В новых социально-экономических условиях серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодого поколения, поскольку это затрагивает как судьбы самих молодых людей, так и будущее нашей Родины. Постановка проблемы духовности молодёжи предопределена разрушением традиционных форм воспитания, возможностью свободного выбора жизненного пути, определённым разрывом между поколениями, ростом индивидуальной ответственности за принятие решений.
Термин «воспитание» происходит от слова «прятать» в понимании оберегать, обезопасить от нежелательного влияния. Исследования показали, что юную неустойчивую личность есть от чего «прятать», оберегать и защищать: от пьянства, наркомании, правонарушений, моральной распущенности, низкопробного масскульта, пагубного влияния отдельных средств массовой информации. Высшее учебное заведение — это учреждение, целью которого является продолжение воспитания, формирования, становления, развития, обучения молодого человека, то есть воспитание всесторонне развитой, гармоничной личности, вывод её на высокий общечеловеческий культурный уровень, социализацию в качественно новых условиях.
Воспитание является сложным, многогранным и многоаспектным процессом. В общем плане под воспитанием понимают организованный и целенаправленный процесс формирования личности. На протяжении всей истории развития человечества те или иные общества определяли задачи воспитания подрастающего поколения, которые предусматривались особенностями общественно-экономического развития. С давних времён философы, педагоги отстаивают идею всестороннего гармоничного воспитания личности. Всестороннее воспитание предусматривает формирование в человеке соответствующих моральных, интеллектуальных, трудовых, физических и эстетических качеств. Гармоничное воспитание должно обеспечивать единство, диалектическую взаимосвязь, взаимообогащение, гармонию указанных составляющих воспитания.
Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов одним из приоритетов стратегии развития нашей страны считает дальнейшее духовное обновление общества: «Перед нами стоит задача сформировать духовность свободного гражданина, личности, иначе говоря, воспитать свободных, всесторонне развитых людей, которые хорошо знают свои права, опираются на свои силы и способности, имеют самостоятельный взгляд на происходящее вокруг них и, вместе с тем, гармонично сочетают свои личные интересы с интересами страны и народа» [1, c. 16].
Идея всестороннего гармоничного воспитания человека приобретает новую социальную значимость в условиях социально-экономического развития общества в XXI веке. Появляются следующие тенденции: тенденция к глобализации общественного развития, которая характеризуется сближением наций, народов, государств, шагами к созданию общего экономического поля, сближением характера общественных отношений в разных странах, способностью общаться с миром; обретение человечеством способности к самоуничтожению; переход человечества от индустриальных к научно-информационных технологий, что в отличие от индустриального производства в значительной степени базируется не на материальных, а на интеллектуальных ценностях.
Эти тенденции предопределяют необходимость решения ряда важных, определяющих задач: обеспечить высокую функциональность человека в условиях информационного бума; подготовить человека к тому, чтобы в своей деятельности он осознавал ответственность за возможность жить в условиях глобализованного мира; сформировать на общем и индивидуальном уровне понимания человека как высшей ценности; выработать у человека способность к сознательному и эффективному функционированию в условиях осложнений общественных отношений; минимизировать асимметрию между материальностью и духовностью, культивировать в каждой личности подъём мысли конструктивизма и толерантности.
Проблема воспитания человека, подготовка его к жизнедеятельности в информационно-технологическом, научном обществе и, в частности, в условиях ноосферы, приобретает мировой масштаб, глобальную, первоочередную значимость. По своей цели воспитание должно быть направлено на формирование всесторонне и гармонично развитой личности, а по содержанию — базироваться на национальных и общечеловеческих морально-духовных ценностях.
Воспитание — процесс сложный, длительный, непрерывный. После окончания общеобразовательной школы процесс воспитания продолжается в средних специальных учебных заведениях. Процесс национального воспитания логично и органично должен быть продлён и в высшей школе, где молодой человек приобретает профессиональное образование.
Национальное воспитание — это созданная на протяжении веков самим народом система взглядов, убеждений, идей, идеалов, традиций, обычаев, призванных формировать мировоззренческое сознание и ценностные ориентации молодежи, усвоение ею социального опыта, достижений предыдущих поколений.
Главной целью национального воспитания на современном этапе развития является передача молодому поколению социального опыта, богатства духовной культуры народа, его национальной ментальности, своеобразия мировоззрения и на этой основе формирование личностных черт граждан Узбекистана, которые включают в себя национальное сознание, развитую духовность, нравственность, художественно-эстетическое, правовое, трудовое, физическое воспитание, экологическую культуру.
Духовность — это стремление глубже познать самого себя, своё место в обществе. Это повышение уровня сознания людей — политического, экономического, правового. Укрепление в сознании людей, особенно молодёжи, незыблемых нравственных и духовных понятий, гуманитарных и демократических ценностей.
И здесь огромную роль играет более глубокое познание наших исторических корней, восстановление наших национальных традиций, того огромного исторического, духовного и интеллектуального наследия, которое оставили наши предки. Это и всемерное развитие отечественной науки, культуры, национального искусства.
Мы все должны чётко осознать, что от духовного возрождения народа, сохранения традиций, развития культуры и искусства, науки и образования зависит положение дел в других сферах. [1, c. 17]
В условиях глобализации информационного пространства, каждый индивид подвергается все большему информационному воздействию на него. При этом большое количество такой информации зачастую, несёт в себе нелегальный, антисоциальный характер. В сложившихся условиях выработка и реализация комплексной программы действий по обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних, защите их от негативного воздействия угроз духовно-нравственного характера, воспитания ее в духе уважения к национальным ценностям является приоритетной задачей.
Сегодня молодежь должна обладать знаниями и навыками защиты информации персонального характера, должна уметь защитить используемые средства коммуникации и плюс к этому — защититься от негативной информации, которую обрушивает на них век информации. В этом, конечно, ему должны помогать взрослые. В первую очередь, родители и педагоги. [2]
Необходима также сеть информационного обеспечения для реализации программ организации отдыха, оздоровления, занятости молодых людей, способствовать созданию молодёжных общественных организаций по пропаганде здорового образа жизни.
Молодёжь — это не только будущее, она живое настоящее, и важно понять, насколько уже сегодня молодое поколение определяет содержание и характер завтрашнего дня государства, насколько несёт в себе дух нового времени, нравственность и духовность.
Литература:
- Каримов И. А. Узбекистан, устремлённый в XXI век. Доклад на четырнадцатой сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан первого созыва 14 апреля 1999 года. Т., «Узбекистан», 1999. — 47 с.
- Суюнов С. Х. Духовно-нравственное воспитание молодёжи в новых социально-экономических условиях. — http://fikr.uz/posts/1