Развитие потенциала воспитанника через формирование универсальных компетенций кадетского училища (из опыта патриотического воспитания) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (288) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 13.12.2019

Статья просмотрена: 146 раз

Библиографическое описание:

Вишнякова, Е. А. Развитие потенциала воспитанника через формирование универсальных компетенций кадетского училища (из опыта патриотического воспитания) / Е. А. Вишнякова, А. П. Чайка. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 328-332. — URL: https://moluch.ru/archive/288/65143/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье обобщены характеристики современного общества и требования к молодежи, как к основному потенциалу для его социального и экономического развития. Рассмотрены особенности развития потенциала молодежи (кадет) в ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище» и определены условия развития их человеческого потенциала. Выявлены ключевые жизненные стратегии молодежи (кадет) — развитие собственного человеческого капитала и потенциала, включая профессиональную и личностное саморазвитие и самореализацию, где важной составляющей является формирование универсальных компетенций. Делается акцент на то, что необходимо поддерживать и стимулировать социальную активность молодежи в различных сферах жизни училища, где основополагающим является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Ведь именно от того, каким образом будут решаться проблемы и реализовываться возможности молодежи, будут зависеть и социальные, и экономические условия и благосостояния, а также условия жизни будущих поколений.

Ключевые слова: современное общество, молодежь (кадеты), социальная активность, потенциал молодежи, условия развития потенциала, стратегия развития, ключевые компетенции, личностное развитие, профессиональное самоопределение, патриотическое воспитание молодежи.

Приоритетным направлением государственной молодежной политики на всех уровнях (муниципальном, региональном, федеральном) является развитие социальной, творческой активности молодежи в современном обществе. Современное общество, называемое чаще всего постиндустриальным или информационным, характеризуется следующими характеристиками:

– преобладание концепции развития творческого потенциала человека, его профессионализма и эрудиции, способности выполнять различные роли и функции;

– формирование новых приоритетов личности, ориентированных на свободное развитие каждого человека и творчество, что в дальнейшем способствует максимальной мобилизации потенциала человека;

– труд становится сферой непосредственного удовлетворения духовных потребностей и потребностей в творчестве; свободное время является обязательным условием формирования творческой личности;

– ведущей характеристикой производственной деятельности является ее инновационность, важной составляющей которой является интеллектуальная активность;

– в новых условиях знания будут доступны всем, в связи с чем возникает необходимость умения их накапливать, перерабатывать, генерировать [3].

В зависимости от изменяющихся характеристик современного общества соответственно изменяются и требования к молодежи. Молодежь в трансформирующемся обществе выступает источником новых объективных изменений и транслятором ценностей и моделей поведения, которые передаются далее от поколения к поколению. Так как она обладает большой жизненной энергией, то именно молодежь становится потенциалом развития и функционирования разных процессов жизнедеятельности общества. В первую очередь это обусловлено тем, что молодежь должна как можно раньше научиться избегать ошибок и подготовиться к их преодолению, научиться самостоятельно жить в современном обществе и быть готовой к последующим изменениям в нем.

В тексте Всемирной программы действий в отношении молодежи, принятой ООН, молодежь признается основным ресурсом для достижения целей развития и главным проводником социальных изменений, экономического развития и технического процесса [5].

Вопрос развития потенциала современной молодежи является актуальным и для федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Оренбургское президентское кадетское училище», где очевидным является тот факт, что кадеты — это основа построения будущего, где признается их активность и самостоятельность в построении этого будущего. Соответственно развитие кадет должно соответствовать требованиям общества и требованиям, предъявляемым к молодежи.

Нами определены условия, которые могут способствовать развитию человеческого потенциала молодежи, в нашем случае кадет училища:

  1. Целью всех действий в рамках работы с кадетами является сам молодой человек, в перспективе выпускник училища: это творчески мыслящая, свободная личность, способная эффективно работать в ситуациях неопределенности, обладающая необходимым мировоззренческим кругозором, способностью познавать, личность, конкурентоспособная в системе высшего профессионального образования и рынка труда.
  2. Действия, направленные на развитие потенциала кадет, должны быть структурированы по организационным уровням, направлениям работы, проблемам, которые характерны для всей молодежи, но с учетом региональных и индивидуальных особенностей молодых людей.

