Духовность — основа информационной безопасности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (153) май 2017 г.

Дата публикации: 17.05.2017

Статья просмотрена: 1457 раз

Библиографическое описание:

Санакулов, Аброр. Духовность — основа информационной безопасности / Аброр Санакулов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 231-234. — URL: https://moluch.ru/archive/153/43241/ (дата обращения: 16.12.2024).



Вопрос информационной безопасности общества был всегда актуальным и злободневным для любого государства, он существовал всегда, во все времена и у всех народов. Информация когда-то была простым сообщением, доведением одного сообщения другим. Со временем она превратилась в политику, стала средством борьбы даже за власть. Поэтому особенно в ХХ веке страны и народы стремятся обезопасить себя от всякого рода негативной информации и возможных ее последствий. Так возникла потребность отбора и использования информации в своих целях и распространения ее для дальнейшей выработки культуры народа.

Исследователи по-разному определяют безопасность информации. Например, русский ученый Л. И. Шершнев считает, что «информационная безопасность — способность государства, общества, социальной группы, личности обеспечить с определенной вероятностью достаточные и защищенные информационные ресурсы и информационные потоки для поддержания жизнедеятельности, устойчивого функционирования и развития, противостоять информационным опасностям и угрозам, негативным информационным воздействиям на индивидуальное и общественное сознание и психику людей, а также на компьютерные сети и другие технические источники информации, вырабатывать личностные и групповые навыки и умения безопасного поведения, поддерживать постоянную готовность к адекватным мерам в информационном противоборстве, кем бы оно ни было навязано» [1].

Старшее советское поколение помнит, что в то время общество было закрытым, и не было доступа к объективной информации. Была жесточайшая слежка и фильтрация информации, чтобы держать людей в узде и распространять только целевую информацию. Этим система охраняла себя и своих граждан от проникновения чуждых, так называемых «буржуазных» идей и ценностей. До поры до времени эти методы информационной безопасности давали свои результаты, но глобализация, стирание границ в информационном пространстве, резкое повышение уровня информации повысили информированность советских людей. Одной из причин, как уже многие ученые мира отмечали, распада Союза стала именно информированность людей, которые всегда мечтали об этом, во многих случаях народ узнавал о событиях своей страны через другие страны мира.

Поэтому независимость стран СНГ в первую очередь обеспечила их информационной свободой, возможностью говорит и писать о своих болячках в открытую. Тоталитаризм заставлял людей не мыслить, а следовать за идеологией, которую проповедовала партия. Воспитанные таким методом, многие люди в первые периоды независимости не смогли решить глобальные вопросы, принимать объективную информацию, анализировать её и выяснить, насколько она безопасна, лояльна. Потому что в советские времена этому не учили, этого не преподавали. В результате чего многие маститые западные идеологи использовали этот вакуум для своих корыстных целей, распространив по миру, а в данном случае по странам Центральной Азии, свои ценности и понятия. В определенной степени в первые годы независимости немалая часть населения, в том числе молодежь, поверили этой информации, не думая о том, что стоит за этим.

День сегодняшний с его телекоммуникационными вычислительными системами, инновационными технологиями кардинально изменили окружающий мир. Если ранее было возможно “запрудить” конкретные информационные каналы, то сегодня все окружающее пространство информационно коллапсировалось. Время на информационное взаимодействие между самыми отдаленными точками резко сократилось. В результате проблема защиты информации, которая ранее была как никогда актуальна, перевернулась наоборот, и теперь она стоит как проблема, как защита духовности человека от вредоносной информации. Сегодня информационная безопасность понимается как ответственность за распространение правдивой информации и охрана, защита молодежи от вредных влияний.

Поэтому информационная угроза — это не что иное, как явные и скрытые целенаправленные информационные воздействия систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной сфере. Изучение проблемы информационной угрозы за последние годы доказывает то, что в мире растет поток разрушительных идей, информации, особенно разрушающей духовность народов. Народ Республики Узбекистан благодаря своей преданности духовным ценностям предков, сохраняя ее в основном скрытно, иногда и открыто, обрел независимость.

Свободное информационное пространство, глобализация вместе с положительными привело к нам и отрицательные факторы в укреплении духовных ценностей нашего народа. Сейчас информация распространяется по миру открыто, но на неё мало надежности, во многих случаях это дезинформация, которой защищают интересы каких-то сил и группы стран. Поэтому страны СНГ, а также Республика Узбекистан тоже приняли соответствующие меры по защите не только информационного пространства, но и самой информации, и ее получателей от информационных угроз и агрессий.

