Принципы гуманитаризации в процессе образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, декабрь 2013)

Дата публикации: 04.12.2013

Статья просмотрена: 942 раза

Библиографическое описание:

Исмаилова, З. К. Принципы гуманитаризации в процессе образования / З. К. Исмаилова, Х. Д. Худайкулов. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 158-159. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4657/ (дата обращения: 16.12.2024).

За годы независимости в Республике Узбекистан произошли серьёзные изменения. Узбекистан стал страной, открытой миру, строящей рыночную экономику и правовое государство, в котором на первое место должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей, чем ранее, мерой свободы и социальной ответственности. Эти процессы разворачиваются в общемировом контексте перехода цивилизации к новому состоянию: от традиционного для конца ХIX - первой половины ХХ вв. индустриального общества к обществу постиндустриальному и информационному.

Роль образования в контексте этого процесса характеризуется следующими задачами:

-          создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития страны, обеспечение высокого качества жизни народа;

-          укрепление демократического правового государства и развитие гражданского общества;

-          кадровое обеспечение рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство;

-          утверждение статуса страны в мировом сообществе в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики.

Исходя из конституционного определения нашей страны как независимого демократического государства с республиканской формой правления и представлений об идеале гражданина такого государства, можно определить конечную цель образования по отношению к каждому человеку. Смысл всего происходящего в образовании заключен в его гуманистической ориентации, воплощающей в этой социальной сфере принцип, провозглашенный Конституцией: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Приоритет человеческого начала отражен в определении образования в «Законе об образовании» и в «Национальной программе по подготовке кадров».

Главным результатом образовательного процесса должна быть готовность и способность молодых людей, оканчивающих учебное заведение, нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества. Для этого усилия всей образовательной системы должны быть направлены на развитие у молодежи самостоятельности и способности к самоорганизации, формирование умения отстаивать свои права, знания основополагающих правовых норм и умения использовать возможности правовой системы государства. Необходимо воспитывать в учащихся готовность к сотрудничеству, развивать способность к созидательной деятельности, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы (на примере введения в качестве обязательных дисциплин культурологии, основ духовности и религиоведения).

В этой связи, основным результатом деятельности образовательного учреждения должен быть набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной и прочих сферах. Овладение ими дает человеку способность решать различные проблемы в повседневной профессиональной или социальной жизни.

Результатом гуманитаризации образования должно быть воспитание человека, способного к сопереживанию, готового к свободному, гуманистически ориентированному выбору, интеллектуальному усилию. Человека, который мог бы делать совершать самостоятельные, компетентные, ответственные действия в политике, экономике, профессиональной и культурной жизни, уважающего себя и других, терпимого к представителям других культур и национальностей, независимого в суждениях, но открытого для иных мнений и новых мыслей.

В понятиях гуманизация и гуманитаризация есть как сходства, так и различия. Гуманизация образования — это не только гуманные формы проведения занятий, но и воспитание гуманистических идеалов. Гуманитаризация же - это насыщение образования гуманитарными предметами. Гуманитарный процесс это органичное единство гуманизации общественной жизни, отношения человека к миру и к самому себе и процесса гуманизации образования.

Задача современного образования - уловить реальные социокультурные запросы. Но для того, чтобы успеть за современными социокультурными изменениями, необходимы постоянная модернизация и преобразование.

Типичные стереотипы современного менталитета — это «успеть», «не опоздать», «не дать, чтобы тебя обогнали другие» - приводят к метаниям от одной модели к другой, причем этот процесс имеет скорее экстенсивный, нежели интенсивный характер.

Современное образование предполагает, прежде всего, знание и понимание общекультурной картины мира, усвоение базисных результатов и тенденций развития культуры как взаимосвязанных элементов единой системы. Только на основе этого можно найти свое место в происходящих процессах, свое предназначение и призвание.

При осмысленном подходе к образованию, человек, наученный учиться и стремящийся к этому, способен двигаться в правильном направлении. Сейчас никого не заставишь поступать наперекор собственным интересам во имя «светлого будущего», а иногда даже ради самых близких людей. Если алчный эгоизм — одна из негативных примет жизни, то не менее разрушительна и другая крайность, неизбежная для молодежи, брошенной на произвол судьбы — инфантильность, безразличие, отсутствие интересов и стремлений.

Сегодня во всем мире привлекает внимание и вызывает доверие позиция природосообразного воспитания и образования. Отношение к природе – один из важнейших критериев осуществления человека как человека, проявление гуманизма в широком смысле.

Часто мы относимся к природе потребительски. У нобелевского лауреата, японского писателя Ясунари Кавабата, есть рассказ о том, как пожилой человек говорит жене: «Ты знаешь, я сегодня понял, как я постарел. Судя по всему, уже третий день цветут деревья на холме, а я это заметил только сегодня». Жена отвечает: «Что же сказать обо мне, если я вовсе этого не заметила». («Красотой Японии рожденный»).

Античный мудрец Анаксагор на вопрос: «Ради чего все-таки лучше жить, чем не жить?», ответил: «Ради возможности наблюдать звезды».

Покажите сегодняшнего школьника, который собрался стать астрономом? Катастрофическое падение престижности не только гуманитарных наук, но и точных, таких как: математика, физика и т. д. – это одна из примет нашего времени.

В нашей стране проделана огромная работа по подготовке кадров новой формации, воспитанных в духе национальных и общечеловеческих ценностей, способных решать сложные задачи на пути модернизации страны, строительства современного делового общества. Сегодня самый актуальный вопрос - обретение молодёжью достойного места в обществе. Нужно помочь подрастающему поколению проявлять инициативу, активно участвовать в общественной жизни страны. Молодые люди — главный стратегический ресурс нашей страны. Они мобильны и полны сил.

Государственная молодёжная политика Узбекистана представляет собой целостную систему мер правового, организационного, кадрового характера, направленного на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами жизненного пути.

Молодёжи представляется уникальная возможность участвовать в построении демократического государства и формировании гражданского общества. Осознание молодыми людьми своей причастности к тем переменам, которые происходят в стране и участие в их осуществлении, способствует устойчивости всего процесса реформирования.

Основные термины (генерируются автоматически): образование, Узбекистан, гражданское общество, процесс, рыночная экономика, современное образование.