Менеджмент в образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (283) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 06.11.2019

Статья просмотрена: 12271 раз

Библиографическое описание:

Мкртчян, С. Г. Менеджмент в образовании / С. Г. Мкртчян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 45 (283). — С. 338-340. — URL: https://moluch.ru/archive/283/63691/ (дата обращения: 22.12.2024).



Менеджмент в образовании является одним из главных инструментов, позволяющих рационально использовать различные ресурсы, с целью достижения поставленных задач и повышения эффективности работы.

Ключевые слова: менеджмент, образование, знания, управление, личность развитие, процесс, эффективность, совокупность, комплекс, образовательные учреждения.

Менеджмент в современном мире занимает одну из ведущих ролей, позволяющих мобилизовать ресурсы, в число которых входят финансовые, материальные, а также интеллектуальные ресурсы. Рассматривая менеджмент в образовании, необходимо отметить широкое использование его в странах Западной Европы, где важным элементом данной системы выступает каждый из педагогов [2, с.241].

Образование следует рассматривать как процесс, основной целью которого является воспитание и обучение личностей, с учетом их индивидуальных особенностей и интересов. Современный мир требует от образовательной деятельности не только передачу, распространение и усвоение уже имеющихся знаний, но также и включение новых знаний, умений и навыков. Так как знания — это основной ресурс современного общества, который в совокупности с другими ценностями формируют отдельную личность, необходимо управлять образовательным процессом.

Менеджментом в образовании принято считать совокупность различных методов и принципов, которые способствуют эффективности образовательного процесса. Необходимо выделить основные особенности менеджмента в образовании [1, с. 115]:

– вероятность перехода к построению отношений к стилю, учитывающему индивидуальные особенности работников и более полный аспект к образовательной деятельности, ориентированный на результат максимально успешных итогов;

– обеспечение в коллективе (из числа педагогов и обучающихся) комфортного психолого-преподавательского климата.

В проекции на образовательный процесс, педагогический менеджмент — это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления, направленный на повышение эффективности образовательного процесса [4, с.211]. Можно отметить, что любой преподаватель является, по сути, менеджером учебно-познавательного процесса (как субъект управления им), а руководитель ПОУ — менеджером учебно-воспитательного процесса в целом.

Рассматривая историю развития управления в образовании, основным этапом становления считается конец ХХ столетия, когда были изданы масштабные работы ученых западной Европы, включающих в себя теорию об итоговом анализе годовой деятельности любого образовательного учреждения [5,с 362]. Согласно изданным трудам в такой отчет должен быть включено:

  1. Выполнение школой различных директивных нормативных документов Министерства образования.
  2. Эффективность годового управленческого цикла.
  3. Анализ результативности проводимой методической работы.
  4. Оценку общего качества образования и преподавания ключевых предметов.
  5. Анализ взаимодействия школы с родителями учащихся;
  6. Эффективность работы учебного заведения с различными общественными организациями.
  7. Оценку уровня воспитанности учащихся.
  8. Анализ соблюдения санитарно-гигиенических норм.
  9. Итоги реализации образовательной программы.

Предметом труда менеджера образовательного процесса является деятельность управляемого субъекта, продуктом труда — информация, орудием труда — язык, слово, речь. Результатом труда менеджера учебно-воспитательного процесса является степень обученности, воспитанности и развития объекта менеджмента — учащихся.

Как и любая система менеджмента, менеджмент в образовании имеет следующие виды функций: планирование, организация, мотивация и контроль. Кроме этого, менеджмент в образовании имеют особенную специфику, на фоне который выделяют следующие подфункции [3, с. 28]:

– Информационно-аналитическую;

– Мотивационно-целевую;

– Планово-прогностическую;

– Организационно-исполнительскую;

– Контрольно-диагностическую;

– Регулятивно-коррекционную функции.

Совокупность всех функций и подфункций составляет последовательны, и на каждом определенном этапе сменяют друг друга, при этом образуется определенный цикл системы, способствующий эффективной системы управления персоналом.