В основу концепции образования поставлена личность кадета, его собственная активность в преобразовании мира и самого себя, социальная ответственность за свои действия. В училище выстроена и работает реалистичная система воспитания, адекватная потребностям времени, по приоритетным направлениям воспитательной работы. Созданы условия, обеспечивающие воспитание социально-интегрированной и мобильной личности имеющей активную гражданскую позицию, способной к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности, обеспечивающие духовно-нравственное развитие кадет и приобщение их к национальным российским и общечеловеческим ценностям с учетом многонационального состава училища.

  1. Развитие молодых людей происходит в разнообразных видах деятельности, при обязательных их активности и участии. Важной составляющей данного условия в рамках училища является стимулирование и поддержка инициатив кадет. Формирование способности личности к самостоятельным общественным начинаниям, активности, предприимчивости; развитие способности к свободному мышлению и самостоятельности, так как творческая деятельность, в том числе социальная, становится реальной личностной потребностью.
  2. Вовлечение кадет в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России. В рамках реализации данного условия в ходе учебно-воспитательного процесса происходит обучение жизненному проектированию — помощь кадету в формировании личного проекта жизненного пути, перспективы образования. Это предполагает ознакомление с социальными ролями и смыслами жизни; выработку жизненной программы относительно социальных целей и задач внутри своей жизненной стратегии; овладение способами обеспечения личного роста и развития в любых условиях.
  3. Развитие созидательной активности кадет.

Переход от модели взаимодействия «конкуренция» — к модели взаимодействия «кооперация» является насущным требованием инновационного развития экономики и общества. Способность эффективно кооперироваться с другими людьми и на благо других людей, выступает сегодня неотъемлемой частью гражданского образования и воспитания подрастающего поколения, что успешно реализуется в рамках программы воспитательной работы и программы развития училища.

Ключевыми жизненными стратегиями молодежи становятся развитие собственного человеческого капитала и потенциала, включая профессиональную и личностное саморазвитие и самореализацию. Ведущую роль в построении современного образовательного процесса играют умения самоорганизации и самообучения.

Ключевые позиции педагогического коллектива Оренбургского ПКУ по данному вопросу выражаются в следующих положениях:

– создание условий самовоспитания: формирование у кадет сознательного и ответственного выбора поведения на основе его ценностно-смыслового самоопределения;

– создание ситуаций самообразования: создание условий для образования в ситуации успеха, становиться «автором» собственной жизни;

– образование на основе рефлексии и самооценки: без понимания способов своего учения, механизмов познания и мыследеятельности, учащиеся не смогут в полной мере присвоить те знания и умения, которые составляют содержание изучаемых ими предметов. Рефлексия помогает кадетам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Если физические органы чувств для человека есть источник его внешнего опыта, то рефлексия — источник внутреннего опыта, способ самопознания и необходимый инструмент мышления;

– формирование универсальных компетенций с начала обучения в училище.

Компетентность является результатом образования и предусматривает наличие определённого набора компетенций. В это понятие входит и личностное отношение человека к предмету своей деятельности.

Исследованием этих терминов занимались многие ученые. Привести все их наработки в рамках данной статьи не представляется возможным. Но несколько наиболее интересных моментов, толкований всё же следует выделить.

Согласно А. В. Хуторскому, компетенция это определённый круг вопросов, в которых индивид обладает хорошей осведомленностью, имеет познания и опыт. Это совокупность взаимосвязанных качеств, которыми обладает личность по отношению к определённым предметам и процессам. Ими могут выступать знания, умения, навыки, способы деятельности. При соблюдении всех условий является возможной качественная работа.

В. Д. Шадриков утверждает, что под компетенцией необходимо понимать круг вопросов, где человек хорошо осведомлен. Особенностью этого понятия является то, что оно относится не к определённому субъекту деятельности, а к вопросам, что её сопровождают. Иными словами, под компетенцией необходимо понимать функциональные задачи, которые можно успешно решить. Если говорить про образовательный процесс, то тут можно наблюдать, что формируется определенная диалектика.

