В статье речь идёт об образовательном менеджменте. Делается попытка рассмотреть сущность, задачи, функции, виды, методы, принципы образовательного менеджмента. На основании анализа делается вывод о том, что главной задачей образовательного менеджмента является создание условий для образовательной деятельности обучающихся и обучающих. Используя функции, методы и принципы менеджмента, образовательный менеджмент соотносит их, прежде всего, с людьми.
Ключевые слова: менеджмент, образовательный менеджмент, объект, субъект, категории менеджмента, система, сложные системы, модель.
Требования экономической, социальной, политической систем, технологическое и информационное развитие общества определяют необходимость реформирования образования. Наличие большого числа проблем образования (отставание результатов работы системы от запросов рынка труда, несоразмерность уровней и специальностей выпускников, несовершенство нормативной, научной, материально-технической базы образовательных организаций, кадровые проблемы и многое другое [1, с. 11]) ставит новые задачи перед образованием, в том числе совершенствование образовательного менеджмента, определяя необходимость качественных изменений в управлении системой образования.
Образовательный менеджмент в современный период представляет собой развивающуюся науку, которая базируется на теории менеджмента и теории систем, теории управления социальными объектами. При этом многие авторы применяют к образованию общие принципы теории управления, рассматривая образовательную систему как социальную, что представляется нам недостаточным. Выделение системных закономерностей наряду с учетом особенностей образовательной системы и определение задач, функций и принципов образовательного менеджмента на этой основе видится перспективной задачей образовательного менеджмента.
Современный менеджмент — это специфическое средство, специфическая функция, специфический инструмент для достижения организациями экономических и социальных результатов их деятельности. Выполнение этой сверхзадачи требует расширения сферы ответственности менеджера, в которую входят как факторы, влияющие на деятельность организации, так и её результаты — внутренние и внешние, подконтрольные и полностью от неё не зависящие.
Менеджмент — не только наука, но и искусство практического управления людьми. Как и во всякой другой сфере интеллектуальной и практической деятельности, научность управления и искусство управления дополняют друг друга. Следовательно, эффективность системы управления обеспечивается умением руководителей овладевать искусством творческого применения научных принципов управления в конкретных ситуациях.
В условиях рыночной экономики будет справедливо утверждать о применимости механизмов менеджмента к сфере образования, поскольку «образование — это тоже процесс управления, управления социальным институтом подготовки и включения индивидов в различные сферы жизнедеятельности общества, их приобщения к культуре человечества» [2, с. 202]. Но необходимо учитывать специфику управления в педагогической сфере, потому как образовательный менеджмент призван изучать вопросы как управления образованием, так и управления процессами управления образованием.
Учитывая тот факт, что менеджмент как понятие трактуется достаточно широко, в качестве определения используем следующее: менеджмент — управление социально-экономической организацией, цели которой, как правило, экономические. Если обратиться к категориям менеджмента, то одной из них является объект-субъект. В образовательном менеджменте — субъект-субъект, т. к. объектом управления является личность, управляющее воздействие тоже оказывает личность.
Таким образом, образовательный менеджмент — управление, в основе которого лежат субъект-субъектные отношения, направленные с помощью совокупности методов, средств, приемов и принципов на достижение целей образования.
Функции менеджмента и образовательного менеджмента в целом похожи: там и там есть функции планирования, организации, контроля, мотивации и координации. Но механизм деятельности менеджмента имеет общие и функциональные особенности, как то: инновационный менеджмент, менеджмент персонала, снабженческий менеджмент, производственный менеджмент, маркетинговый менеджмент, менеджмент качества, финансовый менеджмент, международный менеджмент, экологический менеджмент.
В свою очередь, в образовательном менеджменте можно выделить менеджмент органов управления образованием и специфический, основанием для этого является возрастной подход к обучающимся, например: менеджмент образовательных дошкольных и школьных учреждений, учреждений среднего и высшего профессионального и дополнительного образования. В соответствии с этим, методы образовательного менеджмента нацелены на работу с детьми и педагогами, то есть в основе всех методов — человеческий фактор, поэтому ведущими методами должны быть социально-психологические методы. Через их призму должны рассматриваться — экономические, организационно-распорядительные (административные).
