Учебный процесс как педагогическая система в процессе подготовки учителей профессионального обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кулиева, Ш. Х. Учебный процесс как педагогическая система в процессе подготовки учителей профессионального обучения / Ш. Х. Кулиева, Х. Ю. Хамроева, З. Д. Расулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 9 (56). — С. 383-385. — URL: https://moluch.ru/archive/56/7498/ (дата обращения: 24.12.2024).

Цель обучения имеет объективный характер. Он определяется состоянием, исходящим из материально-духовных потребностей каждого общества, выражается в общей форме общественного заказа в документах государства. Цель обучения имеет свойство производить систему. Все части педагогической системы связаны с целью обучения и служат ее воплощению. Цель формирования специалиста, личности определяется содержанием обучения (учебный план, учебная программа, учебники).

В педагогическую систему входят дидактические задачи обучения и технология обучения. Цель и содержание обучения — дидактические задания, дидактический процесс, ученик, учебно-технические средства, формы обучения, методы — входят в технологию обучения. В педагогической практике ученик осваивает дидактическое задание с помощью технологии обучения.

В национальной программе подготовки кадров многократно повторяется необходимость установления и усвоения передовых педагогических технологий. Понятие о педагогических технологиях, определения и мнения даны во многих педагогических исследованиях и педагогической литературе.

По определению ЮНЕСКО “Педагогическая технология — это системная методика создания, применения и формирования знаний и их связей с техническими и человеческими ресурсами, ставящими перед собой задачу повышения эффективности форм обучения, в процессе обучения и усвоения знаний”.

В этом определении ясно, что основным понятием является “системная методика”, а остальные выражают составные части в качестве системы педагогической технологии. Именно системный подход в применении педагогической технологии является основным различающим его от других подходов. Проектирование во взаимной связи друг с другом цели обучения, его содержания, методов обучения и воспитания, контроля и оценки результатов — во многом являются недостающим предметом в традиционном учебном процессе. Например, во многих случаях обучение направлено на запоминание информации, а будущая деятельность обучаемого связана с выполнением определенных работ или принятием организационных, управляющих и профессиональных решений. Другой пример: В одном из учебных заведений метод контроля знаний обучаемых руководство необоснованно установило одинаково по всем предметам, не учитывая соответствующие только каждому из них свойства.

По определению, технология обучения — это объединение приемов и методов в процессе усвоения знаний и обучения, освещающих цели обучения учитывая влияние формирования удобства обучения, гарантии результата для объективной оценки способности человека, на основе системных технологических подходов и технических средств.

Создание приемов и методов обязанность теории и методики педагогической технологии. Технология формируется в случае исходящем из определенно существующих условий. Технолог опирается на хорошо известные факторы. Он не занимается проведением опытов, напротив, ведет работу на основе обозначенных результатов. Цель каждой педагогической системы считается плодотворной, для приближения к такой цели они должны быть целями обучающего в области его развития. Новая технология обучения — это объединение теоретически и практически систематизированных, самых современных и методически обоснованных средств и методов процесса обучения. Здесь на основе живости формы, средств и содержания обеспечивается целостность цели, задачи, деятельности и педагогического результата. На сегодняшний день множество форм обучения делают необходимым изменение, считающегося до сих пор целостным, содержание обучения. Считающаяся до сих пор единым технология обучения и воспитания по виду и форме обучения должна иметь различное содержание. Обычно учитель при прохождении глубоко усвояемого предмета не может применить технологию традиционного урока, т. к. программа этой аудитории абсолютно отличается, поэтому необходимо освоить применяемые технологические методы. Различные формы меняют и цель обучения. При подготовке учителей профессионального обучения учебный процесс осуществляется в различных формах.

Основная задача повышения профессионально — педагогической подготовки будущих учителей профессионального обучения состоит в связи обучения и производства, а также организации учебных классов в производственных организациях и профессиональных колледжах, а также сосредоточение в учебный процесс специалистов отрасли, также подготовка производственному обучению и профессиональной деятельности обучающихся в высших учебных заведениях.