Компетенция — это определённая область (сфера) окружающей действительности или деятельности. [6]

Способность, умение (или потенциал) осуществлять действия в этой области или различных областях окружающей действительности на основе опыта, имеющихся знаний, постоянного самообразования называется компетентностью.

Другими словами, компетентность — это способность установить и реализовать связь между “знанием — умением” и ситуацией.

Компетентности классифицируются:

Ключевые (работа с числом, коммуникативная, информационные технологии, самообучение, работа в команде, решение проблем, быть человеком).

По видам деятельности (трудовая, учебная, коммуникативная, профессиональная, предметная, профильная)

По сферам общественной жизни (бытовая, гражданско-общественная, в искусстве, культурно-досуговая, в физкультуре, спорте, в образовании, в медицине, в политике и т. д.).

В отраслях общественных знаний (в математике, физике, в гуманитарных науках, в обществознании, в биологии).

В отраслях общественного производства.

По составляющим психологической сферы (когнитивная, технологическая, мотивационная, этническая, социальная, поведенческая).

В областях способностей (в физической культуре, умственной сфере, общественные, практические, исполнительные, творческие, художественные, технические, педагогические, психологические, социальные).

В областях по ступеням социального развития и статуса (готовность к школе, компетентности выпускника, молодого специалиста, специалиста — стажёра, руководителя).

Это наиболее общие (универсальные) культурно-выработанные способы действия (способности и умения), позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества. Они приобретаются в результате опыта успешного применения полученных в образовательном процессе умений.

К ключевым компетентностям относятся:

Социальная компетентность — способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.

Коммуникативная компетентность — способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.

Предметная компетентность — способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.

Информационная компетентность — способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.

Автономизационная компетентность — способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности.

Математическая компетентность — умение работать с числом, числовой информацией.

Продуктивная компетентность — умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них.

Нравственная компетентность — готовность, способность жить по традиционным нравственным законам [7].

Таким образом, инновационная идея развития училища направлена на развитие потенциала каждого кадета: через создание образовательного пространства в училище, которое определяет необходимое личностное развитие и профессиональное самоопределение кадет; при этом кадеты являются активными субъектами построения своей индивидуальной траектории образования. Основополагающим направлением в работе с кадетами является патриотическое воспитание. Особое внимание к патриотическому воспитанию со стороны государства и общества определяется необходимостью противодействия проявлениям бездуховности, гражданской пассивности в молодежной среде.

Содержание военно-патриотического воспитания, определяемое его целью и задачами, обусловливается особенностями, динамикой и уровнем развития нашего общества, состоянием его экономической, духовной, социально-политической и других сфер жизни, проблемами формирования подрастающего поколения, главными тенденциями развития этого процесса.

С учетом этих факторов в содержании военно-патриотического воспитания можно выделить два основных, тесно взаимосвязанных между собой компонента. Первый из них характеризуется более широкой социально-педагогической направленностью. Он основывается на таких элементах, как позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам, важнейшие духовно-нравственные, деятельностные качества (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности его граждан и другие).

Социально-педагогический компонент содержания является доминирующим и составляет его ядро. Только, сформировав личность гражданина и патриота России, с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, к военной и другим, связанным с ней, видам государственной службы.

В современных условиях, когда решается проблема профессионализации личного состава Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, значительно возрастают роль и значение специфического компонента содержания военно-патриотического воспитания. Это предполагает его более глубокую и последовательную дифференциацию, основательную и всестороннюю разработку в соответствии с теми конкретными задачами (и прежде всего практического характера), которые возлагаются на защитников Отечества в процессе прохождения военной и других, связанных с ней видов государственной службы. Специфический компонент военно-патриотического воспитания характеризуется значительно большей конкретной и деятельностной направленностью. Практическая реализация этого содержания призвана обеспечить: глубокое понимание каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отечеству, основанном на высокой личной ответственности за выполнение требований военной и государственной службы; убежденность в необходимости выполнения функции защиты Отечества в современных условиях; формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для успешного выполнения обязанностей в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Основой содержания специфического компонента является любовь к Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу, воинская честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка.

