %

Культурой и искусством

49 %

Надежностью

65 %

Военными победами

74 %

Богатством

30 %

Литературой

60 %

Гибкостью

55 %

Высокоразвитой медициной

39 %

Взаимопониманием

70 %

Туризмом

24 %

Мобильностью

31 %

Развитой экономикой

27 %

Умением вкусно и хорошо готовить

65 %

Вооруженными силами

74 %

Хорошим воспитанием детей

69 %

Научными достижениями

37 %

Разумным отношением к жизни

58 %

Развитой транспортной сетью

27 %

Играми

21 %

Продолжительностью жизни

27 %

Пением

10 %

Спортом

70 %

Изысканностью манер

24 %

Образованностью современников

46 %

Принадлежностью к светскому обществу

10 %

Пищевой промышленностью

21 %

Добрыми семейными традициями

62 %

Успехами в области космоса

51 %

Творческими увлечениями

41 %

Чистой экологией

77 %

Профессиональными династиями

26 %

Также воспитанникам было предложено подумать о том, какие распространенные положительные и отрицательные характеристики россиян они знают.

Положительные характеристики: Упорство, Настойчивость, Дружба, Взаимопонимание, Сила, Верность России, Сплоченность, Честность, Доброта, Многонациональность, Доброжелательность.

Отрицательные характеристики: Жестокие, Ленивые, Агрессивные, Терроризм, Коварство.

Распространенные высказывания кадет на тему «Для меня быть достойным гражданином своей страны, значит…… — Быть дисциплинированным и законопослушным и образованным, Патриотом, Защитником своей Родины, Кадетом, Значит не предавать страну, Честным и справедливым, Честным человеком и не нарушать закон, Не быть предателем своей Родины, Защищать свою Родину любой ценой, Быть патриотом и гордостью страны,- Честным, добрым, чтить традиции, Воспитанным, умным и сильным,- Уважаемым человеком. Информация, полученная в ходе анкетирования, поможет более объективно оценить представления воспитанников и эффективно проводить работу по формированию гражданской идентичности.

Литература:

  1. Азаров, Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания / Ю. Азаров // Воспитание школьников. — 2008. –№ 6. — С. 3–11.
  2. Бычкова, Л. В. Методический аспект формирования правосознания учащихся, как одной из ключевых составляющих гражданской идентичности / Л. В. Бычкова //Преподавание истории в школе.–2015.–№ 2.– С.14–21.
  3. Гаврилычева, Г. Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы /Г. Ф. Гаврилычева //Воспитание школьников. — 2010. — № 3. — С. 3–7.
  4. Гаджиев К. С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии. — 2010. — № 3. С. 38.
  5. Горбунов, В. С. Воспитание гражданина — патриота: системный подход / В. С. Горбунов // Воспитание школьников. –2010. –№ 1. — С. 10–20.
  6. Дашенцев, Д. А. Воспитание гражданственности и патриотизма — одно из важнейших направлений государственной политики в образовании / Д. А. Дашенцев // Педагогическое обозрение. — 2010. — № 5(102). — С.4.-23.
  7. Загвязинский, В. И. Теория обучения и воспитания / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 314 с.
  8. Кохичко, А. Н. О принципах отношения к миру как основе базовых национальных ценностей /А. Н. Кохичко //Начальная школа плюс До и После. — 2010. — № 1. — С. 3–7.
  9. Райхлина, Е. Л. «Час общения» — эффективная форма патриотического воспитания старшеклассников /Е. Л. Райхлина // Воспитание школьников. — 2009. –№ 6. — С. 27–32.
  10. Седова Л. Н. Теория и методика воспитания: [Конспект лекций] / Л. Н. Седова, Н. П. Толстолуцких — М.: «Высшее образование», 2006. — 206 с.
  11. Сластенин В. А. Педагогика /В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 576с.
  12. Слипченко, Ф. Ф. Профессия — гражданин России: как воспитать патриота / Ф. Ф. Слипченко // Народное образование.– 2010. –№ 4. — С. 159–165.
  13. Степанов, Е. Классный руководитель: современная модель / Е. Степанов // Воспитательная работа в школе. — 2009. — № 8. — С.83–85.
  14. Шакурова, М. В. Диагностика результатов процесса формирования гражданской идентичности школьников /М. В. Шакурова // Классный руководитель.–2014. –№ 1. — С. 44 –57.
  15. Шакурова, М. В. Российская гражданская идентичность как личностный результат образования / М. В. Шакурова // Классный руководитель. — 2014.–№ 1. — С. 44–57.
Основные термины (генерируются автоматически): военная служба, военная специальность, образовательная организация МО РФ, военно-профессиональная диагностика, военно-профессиональное воспитание, гражданская идентичность, гражданская идентичность воспитанников, военно-профессиональная ориентация, гражданское воспитание, дополнительное образование.

Похожие статьи

Формирование профессиональной культуры руководителей дошкольных образовательных организаций в условиях модернизации образования

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Формирование готовности старшеклассников к исследовательской деятельности в сфере дисциплин естественно-научного цикла

Формирование психологической компетентности студентов педагогических вузов

Формирование ключевых компетенций студентов на уроках истории и общественных дисциплин

Развитие компетентностей обучающихся в контексте сотрудничества вуза и школы

Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания с использованием современных образовательных технологий

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Развитие профессиональной готовности руководителей общеобразовательных учреждений к управлению инновационной деятельностью школ

Формирование этнокультурной самоидентификации обучающихся в воспитательном пространстве образовательных учреждений

Похожие статьи

Формирование профессиональной культуры руководителей дошкольных образовательных организаций в условиях модернизации образования

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Формирование готовности старшеклассников к исследовательской деятельности в сфере дисциплин естественно-научного цикла

Формирование психологической компетентности студентов педагогических вузов

Формирование ключевых компетенций студентов на уроках истории и общественных дисциплин

Развитие компетентностей обучающихся в контексте сотрудничества вуза и школы

Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания с использованием современных образовательных технологий

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Развитие профессиональной готовности руководителей общеобразовательных учреждений к управлению инновационной деятельностью школ

Формирование этнокультурной самоидентификации обучающихся в воспитательном пространстве образовательных учреждений