Технологизация образовательного процесса при реализации компетентностного подхода в обучении
Автор: Бодичева Людмила Викторовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)
Дата публикации: 21.04.2015
Статья просмотрена: 16164 раза
Библиографическое описание:
Бодичева, Л. В. Технологизация образовательного процесса при реализации компетентностного подхода в обучении / Л. В. Бодичева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 101-103. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7933/ (дата обращения: 16.12.2024).
Развитие образовательных процессов в современном обществе, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов, результаты психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения и систематизации. Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход, применение понятия «технология» к сфере образования, к педагогическим процессам.
Прежде всего, необходимо исходить из наиболее общего, метапредметного понимания технологии как научно и практически обоснованной системы деятельности, применяемой человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей. В настоящее время технологии, основанные на достижениях физики, химии, энергетики, биологии, математики, информатики и других наук, произвели технологическую революцию.
Технологический подход в производственной сфере — представление производственных процессов как технологий — стал неотъемлемой чертой современного материального производства. Он выступает как концентрированное выражение достигнутого уровня развития, внедрения научных достижений в практику, как важнейший показатель высокого профессионализма деятельности.
С введением в школе федеральных государственных стандартов общего образования, в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения, изменяются требования и к учителю. Развивать метапредметные компетенции обучающихся может учитель, который владеет в совершенстве технологиями обучения.
Краткое описание образовательной технологии можно представить в следующей структуре (по Г. К. Селевко):
1. Сущность технологии, отражающая главную решаемую проблему, основные качества, принципиальную идею, существо применяемой системы обучения, наконец, основное направление развития учебно-воспитательного процесса.
2. Целевые ориентации технологии. Система целей является стержнем, удерживающим стройность технологии и придающим ей лицо. Обращение к категории «цель» характеризует позицию, ориентацию на определенную сферу развития человека. Характеризуются цели и задачи, достижение и решение которых планируется в технологии.
3. Концептуальная основа педагогической технологии. Это краткое описание основных идей, принципов технологии, способствующее пониманию, трактовке ее построения и функционирования, в том числе философские позиции, используемые факторы и закономерности развития, научная концепция освоения опыта, применяемые методы воспитания.
4. Организационные особенности технологии рассматриваются с позиций современных идей и теорий воспитания, принципов системности, соответствие целей социальному заказу.
5. Процессуальная характеристика (методические особенности технологии). Раскрываются комплексное применение и взаимодействие всех методических средств, особенности методики, диагностика, планирование.
6. Учебно-методическое обеспечение (учебные планы и программы, учебные и методические пособия, дидактические, оценочные материалы, наглядные и технические средства обучения) [3, c.61–62].
Технологизация обучения — это направление педагогической науки, исследующее и открывающее закономерности и принципы, оптимальные способы и средства эффективного достижения образовательных целей на основе технологического подхода к процессу обучения и развития обучающихся.
Педагогическую технологию определяют как область знаний о проектировочной деятельности, позволяющую, используя язык технологических процедур проектирования, переводить педагогическую позицию, педагогический замысел, педагогические представления о том или ином педагогическом объекте в форму проекта, который может быть реализован в образовательной практике.
В более широком смысле образовательная технология состоит из:
- проектирования и представления планируемых результатов обучения;
- создания и использования средств диагностики учебных достижений обучающихся в предметных областях и сформированности компетенций:
- набора моделей обучения, средств и методов активизации познавательной деятельности;
- критериев выбора оптимальной модели для конкретных условий обучения;
- широкого использования компьютерной и аудиовизуальной техники, активных форм обучения, современной организации образовательного процесса и самостоятельной работы.
Объектами технологизации в образовательной деятельности должны быть: цели; содержание; организационные способы восприятия, переработки и представления информации; формы взаимодействия субъектов образовательной деятельности, процедуры их личностно-профессионального поведения, самоуправления и творческого развития.
Продуктами технологизации образовательного процесса могут выступать личностные социально и профессионально значимые алгоритмы и стереотипы поведения обучающихся, результатом чего становится успешность и конкурентоспособность выпускников образовательных организаций.