Принципы менеджмента и образовательного менеджмента так же можно представить как общие и специфические. К общим принципам относятся научность, целенаправленность, последовательность, демократизация, учет индивидуальных и психологических особенностей. Специфические принципы менеджмента — это специализация, целостность, иерархическая упорядоченность, централизация и децентрализация. Специфические принципы образовательного менеджмента — сознательность, доступность, систематичность, наглядность, прочность, гуманизм и принцип опыта практического действия.
Необходимость определения системных закономерностей, определяющих отношения между элементами системы, позволили выделить следующие системообразующие факторы образовательных систем:
– базовые элементы образовательных систем;
– отношения между элементами образовательных систем;
– взаимодействие элементов образовательных систем (законы системы);
– внешние условия функционирования образовательной системы (фон систем).
Выявленные системные закономерности определяют границы управления развитием в образовательных системах [3, с. 4].
– потенциал образовательной системы в существенной степени зависит от типа организации взаимодействия ее элементов;
– для образовательных систем характерна высокая степень неустойчивости, «причина» и «следствие» могут меняться местами;
– образовательная система сохранить устойчивость за счет противодействия внешним и внутренним условиям;
– структурная устойчивость образовательной системы определяется устойчивостью наиболее слабой подсистемы;
– длительность циклов развития системы, подсистем и входящих в них объектов, которые включают в себя более мелкие элементы, имеет разные периоды, при этом эти циклы сложным образом синхронизированы между собой;
– проявление нестабильности или кризисов образовательной системы наблюдается во внешней среде и во внутренней среде;
– срок жизни системы соответствует всем имеющимся в ней ресурсам;
– коэффициент полезного действия образовательной системы существенно ниже 100 %.
Таким образом, представление об образовательной системе как о сложной динамической системе, состоящей из эндогенных нелинейных подсистем, подверженных волнам экзогенных и эндогенных воздействий, является наиболее реалистичной моделью.
Следовательно, значительное количество составляющих образовательного менеджмента (педагогическая, экономическая, социальная, психологическая, информационная) определяют необходимость разрешения противоречий между потребностями и интересами стейкхолдеров образования.
Системная сложность и хаотический характер образовательных процессов существенно усложняет управление системой. В этой связи снятие противоречия между экономикой, педагогикой и интересами государства, общества и личности видится возможным при реализации процессного подхода в образовательном менеджменте на всех уровнях системы, позволяющего не только установить границы образовательных и вспомогательных процессов, структурировать их входы, выходы и ресурсы, но и осуществлять управление качеством всех названных процессов, тем самым удовлетворяя потребности всех стейкхолдеров образования.
Подводя итог, можно сделать следующие выводы: экономические изменения в стране отразились и на процессе управления образовательными учреждениями. Поэтому управление образованием всё больше наполняется новым содержанием, соотносится с таким понятием, как менеджмент. Однако главной задачей образовательного менеджмента является создание условий для образовательной деятельности обучающихся и обучающих, поэтому конечный результат деятельности образовательного учреждения можно увидеть тогда, когда ученики определились в обществе, нашли себя и своё место. Используя функции, методы и принципы менеджмента, образовательный менеджмент соотносит их, прежде всего, с людьми. Эффективность его зависит от системного подхода.
Литература:
- Мухаметзянова Ф. Ш., Ибрагимов Г. И. Развитие фундаментальных исследований в области профессионального образования (результаты исследований ИПП ПО РАО в 2013 году) / Ф. Ш. Мухаметзянова, Г. И. Ибрагимов // Казанский педагогический журнал. 2014. № 1 (102). С. 9–27.
- Мухаметзянова Ф. Ш., Левина Е. Ю. Типология управления развитием образовательных систем и структур / Ф. Ш. Мухаметзянова, Е. Ю. Левина // Теория и практика общественного развития. 2015. № 19. С. 201–203.
- Мухаметзянова Г. В. Приоритетные задачи профессионального образования в современной теории и практике / Г. В. Мухаметзянова // Среднее профессиональное образование. 2010. № 10. C.2–7.
- Мухаметзянова Ф. Ш., Ибрагимов Г. И. Качество профессионального образования как ресурс национальной безопасности России / Ф. Ш. Мухаметзянова, Г. И. Ибрагимов // Вестник НЦБЖД. 2014. № 1 (19). С. 45–51.
- Левина Е. Ю., Щербаков В. С. Информационное управление в образовательных структурах // Е. Ю. Левина, В. С. Щербаков // Интеграция образования. 2014. Т. 18. № 1 (74). С. 14–18.