Подбор, переработка учебного материала, изменение объема, формы в соответствии силам, свойствам усвоения обучаемых тоже относится к педагогической технологии. Педагогическая технология — это система разработки объективных законов, содержания обучения — воспитания, методов средств совершенствования обучения — воспитания. Задача педагогической технологии как науки состоит в определении самых высокопроизводительных и экономичных учебных процессов в педагогической практике, определении педагогических и психологических законов формирующих личность владельца профессии, а также определении путей использования законов философии, социологии, физиологии, математики, кибернетики, информатики и других наук.

Теория и практика педагогической технологии основывается на нижеследующие законы и истины:

-          целостность: единство процесса обучения по структуре и содержанию;

-          оптимизация учебного процесса: достижение высокого результата при малых затратах сил и времени;

-          современность: постоянное введение и внедрение научно — обоснованных дидактических новостей, правил, содержания обучения;

-          научность: применение в обучении новых форм и средств, активных методов, непрерывное исследование, поиск;

-          разумная организация творчества ученика и учителя: прочное знание учителем цели, содержания обучения, хорошее владение методами обучения и техническими средствами: заинтересованность, интерес и стремление ученика;

-          ускорение педагогического процесса, разработка и широкое применение дидактических материалов повышающих эффективность использования информационных технологий и технических средств;

-          создание необходимой материально технической базы учебного процесса;

-          бескорыстная и объективная оценка педагогического процесса: метод тестов, система рейтингов, контроль за процессом усвоения знаний и навыков ученика, автоматизация оценивания;

-          соответствие природе обучения — воспитания;

-          соответствие обучения-воспитания обществу и другие.

Во-первых, значимость технологии обучения в том, что она имеет в ввиду опережающее проектирование процесса обучения, а затем переработку проекта вместе с учениками в аудитории. Эту задачу можно решить применением понятий “дидактическое задание”, “технология обучения”.

Во вторых если в традиционной педагогике методические разработки составляются для прохождения урока, то педагогическая технология предлагает проект процесса обучения выражающего формы и содержание в учебе — знании деятельности ученика.

В третьих важный знак технологии обучения — процесс производства цели. В традиционной педагогике “ цели “ уделяется мало внимания и теоретиками, и практиками, цель — в методической литературе конкретно определяется, но степень достижения цели оценивается субъективно. Определение цели есть основная проблема педагогической технологии, имеет в виду его диагностическое выражение, объективную оценку качества усвоения знаний.

В четвертых, строение процесса обучения и целостность в смысле содержания считается важным направлением разработки и внедрения педагогической технологии.

В направлении целостности, а также при разработке проекта педагогической системы обучения каждого типа необходимо достижение взаимного влияния всех элементов (в течение четверти, семестра, учебного года, также всего периода обучения) педагогической системы.

Если один элемент педагогической системы меняется, например, меняется цель, то меняются его другие части — форма, содержание.

Технология обучения составляет основу процесса обучения, вместе с тем представляется в качестве составляющих цели обучения, содержании, формы, метода, средств обучения, учителя и ученика. Составляющие элементы системы во взаимной целостности и взаимозависимости служат освещению общей значимости процесса обучения.

Процесс обучения создается соответствующим нескольким условиям. В них входят следующие:

1.                  Появление общественной (или личной) необходимости в обучении, усвоении конкретных теоретических и практических знаний;

2.                  Пробуждение мотива обучения, усвоения конкретных теоретических и практических знаний.

3.                  Отметить содержание деятельности обучение — знание обучаемого.

4.                  Существование направлений пути управления деятельности обучение — знание обучаемого.

