Проблема управления качеством образования начальной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (182) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 03.12.2017

Статья просмотрена: 1465 раз

Библиографическое описание:

Симачкова, Т. С. Проблема управления качеством образования начальной школы / Т. С. Симачкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 212-214. — URL: https://moluch.ru/archive/182/46830/ (дата обращения: 17.12.2024).



Процесс управления всегда имеет место там, где осуществляется общая деятельность людей для достижения определенных результатов.

Управление — сложный процесс, слагаемыми которого являются правильный выбор целей и задач, изучение и глубокий анализ достигнутого уровня образовательной деятельности, система рационального планирования, организация деятельности ученического и педагогического коллективов, выбор оптимальных путей для повышения уровня обучения и воспитания, эффективный контроль [2].

Большой вклад в изучение проблемы управления образовательной организацией внесли С. И. Архангельский, И. Ф. Исаев, Ю. А. Конаржевский, А. Н. Орлов, П. И. Третьяков, И. К. Шалаев, Т. И. Шамова и другие исследователи.

И. Ф. Исаев выделяет такие принципы управления педагогической системой, как демократизация и гуманизация, системность и целостность, рациональное сочетание централизации и децентрализации, единство единоначалия и коллегиальности в управлении, объективность и полнота информации [3].

Система принципов управления разработана Ю. А. Конаржевским. В нее входят принцип уважения и доверия к человеку; принцип целостного взгляда на человека; принцип сотрудничества; принцип социальной справедливости; принцип индивидуального подхода; принцип обогащения работы учителя; принцип личного стимулирования; принцип единого статуса; принцип перманентного повышения квалификации; принцип консенсуса; принцип коллективного принятия решений; принцип участия в управлении учителей и делегирования полномочий; принцип целевой гармонизации; принцип горизонтальных связей; принцип автономизации управления; принцип постоянного обновления.

Кроме того, выделяют принципы управления развивающейся системы, к которым относит: демократизацию; гуманизацию; гуманитаризацию; дифференциацию, мобильность и развитие; открытость образования; многоукладность системы; стандартизацию.

Формирование информационных банков данных, технологий их оперативного использования повышает научную организацию управленческого труда [4].

Некоторые ученые определяют понятие «управление» через понятие «деятельность», «воздействие», «взаимодействие». Они выделяют три позиции управления:

  1. Деятельность. В качестве признаков деятельности применяется в управлении образовательной организацией следующие:

а) функциональный состав;

б) целевое назначение;

в) наличие субъектов.

Целью этого управления является получение конкретного результата.

  1. Воздействие одной системы на другую, одного человека на другого или на группу. Понимается как целенаправленное воздействие человека на объект или процесс направляющий воздействие на другого человека приводит к изменениям последнего. Слабо учитывается субъект-субъектная природа. Активность признается за руководителем, а управляемый — пассивный исполнитель в строго следуемой навязанной ему форме. Изменений не происходит.
  2. Взаимодействие субъектов. Суть состоит в неразрывности прямого и обратного воздействия. Органического сочетания изменений воздействия друг на друга субъектов. Взаимодействие — целенаправленное внутреннее дифференцированное саморазвитие системы. Такое понимание взаимодействия представляет суть управления. Предполагает изменение и управляющих, и управляемых и необходимость изменения взаимодействующих субъектов и самого процесса взаимодействия как смена его состояния. Так как сегодня на смену философии «воздействия» в управлении школой приходит философия «взаимодействия», «сотрудничества» [6], [10].

Как отмечает Пидкасистый П. И., управление — процесс воздействия на систему в целях перевода ее в новое состояние на основе использования присущих этой системе объективных законов [7].

«Под управлением, — пишет В. А. Сластенин, — понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации». А внутришкольное управление, по его мнению, представляет собой «целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата» [9, с.412].

Розанов В. А. отмечает, что управление — это система скоординированных мероприятий (мер), направленных на достижение значимых целей [1].

В работах Т. И. Шамовой, М. М. Поташника управление определяется как «целенаправленное активное взаимодействие субъектов, направленное на обеспечение оптимального функционирования системы и перевод ее в новое качественное состояние, соответствующее социальному заказу общества» [8], [10].

Итак, под управлением образовательной организацией мы понимаем систематическое, планомерное, сознательное и целенаправленное взаимодействие субъектов управления различного уровня в целях повышения качества деятельности образовательной организации.