Управление в образовании сводится в первую очередь к обеспечению абсолютно всех субъектов информацией о деятельности системы. В базе этой информации исполняется утверждение заключений, а кроме того, составление плана дальнейшей работы. Управление в образовании обладает собственной целью отбор наилучших решений, а кроме того, исследование проекта формирования разных учебных учреждений.

Рассматривая основные этапы управления необходимо выделить [1, с.136]:

  1. Диагностирование и предположительная оценка,
  2. Сбор данных с помощью различных социологических методов,
  3. Окончательные выводы о положении дел, а также способах улучшения ситуации.

Данный этап применим ко всем сферам управления в образовании, а также способствует повышению эффективности и улучшению результатов работы.

Каждое государство имеет специфику управления образовательной организацией в том числе и в России. В связи с тем что российское образование считается массовым и в первую очередь направлена на получение знаний, способных обеспечить простую трудовую деятельность, оно не способно побудить ребенка к обучению, а также развить в нем интерес получать новые знания.

Механизм управления образовательными системами представляет собой совокупность познанных закономерностей и принципов, а также применяемых на их основе форм и методов взаимодействия объекта и субъекта управления в конкретных условиях. Закономерности выражают существенные связи и отношения между субъектом и объектом управления, принципы из этих отношений устанавливают основные правила взаимодействия субъекта и объекта, а методы и формы управления выступают как конкретные средства организации взаимного воздействия субъекта и объекта в процессе управленческой деятельности. Исследователи проблем управления образовательными системами к закономерностям относят:

– зависимость эффективности функционирования системы управления от уровня функциональной и организационной структур;

– связь между содержанием и методами управления учебно-воспитательной работой и содержанием и методами организации педагогического процесса в школе;

– компетентность и готовность руководителей к управленческой деятельности; оперативность, непрерывность и ритмичность деятельности;

– гуманистическую и демократическую направленность управления.

Таким образом, менеджмент в образовании играет важную роль в развитии существующей системы, получении новых способов и методов работы, а также в эффективном применении и повышении результатов работы. Совокупность и использование принципов и методов менеджмента со спецификой образовательной системы позволяет более эффективно выполнять основные задачи образовательного процесса, что в свою очередь благотворно влияет на уровень развития каждой личности и современного общества в целом.

Литература:

  1. Веснин В. Р. Основы менеджмента: учебник / В. Р. Веснин. — М.: Проспект, 2015. — 320 c.
  2. Гончаров М. А. Основы менеджмента в образовании: учебное пособие / М. А. Гончаров. — 3-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2016. — 476 с.
  3. Мескон М. Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. — М.: Вильямс, 2016. — 672 c.
  4. Челнокова Е. А., Коровина Е. А., Агаев Н. Ф. Педагогический менеджмент как вид управленческой деятельности педагога // Современные наукоемкие технологии. — 2015.
  5. Шипилина Л. А. Качество управления образовательным учреждением и необходимость профессионализации менеджмента в образовании. // Сибирский педагогический журнал. — 2016. — № 10. — С. 360–372.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, образование, менеджмент, западная Европа, образовательная деятельность, повышение эффективности, современное общество, современный мир, управленческая деятельность, учебно-воспитательный процесс.


Похожие статьи

Модели развития персонала

Целью статьи является выявление современных альтернативных моделей развития персонала, которые могут стать новыми действенными способами максимального использования ресурсов знаний, навыков и социальных компетенций сотрудников и реализации долгосрочн...

Система мотивации сотрудников

Для успешного бизнеса используются различные формы и методы, для реализации которых требуются соответствующие инструменты. Одной из наиболее эффективных является система мотивации сотрудников, которая способствует повышению эффективности управления в...

Менеджмент в социальной работе

Статья раскрывает менеджмент в социальной работе как один основных инструментов эффективного управления учреждением социального обслуживания населения. Приведены критерии оценивания эффективности менеджмента в социальной работе, определены проблемы и...

Теоретическая модель влияния корпоративной культуры и лояльности персонала на эффективность стратегического управления персоналом организации

Целью данного исследования является разработка теоретической модели, объясняющей взаимосвязь между корпоративной культурой, уровнем лояльности персонала и эффективностью стратегического управления персоналом в организации. Статья основывается на обзо...

