Процесс образования — как социальное явление, меняется под влиянием изменений в обществе информационных средств, науки и техники. При изменении системы в обществе учебно-воспитательный процесс выделяется своей консервативностью, так как не может быстро принять резкие изменения. ХХ1 век стремительно вошел в историческую сцену в качестве века информаций и технологий, а это влияет на процесс ведения урока. Консервативность образовательного процесса заключается в том, что традиционное образование остаётся значимым даже в период резких изменений. Несмотря на это, на основании социального требования, в настоящее время актуально применение педагогических технологий в процессе обучения. Поэтому, мы останавливаемся на некоторых аспектах этого вопроса.
Прежде всего разъясняем некоторые термины и понятия. Задача преподавателя состоит из направления людей к освоению новых знаний и навыков, а также, усовершенствования уже имеющихся знаний и навыков.
Основные причины желания людей к изучению новых знаний:
1. освоение опыта предков;
2. потребность;
3. желание к получению информации;
4. стремление к новшеству;
5. достижение личной перспективы;
6. осознание цели жизни;
7. осознание значимости или незначимости вещей для человека;
8. соревнование;
9. пользование в качестве средства жизни;
10. постижение тайн вселенной.
Из этого следует, что получение информаций со стороны человека состоит из готовых и вновь формируемых знаний.
В первом случае — осваиваются готовые знания. Существование желания людей в получении новых знаний, обогащение и усовершенствование этих знаний является жизненной необходимостью.
Процесс образования — это процесс взаимо влияния между обучающим и обучаемом, направленный на формирование знаний и навыков, основанных на определенные цели.
Цель образования — как результат образования и воспитания — определяется знаниями, навыками, квалификациями и личными качествами обучаемого. Существуют три определяющих элемента:
Деятельность проявляется в деятельности обучаемого, в итоге образования будут видны конкретные задачи, которые он должен уметь выполнять.
Условия состоят из раздаточных материалов, учебных пособий, инструментов и оборудований и др., которые предоставляются обучаемому для выполнения деятельности.
Процесс усвоения новых знаний является результатом взаимоотношений двух субъектов — обучающего и обучаемого.
В “Национальной Программе подготовки кадров” Республики Уэбекистан многократно подчеркивается, что необходимо освоить и внедрить в систему образования передовые педагогические технологии. Что такое педагогические технологии и в чем их разница от традиционного образования?
В настоящее время в педагогических литературах, в лекциях по проблемам образования, в официальных документах широко применяются такие термины, как “новые педагогические технологии”, “прогрессивные педагогические технологии”, “современная технология образования”. Но, понятие “современная технология образования” до сих пор не сформулирована, нет толкования в энциклопедиях, нет единого разъяснения его сути и поэтому много версий, различающихся друг от друга.
Ученые — педагоги и практики нашей республики стараются создать научно-обоснованные и приспособленные к социально-педагогическим условиям Узбекистана технологии образования и применять их на учебно-воспитательной практике. Здесь уместен вопрос: а почему на сегодняшний день появилась необходимость создания национальной теоретической основы педагогических технологий и применения их на практике? Даже имеются такие мнения: ведь, существуют же методы педагогики, которые предоставили обществу столько образованных кадров и высококвалифицированных ученых. А что, если поменять не отвечающие требованиям, старые части, придать им национальный оттенок и использовать? На сегодняшний день, основная часть педагогического общества идёт именно по этому пути. Но, эта дорога найдена от безысходности и может служить в очень короткое время. Обществу, которое стремится к великому будущему — эта дорога не может служить надолго. Потому что, во-первых: чтобы наше общество, которое по известным причинам отставшее от развития мирового сообщества стало в ряд развитых государств нужно ускорить образование населения и в целях повышения эффективности необходимо использовать самых передовых педагогические мероприятия. Во-вторых: из-за того, что традиционная система обучения включает в себя лишь письменную или устную форму, она именуется “информационным обучением”, также, деятельность учителя трактуется не только как организатор учебного процесса, а и как источник влиятельных знаний. В — третьих, в результате ускорения развития прогресса науки и техники, резко повышается поток информации, а время, отведенное для доведения их до сведения молодежи — ограничено. В — четвертых, человеческое общество на данном этапе своего развития перешло от мышления, которое основывалось на теоретические и эмпирические знания — к основанному точному результату — техническому мышлению. В — пятых, требование совершенной подготовки молодежи к жизни — это требование использования принципом системного подхода к объективному миру, которое считается самым передовым методом передачи знаний.