В содержании военно-патриотического воспитания кадет в Оренбургском президентском кадетском училище в качестве приоритетных выделяются следующие духовно-нравственные ценности:

– гражданственность;

– общенациональное в государственном масштабе;

– приоритет общественно-государственных интересов над личными;

– лояльность к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе;

– патриотизм, преданность своему Отечеству;

– преемственность, сохранение и развитие лучших традиций Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;

– самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений;

– гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;

– социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права.

Таким образом, именно молодежь является наиболее активной составляющей гражданского общества: молодые лучше приспособлены к внедрению инновационных проектов и технологий в различных сферах, они являются сосредоточением принципиально новых знаний и идей, мобильны и полны сил для строительства своей жизни. Российская молодежь — главный заказчик достойного будущего, главный стратегический ресурс нашей страны [2, 6]. Практика последних десятилетий убедительно доказывает, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств и обществ, которые смогут эффективно накапливать и продуктивно использовать человеческий капитал, а также инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь. Поэтому вопросы работы с молодежью занимают одно из ведущих мест в числе стратегических приоритетов стран, заботящихся о своем развитии [4, с. 57].

Литература:

1. Бузский, М. П. Теоретические проблемы патриотизма и патриотического воспитания / М. П. Бузский, А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев. — Волгоград: Изд-во ВГУ, 2008. — 92 с.

2. Кузьмина А. В. Кризис: легко ли быть молодым // Российская газета. 2009, 24 марта. № 4873.

3. Малин С. В. Развитие человеческого потенциала у молодых людей как основное направление работы с молодежью в современном обществе // Фундаментальные исследования. — 2012. — № 9–4. — С. 854–857.

4. Шпильберг, С. А. Стратегия кадрового обеспечения инновационной сферы // Научные труды Московского гуманитарного университета. Вып. 54. М.: изд-во МосГУ, 2005.

5. proekt_rezoluzii_oon_2010–146

6. https:// fb.ru

7. https:// urok.1sept.ru

Основные термины (генерируются автоматически): современное общество, военно-патриотическое воспитание, кадет, молодежь, способность, Вооруженный Сила РФ, государственная служба, патриотическое воспитание, подрастающее поколение, развитие.


Ключевые слова

профессиональное самоопределение, стратегия развития, социальная активность, Ключевые компетенции, личностное развитие, современное общество, молодежь (кадеты), потенциал молодежи, условия развития потенциала, патриотическое воспитание молодежи

Похожие статьи

План физического оздоровления молодежи и воспитательно-педагогической работы

Представлена программа духовно нравственного и физического развития молодежи в средних учебных заведениях и школах. В данной программе подается вектор, в котором закладывается основы человека как личности, его содержание и приоритеты. Открытость миру...

Проблемы и перспективы трудового воспитания современных подростков

В статье рассматривается современный подход к трудовому воспитанию как важному аспекту педагогического процесса, направленному на формирование у подростков положительного отношения к труду и развитие практических навыков, необходимых для будущей проф...

Значение физической подготовки для студентов

Среди важнейших задач, стоящих перед государством, достаточно значимой является и задача укрепления здоровья молодежи, в том числе путем развития и совершенствования их физической подготовленности, является важнейшей государственной проблемой. В этой...

К вопросу стратегии формирования и развития квалифицированного персонала организации

Статья посвящена исследованию роли стратегического уровня формирования и развития квалифицированных сотрудников предприятий. Автором отмечается, что наиболее значимым ресурсом каждой компании является ее персонал, интеллект сотрудников, их креативные...

Развитие здоровьеориентированной направленности личности старшеклассника в контексте физкультурной деятельности

В статье раскрываются особенности развития и совершенствования здоровьеориентированной направленности личности старшеклассника на основе физкультурной деятельности. Констатируется, что эффективное физическое развитие, укрепление здоровья возможно в с...

Развитие социальной активности подростков в школе

Социальная активность подростков в школе заключается в активизации его жизненной позиции, повышение мотивации к учебной деятельности, включение ребенка в общественно-полезную деятельность, участие учащихся в различных проектах и конкурсах различного ...

