Психологическое воздействие средств массовой информации на общественное сознание во время информационной войны | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №14 (94) июль-2 2015 г.

Дата публикации: 06.07.2015

Статья просмотрена: 1278 раз

Библиографическое описание:

Бойзокова, У. А. Психологическое воздействие средств массовой информации на общественное сознание во время информационной войны / У. А. Бойзокова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 14 (94). — С. 688-691. — URL: https://moluch.ru/archive/94/20553/ (дата обращения: 16.11.2024).

С середины ХХ века некоторые развитые страны, конкретнее, США, в целях влияния на другие государства, широко используют неправительственные, некоммерческие и международные организации, а также средства массовой информации. Посредством этих инструментов осуществляется воздействие на сознание населения в целом, и отдельных лиц. Разработанные специальными центрами информационно-психологические угрозы искусно охватили тонкое своеобразие человеческой натуры и специфичные стороны развития общества.

Такие термины, как «психологическая война», «информационная война», «психологические операции», «ведение информационно-психологической борьбы», «психологическая защита» отражают в себе суть информационно-психологического воздействия.

Психологические операции на стратегическом уровне могут осуществляться в форме распространения или агитации определённых политических или дипломатических взглядов, официальных заявлений или информации от государственных руководителей. В процессе информационно-психологического воздействия основными объектами могут считаться политические и военные руководители, а также видные представители СМИ, культуры и искусства. В этом месте нужно сказать, что в последнее время отмечены частые информационно-психологические угрозы и в отношении нашей страны. По отношению к этому процессу Президент Республики Узбекистан высказался следующим образом: «В мировой геополитике продолжаются стремления к подчинению народов в духовно-идеологической сфере и разделению мира на этой основе. Для этого, посредством использования достижений современных средств массовой информации, а также различных центров, в том числе экономических, социальных, культурных, средствами, направленными на взаимосотрудничество, они формируют подходящую им самим идеологическую атмосферу в различных регионах мира. Все мы должны уяснить суть одной горькой правды, ставящейся перед нами сегодняшней жизнью. Эта горькая правда заключается в том, что если кто пожелает поставить преграду перед нашим путём суверенного развития, путем достижения цели, путем строительства нового общества, то в первую очередь он воспользуется ещё не окрепшей, не сформировавшей своего мировоззрения, обладающей хрупкими душой и сознанием молодежью, разрушит ее духовность, отвлечет совершенно чуждыми и неприемлемыми для нас и нашей многовековой натуры и традициям идеями, будет пытаться сделать их орудием для достижения своих корыстных и гнусных дел». Это, в свою очередь, предполагает серьёзную борьбу против них. Для этого необходимо проводить широкомасштабные мероприятия в сфере информационной безопасности. Широкое распространение идеологии национальной независимости, быстрое и своевременное обеспечение населения правильной информацией, правильное формирование общественной мысли являются одной из таких задач.

Основная часть сегодняшней молодежи в качестве основного источника информации обращается к интернету. Но у них ещё не сформирован информационный иммунитет и в результате этого через интернет, являющийся миром сплетен может возникнуть отрицательное влияние на духовность. В чем причина подобного влияния? Сегодня наша молодежь развивается под влиянием различных западных сериалов, без должного внимания к подвигам наших национальных героев и нашей духовности, в результате чего, несмотря на их ум и знания в различных отраслях и их достижений, трудно гарантировать их преданность интересам Родины, неподверженность чуждым идеям. Только если представители подрастающего поколения будут воспитаны верными Родине, преданными традициям и национальным ценностям, только в этом случае у них сформируется информационный иммунитет по отношению к любой разрушительной информации.

Универсальность информационного оружия, его скрытность, поливариантность форм достижения программного аппарата, радикальность воздействия, достаточность возможности выбора времени и места и совершенная экономичность показывают его совершенную опасность: оно может быть легко спрятанным в систему безопасности, без ведения открытой войны, может вести атаки в анонимной форме.

В современное время производство и управление, оборона и связь, транспорт и энергетика, финансы и образование, СМИ — всё зависит от стремительности обмена информацией, ее истинности, полноты и скорости. Поэтому инфраструктура общества является мишенью информационного оружия. Самым удобным моментом для информационной атаки является положение потери государством системы управления. Такие ситуации ярко бросаются в глаза в период выборов, во время чрезвычайных ситуаций, особенно её эффективность наблюдается в период цветных революций. Для готовности к таким ситуациям необходимо уделить внимание указанным ситуациям.

Кроме этого, наиболее опасным видом информационной атаки, связанной с компьютерными технологиями является кибертерроризм. Этот вид терроризма в первую очередь захватывает сознание, душу человека, затем же его тело. Информационную войну можно в зависимости от сути, цели, методов ведения, факторов влияния разделить на несколько видов.