Главная цель управленческой деятельности в системе образования — использование потенциала образовательной системы, а также повышение его качества. Сущность управления качеством образования заключается в поддержании целенаправленности и организованности учебно-воспитательных процессов в системе образования.

Любая управленческая деятельность состоит из последовательности взаимосвязанных действий (функций управления).

А. Файоль обозначил совокупность выделенных им функций (предвидение, планирование, организация, координация, контроль) административной функцией.

Лазарев В. С. выделяет среди функций планирование, организацию, руководство и контроль [23]. К этим основным функциям Сластенин В. А. добавляет педагогический анализ, целеполагание, регулирование [9].

А. М. Моисеев выделяет три большие группы функций управления образовательным учреждением:

  1. Функции управления поддержания стабильного функционирования образовательным учреждением;
  2. Функции управления развитием школы и инновационными процессами;
  3. Функции управления функционированием и саморазвитием внутришкольного управления включают в себя действия по отношению к самой системе управления образовательным учреждением [6].

П. И. Третьяков в качестве самостоятельных, но взаимосвязанных функций управления выделяет: информационно-аналитическую, мотивационно-целевую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, контрольно-диагностическую, регулятивно-коррекционную.

Информационно-аналитическая функция составляет информационную основу, анализ направленный на изучение состояния тенденций развития объекта, оценку собственной деятельности, фактических результатов и выработки предложений по ее содержанию в заданном состоянии.

Мотивационно-целевая выступает как процесс проектирования результата целей обеспечивающие всеми видами ресурсов по развитию образовательной организации на основе социального заказа.

Планово-прогностическая заключается в определении зоны ближнего и перспективного развития образовательной организации.

Организационно-исполнительская — связана с реализацией планов, программ, управленческих решений через координирование и коммуникации в управлении образовательной организацией.

Контрольно-диагностическая отвечает за сбор информации, анализ и оценку управленческой деятельности, фактических результатов в разное время.

Регулятивно-коррекционная — поддерживает системы образовательной организации на заданном уровне, перевод ее в новое качественное образование и устранение отклонений образовательной организации.

Н. В. Кузьмина выделяет следующие функции: гностическая, проектировочная, конструктивная, организаторская, коммуникативная.

Гностическая — получение информации о всех аспектах функционирования педагогической системы.

Проектировочная — предполагает формирование целей и задач, изменение планов и прогнозов.

Конструктивная — моделирование разнообразных систем.

Организаторская — реализует исполнительную деятельность.

Коммуникативная — построение необходимых взаимоотношений и связей между субъектами отношений.

Классификация Ю. А. Конаржевского: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, контроль, регулирование.

Системообразующей, по его мнению, является функция педагогического анализа.

Обобщая взгляды этих ученых, раскроем организационно-педагогическую функцию управления образовательным учреждением.

Организационная функция управления образовательной организацией направлена на обеспечение выбора лучших путей выполнения плановых и творческих заданий, определение совокупности действий, ведущих к образованию взаимосвязей между частями целого: инструктаж, координация, объединение людей, совместно реализующих программу или цель. Главным для организационной деятельности является вопрос о том, как реально, с помощью каких действий воплощаются в жизнь цели организации. Именно поэтому организационная деятельность рассматривается как деятельность исполнительская, как реализационная стадия управления [4].

Литература:

  1. В. А. Розанов Психология управления. URL: http://www.koob.ru/rozanova_v/psihologiya_upravleniya_roz
  2. Евдокимова М. В. Понятие управления и педагогического менеджмента. Великий Новгород, 2003.
  3. Исаев И. Ф. Школа как педагогическая система: Основы управления.- М.; Белгород, 1997.-с.286.
  4. Конаржевский Ю. А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. — М.: Педагогический поиск, 2005. — 80 с.
  5. Лазарев В. С. Управление инновациями в школе. URL: http://www.avito.ru/moskva/knigi_i_zhurnaly/v._s._lazarev_upravlenie_inovatsiyami_v_shkole. (18.03.2016г)
  6. Моисеев А. М. Качество управления школой: каким оно должно быть.-М.: Сентябрь, 2001.-160с
  7. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого.-М.,1998.-с.452
  8. Поташник М., Моисеев А. Управление современной школой // Директор школы.-1997.-№ 6.-с.34–40.
  9. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность.-М.,1997.-с.412.
  10. ШамоваТ.И., ТретьяковП.И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами._М., 2001.-с.251
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, управление, образовательное учреждение, педагогический анализ, система, управленческая деятельность, функция управления, организационная деятельность, педагогическая система, принцип управления.


Задать вопрос