Учебный процесс отображает в себе сложную систему связей и взаимных отношений, непосредственно выражающихся между средствами, методами и непосредственными организационными формами, между обучающим и обучаемым. В свою очередь, созданные между обучающим и учебным материалом, считающиеся необходимым в итоге обучения вооружением обучаемого системы знания, умения и навыков выполняют обязанность связывающего организованного в его основе.

Надо иметь в виду что, учебный материал, являющийся первоначальной системой, его можем считать законным. Учебный материал, несомненно, выражает объект, относящийся к категории системы. Значит, он состоит из элементов, прикрепленных к общей цели обучения, во многом упорядоченных и состоящих во взаимной с друг другом связи, выраженных в соответствии с поставленными перед собой требованиями общества, знаний умений и навыков, обучаемых в данном направлении, в учебном заведении данного типа. Здесь единая целостность, связанная с изучением обучаемых участвует в качестве отдельного предмета.

Структура этой системы — тип взаимосвязей между его отдельными элементами — считается устойчивой. Это несколько сложная связь системы, здесь существует связь взаимовлияний, генетическая, формирования, движения и развития (в основном приходящих со стороны общества под влиянием учащихся).

Проведение анализа учебного материала имеет целью рассмотреть в случае отдельно выделенных его элементов, существующих между ними связей и отношений, рассмотрение целостной структуры объекта. Анализом этой структуры можно раскрыть элементы, определяющие эффективность деятельности системы, считающейся еще более важными, т. е. создающие структуру достижения целей и решений задач, поставленных перед собой обучением.

Таким образом, выделение структуры системы в первую очередь понадобится для получения полной и глубокой информации о целостности системы и ее деятельности. Как было отмечено, ”система в своем корне структурна“.

Литература:

1.                  Садовский В. Н. К вопросу о методологических принципах исследования предметов представляющих собой системы. Проблемы методологии и логики науки. Томск: 1962. — 77 с.

2.                  Скалкова Я. и коллектив. Методология и методы педагогического исследования. — Москва: Педагогика, 1989. — 224 с.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая технология, технология обучения, содержание обучения, педагогическая система, учебный материал, обучение, учебный процесс, средство, дидактическое задание, педагогическая практика.


Похожие статьи

Система формирования профессиональной компетентности учителя в процессе педагогической деятельности

Дистанционное обучение как организационно-дидактическая форма повышения квалификации педагогических кадров

Практика развития субъекта учебной деятельности в системе развивающего обучения как основа реализации современных образовательных стандартов

Профессиональное самосознание педагога как основа формирования культуры оценочной деятельности в системе повышения квалификации

Методы обучения и важнейшие факторы повышения эффективности качества образования

Методическая система подготовки учителя в постдипломный период как фактор повышения качества образования

Проектная деятельность как необходимый компонент профессиональной подготовки будущего учителя

Сущность и особенности формирования учебной деятельности в школе. Учебная деятельность подростков

Технология индивидуального стиля учебной деятельности как ресурс реализации индивидуального подхода в обучении

Дифференциация обучения как форма организации образовательного процесса в начальной школе

Похожие статьи

Система формирования профессиональной компетентности учителя в процессе педагогической деятельности

Дистанционное обучение как организационно-дидактическая форма повышения квалификации педагогических кадров

Практика развития субъекта учебной деятельности в системе развивающего обучения как основа реализации современных образовательных стандартов

Профессиональное самосознание педагога как основа формирования культуры оценочной деятельности в системе повышения квалификации

Методы обучения и важнейшие факторы повышения эффективности качества образования

Методическая система подготовки учителя в постдипломный период как фактор повышения качества образования

Проектная деятельность как необходимый компонент профессиональной подготовки будущего учителя

Сущность и особенности формирования учебной деятельности в школе. Учебная деятельность подростков

Технология индивидуального стиля учебной деятельности как ресурс реализации индивидуального подхода в обучении

Дифференциация обучения как форма организации образовательного процесса в начальной школе

Задать вопрос