Формирование национальной идентичности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (94) июль-2 2015 г.

Дата публикации: 09.07.2015

Статья просмотрена: 10887 раз

Библиографическое описание:

Ахмедханова, С. М. Формирование национальной идентичности / С. М. Ахмедханова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 14 (94). — С. 438-441. — URL: https://moluch.ru/archive/94/20893/ (дата обращения: 16.11.2024).

Данная работа рассматривает понятия слов «идентичность» и «национальная идентичность». Описывает возникновение и использование их в системе образования. Определяет задачи в воспитании у учащихся национальной идентичности и способы их решения.

 

Как формируется национальная идентичность?

Поставленный вопрос использует два понятия, которые сами нуждаются в объяснении. Что такое «идентичность» и что такое «национальность»? Мы должны отдавать себе отчет, что в национальном иногда скрывается идентификация или чувство лояльности к государству, а иногда ― к нации как к этническому сообществу.

Идентичность (англ. Identity) — свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам.

Национальная идентичность — одна из составляющих идентичности человека, связанная с ощущаемой им принадлежностью к определённой нации, стране, культурному пространству. Национальная идентичность не схожа с понятиями гражданства или национальности, хотя они могут быть факторами, оказывающими на неё сильное влияние.

Национальная идентичность не является прирождённой чертой. Она проистекает из приобретённого осознания общности культуры, истории, языка с определённой группой людей. К этому может добавиться чувство принадлежности человека к определённому государству, приверженность его государственной идентичности, национальной идее и государственным символам.

Человек — это нечто сложное, и его можно рассматривать как природное, социальное и духовное существо. Следовательно, совокупность условий, создаваемых и защищаемых государством, призвана обеспечить надлежащее развитие гражданина России во всех трех его ипостасях: природной, социальной и духовной. Работая и постоянно взаимодействуя с детьми, для меня стало нормой сталкиваться с личностями разного темперамента и менталитета, и порой бывает сложно найти общий язык с ними. Но это не является основой для деления детей на национальности и определения их национальной идентичность. Если рассматривать мой класс — то детей разных национальностей у меня не много, а если считать учащихся с которыми я работаю, то их будет намного больше.

Система образования — важнейший институт общественного воспроизводства и государственной безопасности, ведущий фактор сохранения и развития национальных культур и языков, действенный инструмент культурной и политической интеграции российского общества.

Образовательная политика отражает общегосударственные и национально-культурные интересы в сфере образования и вместе с тем учитывает общие тенденции мирового развития, которые требуют модернизации российского образования.

В образовании наметилась тенденция связывать воспитательную деятельность школы с формированием у учащихся российской идентичности, что также прослеживается в нашей работе с детьми, то есть осознания себя как носителя российской культуры и гражданина России. Она стала ответом на те проблемы, с которыми столкнулось образование в связи с внедрением программ патриотического воспитания в школе, вызванных к жизни катастрофическими процессами разрушения идентификационных структур сознания.

Для решения этой задачи необходимо осуществить целый комплекс разработок:

-                   во-первых, реформировать теоретические представления о процессах самоидентификации подростка со своей страной и культурой народа;

-                   во-вторых, создать систему мониторинга процессов формирования российской идентичности;

-                   в-третьих, предложить технологии педагогического воздействия на эти процессы.

В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования, введенном в действие приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413, вопрос формирования российской государственной идентичности переводится на практические рельсы. Стандарт “направлен на обеспечение формирования российской гражданской идентичности”; “Личностные результаты освоения основной образовательной программы обучающимися должны в первую очередь отражать российскую государственную идентичность”.

На формирование настроя нацелены школьные программы общественных наук, программа воспитания и социализации, внеурочная деятельность.

Для претворения в жизнь этой миссии, решения этой ключевой задачи школьному учителю на мой взгляд в первую очередь необходимы:

-                   Технологии педагогического воздействия на эти процессы;

-                   Толерантная образовательная среда, в своей работе толерантность в первую очередь должна проявлять «я», учитель, тем самым подавая пример обучающимся;

-                   Решение вопросов организации школьного самоуправления как инструмента гражданского воспитания, так как данная коллективная работа сплачивает коллектив и воспитывает в них чувства ответственности, долга и идентичности.

Кратко рассмотрим некоторые пути решения этих проблем.

1)         Понятие “педагогические технологии” — это не просто совокупность организационных форм и методических приемов применения тех или иных средств обучения, а еще и исследования, проводимые с целью выявить принципы развития и найти способы оптимизации образовательного процесса, применить новые методические приемы и использовать разработки учебно-методических материалов и технических средств обучения.

В научном понимании и употреблении термина “педагогическая технология” существуют множество различных позиций:

-                   Педагогические технологии как средство для учебного процесса. (разработки классных мероприятий на патриотические темы например: «Первая мировая война», «Моральный долг и совесть человека. В чем они проявляются?», Классный час «Я — часть России» ко Дню народного единства., Герои Отечества» ко Дню Героев Отечества., «12 декабря — День конституции», Рождества Христова» (как празднуют Рождество в семьях учащихся, их бабушек и дедушек), «Живая память», посвященный Дню памяти погибших в Афганистане….

