Портрет современного управленца в образовании
Автор: Замятин Артем Михайлович
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
V международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, март 2014)
Статья просмотрена: 2777 раз
Библиографическое описание:
Замятин, А. М. Портрет современного управленца в образовании / А. М. Замятин. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 38-39. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5012/ (дата обращения: 16.12.2024).
В настоящее время в условиях модернизации на всех уровнях российского образования меняется стереотип управления образовательным учреждением. В условиях рыночных отношений образовательное учреждение является не только общественным институтом, который ориентирован на формирование и развитие социально-профессиональной составляющей личности, но и «поставщиком» образовательных услуг. Поэтому современное общество ориентировано на предоставление более качественного уровня образовательных услуг. В связи с этим меняется и портрет современного управленца в образовании.
Главной задачей современного управленца в образовании, является ежедневное управление образовательным учреждением в целях предоставления высокого качества образовательных услуг, востребованных развитием общества в условиях ограниченности материальных ресурсов; привлечение материальных ресурсов в виде инвестиций, необходимых для инноваций и повышения качества предоставления образовательных услуг. Выполняя эту задачу, современный управленец должен выполнять следующие функции:
- осуществлять руководство коллективом;
- организовать и планировать деятельность коллектива и своей собственной работы;
- распределять задания и инструктаж подчиненным;
- осуществлять контроль предоставления качественного образования;
- устанавливать контакты с партнерами и властями;
- урегулировать и преодолевать внутренние и внешние конфликты;
- создавать комфортные условия труда (работники) и получения образовательных услуг (студенты);
- осуществлять подготовку и чтение отчетов;
- выполнять проверку и оценку результатов работы;
- ознакомление со всеми новинками в мире техники и технологии образовательного процесса;
- выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений развития учреждения;
- решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных;
- проведение собраний и представительство;
- стимулирование повышения квалификации работников;
- подготовку образовательного учреждения к учебному году.
Выполняя свои функции, современный управленец в образовании должен обладать следующими качествами: высокий интеллектуальный уровень развития (аналитические способности), профессионализм, справедливость во всех отношениях, коммуникабельность, организаторские способности, владение современными информационными технологиями.
Управленец в образовании должен иметь личное желание занять пост руководителя и, соответственно, быть готовым брать на себя сопряженные с этим обязанности, ответственность, риск. Управленец должен быть активным, стремиться к испытаниям, полностью отдавать себя работе, обладать четкими жизненными установками, быть требовательным к себе и окружающим, стремиться к совершенству. Такой управленец постоянно находится в «гуще жизни», непрерывно вырабатывает и пересматривает в соответствии с обстановкой принципы деятельности для себя и для других. Он стремится конструктивно использовать любые, даже конфликтные ситуации, не боясь, риска и ответственности.
Активный управленец ищет и устанавливает срочные контакты с окружающими, поощряет их самостоятельность, дает возможность продвигать свои идеи. Активный управленец должен быть лидером коллектива, совмещающим в себе официальное признание руководства (в рамках министерства образования и заменяющего органа) и неофициальное — у подчиненных и студентов.
Современный управленец должен уделять особое внимание инновационным процессам образования. В рамках данного направления следует учесть следующие направления:
1. Развитие технической инфраструктуры образовательного учреждения:
- компьютеризация образовательного процесса, с учетом необходимости;
- автоматизация рабочих мест, сопровождения учебного процесса (разработка автоматизированных систем управления, внедрение систем дистанционного образования);
- развертывание локальной вычислительной сети, с возможностью удаленного доступа всех участников образовательного процесса.
2. Развитие информационной составляющей:
- создание и продвижение веб-сайта образовательного учреждения;
- создание и развитие системы предоставления информации (информационные табло, внутреннее вещание, мини издательство);
- повсеместное использование скрытой инфо-рекламы.
3. Внедрение инновационных методов преподавания:
- вебинары;
- телеконференции;
- компьютерное моделирование;
- использование технологий виртуализации;
- развитие системы зарубежного обмена студентами
- внедрение системы дистанционного обучения;
- внедрение систем и программ образования для различных категорий людей (в том числе для людей с ограниченными возможностями).
Важное направление в деятельности управленца — это подготовка взаимозаменяемости и преемственности кадров, кадровой политики, в том числе административно-управленческого персонала. В связи с этим управленец должен иметь стратегические цели развития образовательного учреждения, стремление к положительной динамики предоставления и спроса образовательных услуг.
Подводя общий итог, можно сделать выводы:
Управление образовательным учреждением — это очень сложный процесс, который требует не только соответствующее образование, но и стремление к самообразованию, познанию и практического применения полученных навыков и знаний. В связи с этим современный управленец должен быть высокообразованным и любознательным с предпринимательской жилкой.
Литература:
1. Аверченков В. И. Инновационный менеджмент / В. И. Аверченков, Е. Е. Ваинмаер. — Москва: Флинта, 2011. — 293 с. — То же [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ibooks для доступа к информ. ресурсам требуется авторизация.
2. Карташова Л. В. Организационное поведение: учеб. / Л. В. Карташова — Москва: ИНФРА-М, 2011. — 156 с.
3. Круглов В. Н. Управление инновационным развитием отрасли: автореф... д-ра наук: 08.00.05 / В. Н. Круглов; Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики (МЭСИ). — Москва, 2012. — 51 с.
4. http://www.nsportal.ru
5. http://www.rusobr.ru
6. http://www.edu.ru