Педагогический менеджмент в образовании — это некие процессы, связанные с управлением. Традиционно под менеджментом принято понимать активность, осуществляемую в бизнесе или, к примеру, в политике. Но в последнее время в России начинает набирать популярность менеджмент в образовании.
Процесс управления предполагает наличие субъекта и объекта. Субъектом управления будут сотрудники учреждения, в котором реализуются учебные программы. Объектом — сама образовательная организация, а также процессы, проходящие в ней. Задача педагогического менеджмента — совершенствование учебного процесса, повышение его эффективности, оптимизация с точки зрения трудовых и финансовых затрат управление качеством образования с требуемыми результатами.
Система профессионального образования — это совокупность взаимодействующих: государственных образовательных стандартов профессионального образования, квалификационных требований к выпускникам учебных заведений по специальностям и преемственных образовательных программ различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений; органов управления образованием; общественных и государственно-общественных объединений [1, 34].
Педагогический менеджмент и его принципы: четкое представление смысла деятельности; отношение управленцев (менеджеров) к участникам образовательной деятельности; восприимчивость к инновациям; эгаритарность (способность каждого человека на основе доверия к нему действовать автономно, взаимное доверие); убежденность в совместных этических ценностях; создание и приверженность к внутрикорпоративной культуре (организационная и психологическая и педагогическая среда, формируемая стилем руководства и определяющая отношение каждого участника образовательного процесса к общим целям и проблемам); принцип единого статуса (подразумевает единство демократических условий для всех участников процесса); приоритетность концепции качества; принцип делегирования полномочий; целостность взгляда на человека; расширенная подготовка и переподготовка всех участников образовательного процесса; коллективность в принятии решений; поощрение горизонтальных связей.
На основе общих принципов разрабатывается структура, определяются отличительные преимущества, стратегия деятельности, система управления, стиль работы (мотивация, культура, процедуры деятельности и т. д.).
Несформированность педагогических коллективов как коллективов единомышленников является центральным препятствием на пути реализации идей менеджмента и превращения учреждения в развивающуюся систему.
Недостаточно высокий уровень компетентности преподавательского и административного аппарата препятствует реализации идей менеджмента в учебном заведении. Причинами этого является традиционно сложившаяся система управления и отсутствие побудительных мотивов. Перестройка и связанное с ней развитие — это, прежде всего, интеллектуальный прорыв, повышение теоретической и методической компетентности, изменение взглядов на многие устоявшиеся ценности и традиции, систематическая и продуктивная теоретическая учеба всего коллектива в ПО, стремление осмыслить каждый практический шаг вперед. Управленческая цель: организовать учебу в системе подготовки и повышения квалификации, направленную на подготовку всех членов коллектива к разрешению стоящих перед образовательным учреждением проблем.
Переводу учреждения в режим развития, процессу формирования личности студента, освоению новых технологий обучения противоречит неразвитость целостной системы формирования и дальнейшего развития во всех звеньях учебных навыков и умений. Управленческая цель: создать целостную систему формирования и развития учебных навыков и умений исходя из того, что она будет являться одним из оснований развития личности, качества и прочности знаний [2, с. 17, 64, 68, 69].
Когда менеджмент будет сфокусирован на решении, в первую очередь, вопросов качества преподавания, знаний, умений и навыков студентов, их развития и воспитанности, воспитания, когда деятельность каждого члена педагогического коллектива будет связана с постоянным и осознанным совершенствованием педагогического мастерства, когда решение всех проблем образовательной жизни будет осуществляться через ракурс качества. образовательное учреждение только тогда превратится в школу развития, Управленческая цель: создать постоянно действующую, интенсивно развивающуюся комплексную программу управления качеством.
Равновесное распространение новшеств и нововведений, их сбалансированностью в циклах организационной, материально — технической, педагогической деятельности — это качество оказания образовательных услуг. Диспропорции не способствуют инвариантности качественных характеристик переменам внешней среды. Управленческая цель: обеспечить сбалансированность, взаимную обусловленность всех управленческих процессов в учебном заведении [3,с. 9].
Продуктивное разрешение отмеченных и других проблем невозможно без длительной и целенаправленной работы управленцев всех уровней по развитию внутренней культуры, формирующейся в результате реализации всех принципов педагогического менеджмента, способствующей интенсивному развитию учреждения, являющейся ее жизнеобеспечивающей основой.
Учебно — воспитательный процесс является сложной организационно -методической системой, на функционирование которой оказывают влияние ее структурные элементы, объективные и субъективные факторы.