-                   Педагогическая технология как система коммуникации на определенном алгоритме взаимодействия участников образовательного процесса: разные формы работы с детьми — беседа, диалог, круглый стол, организация и проведение школьных и классных мероприятий.

-                   Педагогическая технология как обширная область знания, занимающаяся конструированием оптимальных обучающих систем и опирающаяся на данные социальных, управленческих и естественных наук.

-                   Педагогические технологии как многомерный процесс

Педагогическая (образовательная) технология — это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам на формирование национальной идентичности.

Любая педагогическая технология охватывает определенную область образовательной деятельности. Эта сфера труда, с одной стороны, включает в себя ряд ее составляющих (и соответствующих технологий), а с другой — сама может быть включена как составная часть в деятельность (технологию) более широкого (высокого) уровня, что позволяет, говорить о вертикальной и горизонтальной структуре педагогических технологий.

Технологий формирования социокультурной идентичности — эта проблема может решаться на основе имеющегося опыта применения следующих типов технологий:

-                   личностно-ориентированного обучения и воспитания (диалог с ребенком, диалог с родителями, посещение ребенка на дому);

-                   технологии обучения в сотрудничестве(если у ребенка возникают какие-либо проблемы, то я как классный руководитель, учитель предметник и сам ребенок стараемся найти причину возникшей проблемы, и в совокупности приходим к общему знаменателю);

-                   групповые технологии (проведение мероприятий на пример линейка по ПДД для младших школьников);

технология коллективного взаимодействия (в нашем коллективе — это организация походов, коллективных поездок на экскурсии, проведение классных мероприятий Мастерская Деда Мороза» Новогодние представления. «Здравствуй, Новый Год!», Урок мужества «23 февраля — День Защитника Отечества. Помним, уважаем, чтим», 8 марта, «Венок памяти», посвященный Великой Победе. Классный час «Наши земляки в борьбе за Родину»);

-                   технология исследовательского (проблемного) обучения (когда мои учащиеся сами готовят и с моей помощью проводят классные часы например: Классный час «Первая мировая война», Беседа «Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?», Кулинарное путешествие. Культура и этикет питания, Классный час «Константиновск — мой дом родной». (посвященный освобождению г.Константиновска), Минута славы: «Чтобы помнили…» — день памяти погибших в Чернобыльской катастрофе…);

-                   технологии творческой деятельности (ребята участвуют в творческих конкурсах).

В своей работе по формированию российской государственной идентичности, я также стараюсь использовать интерактивные формы и методы обучения: эвристические беседы, презентации, дискуссии, “мозговые атаки”, метод “круглого стола”, метод “деловой игры”, конкурсы практических работ с их обсуждением, ролевые игры, коллективные решения творческих задач, кейс-метод (разбор конкретных ситуаций, групповые работы с авторскими пособиями, иллюстративными материалами, обсуждение специальных видеозаписей).

Методологической помощью в формировании социокультурной и национальной идентичности на современном этапе развития средней школы счмтаю такие документы как:

-                   “Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы”;

-                   “Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России”;

-                   “Концепция Фундаментального ядра содержания общего образования”;

-                   “Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) образования” и др.

Воспитательное и обучающее пространство общеобразовательной школы, составляющей основу государственно-общественной системы воспитания, должно наполняться ценностями, общими для всех россиян, принадлежащих к разным концессиям и этносам, живущих в разных регионах нашей страны. Эти ценности, являющиеся основой духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности, могут быть определены как базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности могут быть систематизированы в определенные группы по источникам нравственности и человечности, т. е. областям общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, систему общественных отношений.

Традиционными источниками нравственности являются:

-                   патриотизм (стараюсь прививать детям любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

-                   социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие себе и окружающим тебя людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство);

-                   гражданственность (правовое государство, гражданское общество, «долг перед» Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

-                   семья (любовь и верность, здоровье, почитание родителей, забота о старших и младших);

-                   искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека);

Основные термины (генерируются автоматически): национальная идентичность, Классный час, педагогическая технология, российская государственная идентичность, духовно-нравственное развитие, мировая война, образовательный процесс, общее образование, педагогическое воздействие, Федеральный государственный образовательный стандарт.


Похожие статьи

Вопросы внедрения идей концептуального обучения на уроках истории через исторический концепт «интерпретация»

В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием навыков исторического мышления у учащихся по предмету «всемирная история», с которыми сталкиваются учителя. Рассмотрены вопросы, связанные с трудностями использования исторического концепта ...

Анализ концепций образования и развития организационной культуры в коллективе

В статье проанализированы теории возникновения организационной культуры в педагогическом и ученическом коллективе. Рассмотрены теории формирования коллектива и содержание понятия «организационная культура».