Признаками технологичности образовательного процесса являются:
- детальное описание образовательных целей;
- поэтапное описание (проектирование) способов достижения заданных результатов;
- системное применение психолого-педагогических и технических средств передачи, представления, восприятия, переработки учебной и социокультурной информации;
- системное использование обратной связи в целях корректировки и оценки эффективности образовательного процесса;
- гарантированность достигаемых результатов;
- воспроизводимость процесса обучения вне зависимости от мастерства педагога;
- оптимальность соотношения затрачиваемых ресурсов и усилий.
Технологичность образовательного процесса рассматривается и как один из показателей качества и оценки деятельности образовательной организации и образования в целом, обеспечивающих его экономическую эффективность и гуманистическую направленность. В этом контексте она выступает и как норма проектирования образовательного процесса, и как специальным образом сконструированные под заданную цель наборы методологических, дидактических, психологических, интеллектуальных, информационных и практических действий, операций, приемов, шагов участников образовательных отношений, которые должны гарантировать достижение поставленных образовательных целей и свободу их осознанного выбора. [2, c.319]
Основные дидактические идеи технологизации с учётом компетентностного подхода должны учитывать:
- гарантии достижения конечного результата;
- универсальность для любой образовательной организации, любого учебного предмета, любого педагога, любого обучающегося;
- проектирование технологической карты по каждому предмету на весь период обучения через систему микроцелей — компетенций;
- диагностичное целеполагание в категориях компетенций, определённых ООП;
- диагностику как констатацию достижения или недостижения обучающимся требований ООП на каждом этапе обучения;
- технологизацию как новые возможности целесообразного, объективного и достаточно четкого управления учебным процессом и его качеством по конечным результатам.
- использование новых организационных форм:
· образовательные экспедиции;
· турниры способностей (метапредметные олимпиады);
· организационно — деятельностные игры;
· проекты;
· сетевые проекты;
· мастерские;
· тренинги;
· метапредметное занятие, метапредметный урок;
· метапредметный семинар;
· рефлексивные сессии;
· веб-квест;
· урок-кейс.
При технологизации обучения меняется статус учителя: передатчик информации превращается в менеджера учебного процесса. Проектирование образовательного процесса — одно из наиболее трудоёмких и ответственных видов деятельности педагога. В этом контексте учитель рассматривается не только как специалист в определённой предметной области, но и, прежде всего, как педагог-менеджер или режиссер, лицо, несущее личную ответственность перед обучающимися и самим собой, отвечающее за последствия результатов обучения. Учитель, не имеющий собственного профессионального опыта, вряд ли сможет качественно организовывать учебную деятельность по освоению профессии. [1, c.173]
Изменение целей, содержания и форм обучения оказывает существенное влияние и на характер общения учителя и обучаемого, на атмосферу их взаимодействия. Партнёрство, равенство личностей в выборе, поступках, ответственности, положительный эмоциональный фон — всё это становится перманентной доминантой отношений и формы взаимодействия обучающихся и обучающих, а также тех и других между собой.
Новизна подходов в условиях компетентностного обучения требует, чтобы педагоги сами усвоили:
- алгоритм работы над новыми организационными формами уроков;
- способы/техники проблематизации деятельности обучающихся;
- техники консультирования;
- технологию оценки уровня сформированности компетенций обучающихся.
Для этого необходим опыт:
- разработки проектного замысла в составе группы;
- инициации и приемов мотивации работы обучающихся;
- сопровождения в качестве руководителя;
- оценивания уровня сформированности результатов по компетенциям;
- оценивания потенциала предмета для формирования компетенций;
- освоения технологий разработки и применения КОЗ (компетентностно-ориентированных заданий), кейсов по методу Case Study (анализ конкретных ситуаций), проектов, деловых и имитационных игр и других активных форм.
Применение активных форм организации обучения, применения современных педагогических технологий можно считать одним из основных путей формирования и развития компетенций обучающихся при реализации ФГОС.
Литература:
1. Ефремова Н. Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание. М.: Национальное образование, 2012, c.173
2. Монахов В. М. Введение в теорию педагогических технологий. Монография. Волгоград. Перемена, 2006, c.319
3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998, с.61–62