Современные методы управления персоналом организации

Управление людьми, как главная задача менеджмента в организациях, всегда основывается на совокупности основополагающих исходных теоретических и эмпирических предпосылок, формирующих парадигму, на базе которой строится система управления человеком в о...

Планирование и развитие карьеры в современной организации

В статье рассматриваются современные тенденции развития карьеры. Актуальность и практическая значимость проблемы планирования карьеры сотрудников в организациях определяется динамическими процессами, происходящими в социальной среде, что требует от к...

Методический инструментарий исследования мотивационного развития персонала в сфере информационных технологий

Статья посвящена изучению развития сегмента рынка труда в сфере информационных технологий. В статье рассмотрены этапы развития отношений с персоналом, исследования мотиваций к повышению профессиональной и управленческой компетенции.

Применение инструментов проектного менеджмента в государственных учреждениях

Представленная статья посвящена вопросу применения принципов проектного менеджмента в практике государственных учреждений. В статье обосновывается важность применения принципов и инструментов проектного менеджмента, в первую очередь, как драйверов пр...

Факторы и условия, влияющие на эффективность управления персоналом

В статье рассматривается методологические основы факториального развития персонала, факторы и направления повышения эффективности управления персоналом предприятия.

Система нематериальной мотивации персонала: 5 основных правил создания

В статье рассмотрены основные характеристики и способы нематериальной мотивации персонала, которые можно использовать для принятия управленческих решений и определить основные направления повышения эффективности управления персоналом.

Похожие статьи

Модели развития персонала

Целью статьи является выявление современных альтернативных моделей развития персонала, которые могут стать новыми действенными способами максимального использования ресурсов знаний, навыков и социальных компетенций сотрудников и реализации долгосрочн...

Система мотивации сотрудников

Для успешного бизнеса используются различные формы и методы, для реализации которых требуются соответствующие инструменты. Одной из наиболее эффективных является система мотивации сотрудников, которая способствует повышению эффективности управления в...

Менеджмент в социальной работе

Статья раскрывает менеджмент в социальной работе как один основных инструментов эффективного управления учреждением социального обслуживания населения. Приведены критерии оценивания эффективности менеджмента в социальной работе, определены проблемы и...

Теоретическая модель влияния корпоративной культуры и лояльности персонала на эффективность стратегического управления персоналом организации

Целью данного исследования является разработка теоретической модели, объясняющей взаимосвязь между корпоративной культурой, уровнем лояльности персонала и эффективностью стратегического управления персоналом в организации. Статья основывается на обзо...

Современные методы управления персоналом организации

Управление людьми, как главная задача менеджмента в организациях, всегда основывается на совокупности основополагающих исходных теоретических и эмпирических предпосылок, формирующих парадигму, на базе которой строится система управления человеком в о...

Планирование и развитие карьеры в современной организации

В статье рассматриваются современные тенденции развития карьеры. Актуальность и практическая значимость проблемы планирования карьеры сотрудников в организациях определяется динамическими процессами, происходящими в социальной среде, что требует от к...

Методический инструментарий исследования мотивационного развития персонала в сфере информационных технологий

Статья посвящена изучению развития сегмента рынка труда в сфере информационных технологий. В статье рассмотрены этапы развития отношений с персоналом, исследования мотиваций к повышению профессиональной и управленческой компетенции.

Применение инструментов проектного менеджмента в государственных учреждениях

Представленная статья посвящена вопросу применения принципов проектного менеджмента в практике государственных учреждений. В статье обосновывается важность применения принципов и инструментов проектного менеджмента, в первую очередь, как драйверов пр...

Факторы и условия, влияющие на эффективность управления персоналом

В статье рассматривается методологические основы факториального развития персонала, факторы и направления повышения эффективности управления персоналом предприятия.

Система нематериальной мотивации персонала: 5 основных правил создания

В статье рассмотрены основные характеристики и способы нематериальной мотивации персонала, которые можно использовать для принятия управленческих решений и определить основные направления повышения эффективности управления персоналом.

Задать вопрос