Технология образования — это учебное мероприятие отвечающее всем требованиям выше перечисленных пяти причинных условий. Эта необходимость — следствие формирования обучения до настоящего времени на основании парадигмы закрытого мышления (пример, образец), не признание в них чужой точки зрения, считать правильным только своё мнение. Это явление — преграда всякому прогрессу, а людей, находящихся под этой парадигмой, приводит к упадку.
Наше общество стремительно развивается, повышаются его экономические и политические позиции. Но, в социальной сфере, а особенно, в воспитании и образовании чувствуется топтание и отставание от общего прогресса. Одна из путей выхода из этой неприятной ситуации — это технологизация процесса воспитания и образования на основании принятых государственных стандартов.
В педагогической сфере всегда велись исследования по приданию образовательному процессу признаков совершенства, конкретности, направленности, порядка, равномерности и выдержанности.
Один из основателей дидактики Ян Амос Коменский ещё в семнадцатом веке старался найти общий порядок образования, который ничего, кроме “искусного распределения времени, предметов и методов” не требует. По мнению Коменского, если найдется в идеале единый совершенный метод, то “все будет безошибочно продвигаться вперед, как часы, камни которых правильно распределены, но так же, как можно достичь в искусно созданном инструменте”.
И в современной педагогике разрабатываются такие модели образования, такой подход к нему, что даёт возможность гарантирование образованию характера производства — технологического процесса, в отмеченное время достичь предположенных целей образования.
Как отмечает Т. С. Назарова, педагогическая технология возникла в начале 70-годов в США и её основатели — такие знаменитые ученые, как: Б.Блум, Д.Кратвол, Н.Гронлунд, Ж.Керрол, Ж.Блок, Л.Андерсон и другие.
Поток педагогической технологии быстро распространилась почти по всем развитым странам, признанная такой внушительной организацией, как ЮНЕСКО, и поддерживается, а также, на сегодняшний день во многих странах успешно осваивается и применяется.
Многие страны, используя педагогические технологии, добились заметных успехов в повышении успеваемости учащихся. Например:
в Южной Корее из 50 тысяч детей, испытательным способом обучающихся по педагогической технологии, высоких показателей достигли 75 %. Этот показатель достигается самыми лучшими учениками при традиционном обучении.
Основу технологизирования образования составляет идея полного управления с целью гарантирования достижения учениками результатов обучения, проектируемых за отведенное время и в условиях повышения эффективности образовательного процесса.
Суть такого подхода — в систематизировании образовательного процесса, его максимального формирования с помощью точного оформления и распределения на точные элементы по деталям.
Предмет педагогической технологии состоит из приведения концептуальных доказательств системы образования, целенаправленности, формирования результатов, выбора учебного материала, структуризации, выбора модели образования до их выполнения, проектирования степени их оптимальности и эффективности.
У нас внедрение технологического характера в теорию и практику учебного процесса началось в 50-тые годы прошлого столетия. Он выражался в создании комплекса технических средств для традиционного обучения. В настоящее время, педагогическую технологию не рассматривают просто “в качестве исследований в сфере использования компьютерами или технических средств обучения”, это — исследование в целях разработки методов оптимизации и определения принципов учебного процесса, с применением и анализом принципов, повышающих эффективность обучения посредством оценки принимаемых методов.
По В. П. Беспалько, перенос всех учебно-воспитательных работ на путь педагогической технологии — выражается в резком повороте к стремлению окончательного результата объективной диагностики, к добровольности выполнения и строения педагогического процесса и к порядочному обоснованию его каждого элемента и этапа.
Изучая технологии образования, успешно применяемые в просвещенных и развитых странах, необходимо создать национальную технологию образования. Делать это, нужно исходя из традиций национальной педагогики нашего народа и её сегодняшнего положения.
Литература:
1. Турсунов И., Нишоналиев У. — Курс педагогики: Учебник, — Т.: Укитувчи, 1997. — 232 с.
2. Международный ежегодник по технологии образования. 1978–1979, Лондон, Нью-Йорк, 1978, с — 258.