Так, в Узбекистане приняты Законы «Об информатизации» и «О принципах и гарантиях свободы информации». Например, 20-я статья Закона «Об информатизации» посвящена организации защиты информационных ресурсов и информационных систем. В ней указывается, что защите подлежат информационные ресурсы и информационные системы, неправомерное обращение с которыми может нанести ущерб их собственникам, владельцам или иным юридическим и физическим лицам. Государственные органы, юридические и физические лица обязаны обеспечить защиту информационных ресурсов и информационных систем, содержащих информацию о государственных секретах и конфиденциальную информацию. В 1-й статье Закона «О принципах и гарантиях свободы информации» отмечается, что основные задачи настоящего Закона ‑ защита информации, меры по предотвращению угроз информационной безопасности и устранению их последствий; информационная безопасность — состояние защищенности интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

Кроме того, в республике функционирует Республиканская комиссия по координации реализации Комплексной программы развития Национальной информационно-коммуникационной системы на 2013–2020 годы, ею разработано методическое пособие по информационной безопасности на территории Республики Узбекистан. В этой программе предусмотрены все меры информационной безопасности.

Открыто говорить о приемах и методах информационной угрозы сегодня необходимо, потому что, во-первых, осмысление того или иного приема информационной угрозы позволяет перевести его из разряда скрытых угроз в явные, с которыми уже можно бороться. И, во-вторых, факт наличия теории информационных угроз должен предостеречь потенциальную жертву от идеалистически наивного восприятия как внешнего, так и собственного внутреннего мира. Мы сегодня знаем, что в формировании мировоззрения молодежи информация играет решающую роль и, исходя из этого, в системе образования уже в 2001 году по инициативе первого Президента нашей республики Ислама Каримова был введен курс «Национальная идея: основные понятия и принципы».

Принципы национальной идеи в основном опираются на духовные ценности нашего народа, такие как, процветание Родины, мир и спокойствие страны, благосостояние народа, межнациональное согласие, религиозная терпимость, социальная солидарность и формирование гармонично развитой личности. В них отражены общность, связь и обусловленность понятий национальной идеи с различными сферами общественной жизни, духовными основами узбекского народа, его национально-культурным наследием, обычаями, традициями, ценностями, языком, культурой, историей и философией. Вот благодаря чему, наш народ пережил все тяготы тоталитаризма и беззакония в отношении не только узбекского народа, но и всех народов бывшего Союза.

Интеллектуальное насилие, между прочим, информационная война, которая идет по всему миру, непосредственно направлена на насилие мировоззрения, особенно подростков и молодежи, еще не имеющих своих твердых взглядов на мир. Осуществляющаяся средствами массовой информации, она частично или полностью дезориентирует человека, не позволяет адекватно рефлексировать, специфически объективируя происходящее, и тем самым деструктивно воздействует на духовную сферу современного общества, провоцируя проявление потребительского отношения к окружающим людям и государству, создавая условия для конфликтов, военно-политических кризисов. Такой специфический анамнез дезориентирует человека в социальном пространстве, позволяет зомбировать граждан, манипулировать общественным сознанием, размывает ценностные ориентиры, порождает страх, провоцируя девальвацию общепринятых ценностей, государственных установок и порождая конфликты, что особенно актуализирует духовную безопасность современного общества.

Духовная безопасность сегодня как самостоятельнаясфера общественного бытия, порождающая результатами глобализации, органично вплетенная в структуру общественных отношений. Духовная безопасность, которая подлежит сохранению, должна ориентироваться на выяснение конкретных источников различного рода опасностей, угроз, на уточнение значимых структурных элементов социокультурной системы, обеспечивающей самосохранение, прогрессивное развитие в изменяющихся условиях общественных отношений. В этом деле в республике делается многое. Так, Президентом Республики Узбекистан 2017 год объявлен «Годом диалога с народом и интереса человека».

Резко расширилось информационное пространство, впервые появились народные приемные граждан. Все граждане, независимо от национальности и пола, могут обратиться непосредственно в приемную Президента через виртуальную сеть. Сотни и тысячи обращений уже нашли свое положительное решение, и еженедельно руководители всех рангов начали отчитываться перед населением в разрезе Махалля и улиц. Все эти мероприятия начали резко повышать информированность народа и их доверие к справедливости. Когда работает механизм, направленный на прямой диалог с народом, то любая информационная угроза и агрессия тут же теряет свою значимость и остроту. Благодаря принятым мерам, люди становятся бдительными и сообразительными в принятии информации.

Российский исследователь А. В. Воропаева, рассматривая проблемы духовной безопасности, писала о том, что не имеет будущего то государство, которое «ориентирует молодежь, прежде всего, на материальные ценности, на обогащение, являющееся платформой для возникновения коррупции, ксенофобии, криминогенности, агрессии, экстремизма …» А духовные ценности нашего народа ориентируются и опираются на национальные ценности и принципы национальной идеи.

Литература:

  1. Шершнев, Л. И. Информационная безопасность России. // Безопасность: информ. сб.1993. № 11–12. С. 49–50.
Основные термины (генерируются автоматически): информационная безопасность, Узбекистан, информационная угроза, национальная идея, духовная безопасность, информационное пространство, народ, ценность, объективная информация, современное общество.


Задать вопрос