Формирование толерантности у младших школьников как психолого-педагогическая проблема

В статье обосновывается актуальность проблемы формирования толерантности у младших школьников средствами детского клуба в условиях инклюзивной практики; раскрывается сущность понятия «толерантность» и ее основные компоненты; определяются критерии тол...

Метод выявления и разрешения конфликтов в образовательной организации

В статье рассматривается медиация как эффективный метод выявления и разрешения конфликтов в образовательной организации и выделяются этапы работы для службы школьной медиации, также рассматриваются проблемы, с которыми сталкивается современная образо...

Феномен культуры в историческом аспекте становления и развития, его современное восприятие

В данной статье исследуется понятие «культура» в его первоначальной трактовке и в современном восприятии, особое внимание автор акцентирует на взглядах культурологов на современную культурную ситуацию.

Развитие педагогической науки в Республике Узбекистан

В данной статье рассматриваются такие проблемы педагогической науки как, проблемы ценностей и целеполагания, а так же организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на занятии, как основы формирования способностей любого индивида.

Некоторые особенности педагогических конфликтов (на примере общеобразовательных школ Узбекистана)

В статье рассматриваются некоторые особенности воспитания культуры разрешения конфликтов в узбекских школах, типы педагогических конфликтов, некоторые аспекты актуальности рассматриваемой проблематики, роль и место национальных традиций, в том числе ...

Реализация аксиологического подхода в системе среднего профессионально образования

В статье раскрыта сущность аксиологического подхода в профессиональной подготовке студентов, пути его реализации, дано обобщение понятия «ценности» «подход к обучению», показана структура аксиологического подхода.

Актуальные вопросы внедрения идеи концептуального обучения на уроках истории.

В статье рассматриваются проблемы, связанные с формированием исторического мышления у учащихся по предмету всемирная история, с которыми сталкиваются учителя, в процессе внедрения идей концептуального обучения, как способ решения проблем предлагается...

Многообразие подходов к определению понятий «компетентность» и «компетенция»

В статье рассматриваются особенности реализации компетентностного подхода в российской системе общего образования. Также содержательно исследуются базовые понятия компетентностного подхода, такие как «компетенция» и «компетентность». Компетенция — эт...

Похожие статьи

Вопросы внедрения идей концептуального обучения на уроках истории через исторический концепт «интерпретация»

В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием навыков исторического мышления у учащихся по предмету «всемирная история», с которыми сталкиваются учителя. Рассмотрены вопросы, связанные с трудностями использования исторического концепта ...

Анализ концепций образования и развития организационной культуры в коллективе

В статье проанализированы теории возникновения организационной культуры в педагогическом и ученическом коллективе. Рассмотрены теории формирования коллектива и содержание понятия «организационная культура».

Формирование толерантности у младших школьников как психолого-педагогическая проблема

В статье обосновывается актуальность проблемы формирования толерантности у младших школьников средствами детского клуба в условиях инклюзивной практики; раскрывается сущность понятия «толерантность» и ее основные компоненты; определяются критерии тол...

Метод выявления и разрешения конфликтов в образовательной организации

В статье рассматривается медиация как эффективный метод выявления и разрешения конфликтов в образовательной организации и выделяются этапы работы для службы школьной медиации, также рассматриваются проблемы, с которыми сталкивается современная образо...

Феномен культуры в историческом аспекте становления и развития, его современное восприятие

В данной статье исследуется понятие «культура» в его первоначальной трактовке и в современном восприятии, особое внимание автор акцентирует на взглядах культурологов на современную культурную ситуацию.

Развитие педагогической науки в Республике Узбекистан

В данной статье рассматриваются такие проблемы педагогической науки как, проблемы ценностей и целеполагания, а так же организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на занятии, как основы формирования способностей любого индивида.

Некоторые особенности педагогических конфликтов (на примере общеобразовательных школ Узбекистана)

В статье рассматриваются некоторые особенности воспитания культуры разрешения конфликтов в узбекских школах, типы педагогических конфликтов, некоторые аспекты актуальности рассматриваемой проблематики, роль и место национальных традиций, в том числе ...

Реализация аксиологического подхода в системе среднего профессионально образования

В статье раскрыта сущность аксиологического подхода в профессиональной подготовке студентов, пути его реализации, дано обобщение понятия «ценности» «подход к обучению», показана структура аксиологического подхода.

Актуальные вопросы внедрения идеи концептуального обучения на уроках истории.

В статье рассматриваются проблемы, связанные с формированием исторического мышления у учащихся по предмету всемирная история, с которыми сталкиваются учителя, в процессе внедрения идей концептуального обучения, как способ решения проблем предлагается...

Многообразие подходов к определению понятий «компетентность» и «компетенция»

В статье рассматриваются особенности реализации компетентностного подхода в российской системе общего образования. Также содержательно исследуются базовые понятия компетентностного подхода, такие как «компетенция» и «компетентность». Компетенция — эт...

Задать вопрос