Гармоничная личность — один из приоритетов национальной идеи Узбекистана | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

Дата публикации: 23.01.2017

Статья просмотрена: 2688 раз

Библиографическое описание:

Шарипов, И. Н. Гармоничная личность — один из приоритетов национальной идеи Узбекистана / И. Н. Шарипов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 631-633. — URL: https://moluch.ru/archive/137/36485/ (дата обращения: 17.12.2024).



Одним из главных приоритетов реализации идеологии национальной независимости является формирование нравственно цельной и духовно богатой личности, обладающей независимым мировоззрением и самостоятельным мышлением, опирающейся на бесценное наследие наших предков и общечеловеческие ценности. Процесс воспитания формирования гармонично развитой личности основывается на том, что каждый человек стремится к овладению лучшими достижениями национальной и общечеловеческой духовной культуры. На основе овладения духовными ценностями человек стремится к духовно- нравственному и физическому совершенству. Духовно-нравственное и физическое совершенство личности неразрывно связаны между собой. В нашей стране общество помогает человеку обеспечивать и наращивать свое физическое здоровье. Создается максимум условий для постоянных и всесторонних занятий физической культурой и спортом высших достижений. Создание оптимальных условий для занятий спортом органически сочетается с процессом реализации Национальной программы по подготовке кадров, развития спорта в частности. Идея воспитания гармонично развитой личности всегда была органической частью национальной культуры узбекского народа. Являясь составной частью традиционной народной культуры, она впитала философию Ислама, обогащалась с неизменной опорой на идеи выдающихся мыслителей Центральной Азии — Абу Насра аль-Фараби и Алишер Навои. В демократическом обществе демократичной, открытой является система образования. Она позволяет сформировать полноценно гармоничную личность.

Рассмотрим ближе основные факторы, способствующие формированию гармоничной личности в демократическом обществе.

  1. Духовное богатство. Как мы отмечали ранее, формируется на основе органичного, свободного усвоения общечеловеческих и национальных духовных ценностей. Это должно происходить свободно, без давления извне, каких-либо насильственно внедряемых предписаний. В то же время не должна формироваться всеядность, человек должен уметь отличать плохое от хорошего, «зерна от плевел».
  2. Нравственная цельность подразумевает стройную нравственную систему у каждого человека, могущую выдержать проверку жизненной практикой. Нравственно цельный человек воспринимает те или иные нравственные ценности осознанно, понимает смысл тех или иных нравственных запретов и разделяет их необходимость.
  3. Независимое мышление — мышление, не опирающееся на какие-либо стереотипы. Человек, обладающий им, критически осмысливает любую сложную жизненную ситуацию и стремится найти рациональный выход из нее. Люди, обладающие независимым мышлением, не допустят никаких форм насилия над собой. И в то же время независимо мыслящий человек опасен для тоталитарного, закрытого общества.

В нашей стране целям формирования гармонично развитой личности, отвечающей потребностям демократического правового государства и гражданского общества служит национальная программа по подготовке кадров.

В этой связи целесообразно выделить три основных направления, по которым осуществляется реформа образования в нашей стране.

  1. Изменение структуры системы образования. Придание ей большей гибкости.
  2. Изменение содержания образовательных программ, их большая связь с современностью.
  3. Новые методы воспитания учащихся.

Рассмотрим, вкратце сущность этих аспектов и то, как они направлены на формирование гармонично развитой личности. Говоря о тех качествах личности, необходимых в демократическом обществе, которые должна воспитать новая система преподавания, необходимо выделить следующие стороны:

  1. Интеллектуальная и психологическая готовность к выражению своего мнения.
  2. Уверенность в том, что общество защитит право личности на выражение своего мнения.
  3. Уважение к праву других людей выражать свое мнение, толерантность.
  4. Сознание ответственности за свои высказывания. Свобода выражения своего мнения не должна превращаться в распущенность, вседозволенность. Совокупность таких качеств как интеллектуальная и психологическая готовность к выражению своего мнения, толерантность и ответственность составляет такое необходимое качество личности как правовая культура.

Правовая культура как необходимый атрибут индивидуализма является неотъемлемым качеством гармонично развитой личности в свободном обществе. Она выражает готовность человека быть толерантным этому обществу, жить в согласии с его законами и способствовать его социальному прогрессу. Правовая культура отнюдь не тождественна знанию законов, управляющих обществом. Далеко не все граждане общества знают в совершенстве управляющие им законы. Однако каждый человек имеет моральную обязанность соблюдать их. Осознание этой обязанности, понимание того, что «незнание законов не освобождает от ответственности за их соблюдение» и составляет природу правовой культуры. В то же время, люди, прекрасно знающие законы, могут обладать криминальным сознанием, у них может отсутствовать ответственность за соблюдение законов. Правовая культура воспитывается в ходе как процесса воспитания и образования, так и в ходе самого становления институтов правового государства, в частности, судебно-правовой реформы.

В качестве основной предпосылки эффективности судебно-правовой реформы Президент нашей страны И. А. Каримов рассматривает независимость суда. Он отмечает, что реформы судебной системы должны быть направлены, прежде всего, на обеспечение подлинной независимости и самостоятельности судей, выносящих свои решения. Только тогда человек, который раньше рассматривал суд только как карательный орган, будет обращаться в суд как в орган, который обязан защитить его права и свободы, его интересы. Эффективность проведения судебно-правовой реформы имеет самое непосредственное отношение к формированию гармоничной личности, поскольку именно судебно-правовая реформа приводит к тому, что создаются гарантии осуществления прав человека. Гарантии осуществления прав личности приводят к формированию правовой культуры, которая является необходимым условием гармоничного развития личности. Таким образом, гармония, гармоничное развитие личности включает в себя органичное сочетание духовного и физического совершенства гражданина, понимания прав и обязанностей в гражданском обществе. Последний же, в свою очередь, один из главных компонентов, приоритетов национальной идеи Узбекистана.

Литература:

  1. Каримов И. А. «Высокая духовность — непобедимая сила» Маънавият 2008
  2. Каримов И. Узбекистан: национальная независимость, экономика, политика, идеология. — т.1 — Т.,1996.
  3. Идея национальной независимости: основные понятия и принципы.
Основные термины (генерируются автоматически): правовая культура, развитая личность, судебно-правовая реформа, гармоничная личность, демократическое общество, гармоничное развитие личности, гражданское общество, национальная программа, независимое мышление, психологическая готовность.


Задать вопрос