На современном этапе развития общества особое значение приобретает эффективное кадровое сопровождение проводимых в Узбекистане реформ. Как отличает Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов “…важнейшим направлением нашей деятельности и впредь останется вопрос подготовки кадров нового поколения, способных решать сложнейшие задачи, связанные с модернизацией страны и строительством современного общество”.
Управление образовательным учреждением - это особая деятельность, в которой ее объекты посредством планирования, организации, руководства и контроля обеспечивают организованность совместной деятельности студентов, педагогов, обслуживающего персонала и ее направленность на конечный результат. Профессиональная компетентность менеджера образовательного учреждения состоит из управленческих, педагогических, коммуникативных, диагностических и исследовательских компонентов деятельности и определяется уровнем профессиональных знаний и умений, степенью развития профессионально значимых личностных качеств, которые необходимы для оптимальной реализации управленческих функций по достижению целевых установок.
Управление всегда целенаправленно. Из рассмотрения управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, как составляющей педагогического процесса являющегося в свою очередь компонентом педагогической системы, следует, что определяющими для управления в структуре образования являются его цели.
Менеджер учебно-познавательного процесса-преподаватель, выступающий в качестве субъекта системы управления учебно-познавательной деятельностью учащихся на уроке. Предметом труда менеджера образовательного процесса является деятельность субъекта управления. Продуктом труда – информация, орудие труда –слово, речь. Результатом труда менеджера является уровень грамотности воспитанности и развития объекта педагогического менеджмента. Для него каждый человек – личность, имеющая неотъемлемое право на проявление своей индивидуальности. Каждый менеджер обязательно принимает решения, работает с информацией и выступает руководителем по отношению к определенным организациям. Он должен владеть наукой управления. Менеджер должен постоянно выполнять функцию информирования, мотивирования, воспитания, контроля в коллективе. Будущий менеджер-это не только лидер и предприниматель, это еще и организатор целенаправленной деятельности внутри коллектива и практический психолог, умеющий правильно выстроить межличностное и межгрупповые отношения в организации. Активность студента- менеджера в учебной и научной деятельности, организационно-методической и общественной видах деятельности позволяет ему быстрее и без потерь во временных и материальных ресурсах выбрать достойное продолжение в развитии профессиональной карьеры. Осознание своей значимости как будущего специалиста связана с самоопределением студента в профессиональных проявлениях.
Современный управляющий не должен быть узким специалистом технического или гуманитарного профиля – он должен владеть общими научно обоснованным и проверенными на практике методами и приемами.
Несомненно, существуют определенные личностные требования к руководителю. А.Н. Леонтьев определяет некоторые дополнительные требования: обязательна общая социальная ориентированность руководителя; его убежденность в правильности своих действий; цельность его личности. Менеджер должен проявлять контактность, доброжелательность, уважительность, скромность и в то же время сдержанность, демонстрировать определенный уровень самооценки. Чтобы менеджера уважали, он должен держаться с достоинством, без высокомерия и заносчивости. Особое место среди требований к менеджерам занимает умение работать с людьми.
Требования, предъявляемые к современному менеджеру:
Непременное и постоянное саморазвития;
Управление информацией;
Развитие коммуникативных и представительских навыков;
Помощь работникам в условиях нестабильности;
Формирование и поддержание гармоничной культуры;
Постоянное развитие персонала;
Выполнение традиционных функций: планирование, организация деятельности, управление финансами, материальными факторами образовательного учреждения персоналом.
Итак, современные требования к менеджеру образования заключаются в том, что в настоящее время менеджер образовательного подразделения обязан знать современные управленческие технологии и владеть культурой внедрения этих технологий в жизнь образовательного учреждения.
- Литература:
Каримов И.А. По пути модернизации страны и устойчивого развития экономики // Собр. соч.Т. 16.-Т: Узбекистан, 2008.-с.92.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. –М., 1977.-304с.
Мескон М.Х., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента: пер.с англ.-М.: Дело,1996.-704с.