Целями информационных атак являются контроль информационной среды с защитой информационных функций и ресурсов, использование контролируемой информации для ведения информационных атак. Надо подчеркнуть, что можно понять реальную опасность и последствия подрывных действий, но сложно осознать степень опасности действий, направленных на разрушение духовности. Наряду с тем, что различные исследования, СМИ и рекламные агентства, играя большую роль в развращении национальной идентичности, ценностей и мышления, могут играть и важную положительную роль, как предохраняя от данной угрозы, так и  исправляя ее. Подчинение сознания, расстройство разума, идея информационных войн для кого-то могут казаться высокопарными, изящными словами. Нужно принимать естественное разнообразие отношений. Но не надо забывать и то, что человек, своевременно понимающий различные махинации, превращающиеся в обыденность в информационный век, и проводящие их через свой идеологический иммунитет, куда бы не направлял свой духовный компас, глубже понимает её целесообразность.

Сегодня можно почувствовать тайную борьбу, проводимую в благих целях и направленную на ликвидацию самобытности какой-либо нации.  Первоначальное внимание в ней направлено не на усвоение территорий, а на овладение сознанием человека. Манкуртство, фанатизм, пленение массовой культурой являются результатами таких действий. Некоторые специалисты подчеркивают немаловажность данных духовно-информационных атак для настоящих войн и называют их - «war for consciousness», то есть «битва за сознание». Находятся и те, кто преподносит в другом смысле усиление глобальных информационных и коммуникативных связей и утерю отличий. свойственных некоторым нациям под влиянием периода глобализации. По их мнению, данная ситуация заставляет выходить наружу тех, кто прячется в своей раковине.

Сегодня в борьбе с разрушением сознания широко используются средства массовой культуры. В возникновении феномена массовой культуры высоко значение рекламы, моды, инженерии масс-медиа, дизайна, одним словом – средств, влияющих на сознание. Хотя сейчас существует единая карта мира, но существуют различные разрушительные идеи, индивидуализированные, подчиненные интересам некоторых групп, приспособленные к требованиям пользователей, но далёкие от истины, противящиеся идеям, отражающим цели и стремления человеколюбивых, прогрессивных народов. Их авторами разработаны различные методы подчинения сознания. Это явление первоначально глубоко проникло в культурные слои населения развитых стран, теперь же оно распространяется по всему миру.

Развитые страны представляют данные идеи как образец для подражания для неразвитых или развивающихся стран. Тут уместно подчеркнуть, что, чем вслепую копировать достижения какой-либо стороны, было бы уместнее изучить секреты ее успеха, его глубокие корни. Самым эффективным оружием, используемым в информационной войне, являются средства массовой информации (СМИ). Посредством обычных кинофильмов, мультфильмов, развлекательных передач, клипов, музыки и информационных новостей распространяется огромный поток информации. Однако не стоит приходить к выводу о том, что нельзя смотреть телевидение. Только общество с развитым иммунитетом к подобным представлениям может спастись от информационной атаки. Каким же образом можно сформировать такой иммунитет? Конечно же, посредством настоящего познания себя. Что же понимается под познанием себя? Оно начинается с национальной духовности, национальной истории, национального мировоззрения. В произведении И. А. Каримова «Высокая духовность — непобедимая сила» это характеризуется таким образом: «Где царит безразличие и равнодушие, и актуальные вопросы брошены на произвол судьбы, духовность превращается в самую слабую и болезненную точку. И напротив, где преобладает бдительность и чуткость, высокая сознательность и мышление, там духовность превращается в великую силу».

 

Литература:

 

1.                  Каримов И. А. Хавфсизлик ва тинчлик учун курашмоқ керак. –Тошкент: Ўзбекистон, 2002.

2.                  Каримов И. А. Юксак маънавият — енгилмас куч. –Тошкент: Маънавият, 2008.

 

Основные термины (генерируются автоматически): информационная атака, массовая информация, массовая культура, духовность, идея, информационная война, информационно-психологическое воздействие, информационное оружие, информационный иммунитет, ситуация, средство.


Похожие статьи

Информационно-психологическое насилие как фактор социального манипулирования

Влияние средств массовой коммуникации на формирование ценностных ориентаций молодёжи

Полярность психологического воздействия средств массовой информации на развитие современной молодежи

Отдельные аспекты влияния бессознательных психических процессов на систему преступности

Влияние родительских установок на эмоционально-личностное развитие ребёнка

Психологические трансформации сознания лиц, осуществляющих террористическую деятельность

Специфика и функционирование межличностной коммуникации в рамках современной культуры

Причины и формы психологического кризиса в системе воспитания подростков

Роль СМИ и сети Интернет в антикоррупционной деятельности государства

Психологические особенности подросткового возраста и их влияние на переживания стресса

Похожие статьи

Информационно-психологическое насилие как фактор социального манипулирования

Влияние средств массовой коммуникации на формирование ценностных ориентаций молодёжи

Полярность психологического воздействия средств массовой информации на развитие современной молодежи

Отдельные аспекты влияния бессознательных психических процессов на систему преступности

Влияние родительских установок на эмоционально-личностное развитие ребёнка

Психологические трансформации сознания лиц, осуществляющих террористическую деятельность

Специфика и функционирование межличностной коммуникации в рамках современной культуры

Причины и формы психологического кризиса в системе воспитания подростков

Роль СМИ и сети Интернет в антикоррупционной деятельности государства

Психологические особенности подросткового возраста и их влияние на переживания стресса

Задать вопрос