Важная задача любой организации, в том числе и образовательного учреждения, — осознание ее миссии, а задача административного менеджмента — постановка цели и «проводка» ее через все звенья процесса администрирования, вплоть до изучения эффективности и рефлексии «зазора» между целью и результатом. Управленец призван работать с целями (своими, подчиненных, отдельных групп, корпоративными целями и т. д.). Принцип понимания и интерпретации требует освоения техник согласования целей, создания так называемой целевой картины. Эта техника отличается от техники осознания цели и ее предъявления.
Основа педагогического менеджмента -это система управления учебно — воспитательным процессом в профессиональном образовании.
Под управлением в образовании понимается целенаправленная деятельность субъектов управления различного уровня, обеспечивающая оптимальное функционирование и развитие управляемой системы, перевод ее на качественно более высокий уровень по фактическому достижению целей с помощью необходимых оптимальных педагогических условий, способов, средств и воздействий.
Миссияобразовательного учреждения — формирование такой образовательной среды, которая создает условия:
‒ педагогам для совершенствования профессионального мастерства и развития их творческого потенциала, внедрения нового содержания образования, овладения инновациями и прогрессивными педагогическими технологиями и в конечном счете повышения эффективности и качества учебно — воспитательного процесса колледжа;
‒ студентам для получения качественного образования, создания и реализации собственной образовательной траектории при изучении каждого предмета по профессии;
‒ проявления своей индивидуальности, творческих способностей, участия в значимых учебно-профессиональных и социальных проектах, в исследовательской деятельности, обеспечения психологического комфорта, сохранения и укрепления здоровья молодежи.
Чтобы повысить эффективность управления учебно-воспитательным процессом необходимо продолжить работу по оптимизации структуры управления учреждением с точки зрения сокращения затрат и повысить степень скоординированности отдельных структурных подразделений. Структура подготовки специалистов в учреждении должна соответствовать потребностям Заказчиков и Потребителей образовательных услуг.
Анализ учебно-методических комплексов специальностей позволяет сделать вывод о том, что содержание подготовки выпускников учреждений, заложенное в профессиональных образовательных программах, соответствует требованиям ФГОС, с одной стороны, а также учитывает актуальные и перспективные потребности регионального рынка труда, соответствует современному уровню производства.
Построение системы, основанной на результатах деятельности является ядром управления качеством. Успех работы достигается желанием персонала достичь определенных результатов. Результат — реализованная цель. Цель — запрогнозированный результат.
Исходя из этого мы видим следующие основные положения, которые должны быть базисом современного управления образовательного учреждения: цели ставятся снизу (от уровня результатов и наличии ресурсов); главный ресурс — человеческий (может он это выполнить или не может); сохранение главного ресурса; обеспечение всех видов помощи и поддержки; развитие самоуправления и соуправления как в деятельности студента и педагога на занятиях.
Внедрение концепции педагогического менеджмента в профессиональном образовании невозможно без соответствующей методической, психологической подготовки административного и преподавательского состава.
Опыт внедрения образовательных инноваций показывает, что в вузах при совершенствовании учебного процесса на первый план выдвигают технические и организационные вопросы. Судьба всех инновационных процессов зависит, как отмечают многие исследователи, от творческой активности педагогических коллективов, а не от замены одной «плохой» технологии на другую «хорошую». Судьба технологических инноваций в учреждении напрямую зависит от становления субъектности педагога, так как его личность и мировоззренческие установки являются непосредственным содержанием образования.
На наш взгляд, есть три обязательных условия для освоения любой педагогической инновации — это: понимание, рефлексия и личностная подготовленность. Проблематизация собственной деятельности с целью ее изменения (понимание) и умение ее изменить, предварительно осознав собственные социальные, коммуникативные и прочие установки и предубеждения (рефлексия) — это обязательные условия для того, чтобы осмыслить иную педагогическую реальность. Но поскольку освоение новой технологии — это не столько интеллектуальное принятие и дидактическая проработка, сколько личностное оценивание и интерпретация, то именно личностная подготовленность к использованию нововведений в учебном и воспитательном процессах и становится главным тормозом внедрения новых технологий.
Литература:
- Горбашко Е. А., Колесников А. А., Леонова Т. И., Степанов С. А. Менеджмент качества в образовательном учреждении. Часть 1. — СПб.: Издательско-полиграфический центр СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2010.
- Бутко Е. Я. Стратегия развития системы профессионального образования Российской Федерации. Дисс. докт. экон. наук.- М., 2012. — 183 с.
- Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем. — Воронеж, 2007. — 304 с.