Выявление и развитие способностей детей и молодежи как актуальная проблема постиндустриального общества

Необходимым условием развития российского общества XXI века является качественная подготовка детей и молодежи, позволяющая отвечать современным глобальным вызовам постиндустриального общества. В условиях формирования инновационной экономики страны, с...

Совершенствование организационно-педагогических условий подготовки школьников на уровне основного и среднего общего образования к участию в региональном и заключительном этапах Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности

В настоящее время происходит бурное развитие олимпиадного движения, которое становится неотъемлемой частью современного общества, в том числе детей и молодежи. С каждым годом оно становится все более популярным и привлекает все больше школьников разн...

Реализация мер повышения эффективности занятий по патриотическому воспитанию для школьников

Воспитание любви к своей стране традиционно занимает ключевую роль в образовательном процессе. В нынешние времена это направление становится еще более значимым. Сдвиги в приоритетах ценностей общества, ухудшение положения семьи как социального инстит...

Мероприятия по совершенствованию профессиональных компетенций учителя начальных классов

В период всеобщей глобализации общества, целью модернизации современного образования является повышение его качества, достижение инновационных образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества. Образовательные результаты включ...

Похожие статьи

План физического оздоровления молодежи и воспитательно-педагогической работы

Представлена программа духовно нравственного и физического развития молодежи в средних учебных заведениях и школах. В данной программе подается вектор, в котором закладывается основы человека как личности, его содержание и приоритеты. Открытость миру...

Проблемы и перспективы трудового воспитания современных подростков

В статье рассматривается современный подход к трудовому воспитанию как важному аспекту педагогического процесса, направленному на формирование у подростков положительного отношения к труду и развитие практических навыков, необходимых для будущей проф...

Значение физической подготовки для студентов

Среди важнейших задач, стоящих перед государством, достаточно значимой является и задача укрепления здоровья молодежи, в том числе путем развития и совершенствования их физической подготовленности, является важнейшей государственной проблемой. В этой...

К вопросу стратегии формирования и развития квалифицированного персонала организации

Статья посвящена исследованию роли стратегического уровня формирования и развития квалифицированных сотрудников предприятий. Автором отмечается, что наиболее значимым ресурсом каждой компании является ее персонал, интеллект сотрудников, их креативные...

Развитие здоровьеориентированной направленности личности старшеклассника в контексте физкультурной деятельности

В статье раскрываются особенности развития и совершенствования здоровьеориентированной направленности личности старшеклассника на основе физкультурной деятельности. Констатируется, что эффективное физическое развитие, укрепление здоровья возможно в с...

Развитие социальной активности подростков в школе

Социальная активность подростков в школе заключается в активизации его жизненной позиции, повышение мотивации к учебной деятельности, включение ребенка в общественно-полезную деятельность, участие учащихся в различных проектах и конкурсах различного ...

Выявление и развитие способностей детей и молодежи как актуальная проблема постиндустриального общества

Необходимым условием развития российского общества XXI века является качественная подготовка детей и молодежи, позволяющая отвечать современным глобальным вызовам постиндустриального общества. В условиях формирования инновационной экономики страны, с...

Совершенствование организационно-педагогических условий подготовки школьников на уровне основного и среднего общего образования к участию в региональном и заключительном этапах Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности

В настоящее время происходит бурное развитие олимпиадного движения, которое становится неотъемлемой частью современного общества, в том числе детей и молодежи. С каждым годом оно становится все более популярным и привлекает все больше школьников разн...

Реализация мер повышения эффективности занятий по патриотическому воспитанию для школьников

Воспитание любви к своей стране традиционно занимает ключевую роль в образовательном процессе. В нынешние времена это направление становится еще более значимым. Сдвиги в приоритетах ценностей общества, ухудшение положения семьи как социального инстит...

Мероприятия по совершенствованию профессиональных компетенций учителя начальных классов

В период всеобщей глобализации общества, целью модернизации современного образования является повышение его качества, достижение инновационных образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества. Образовательные результаты включ...

Задать вопрос