Системная природа деятельности в педагогике
Автор: Ахмедьянов Загир Уразбекович
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 85 раз
Библиографическое описание:
Ахмедьянов, З. У. Системная природа деятельности в педагогике / З. У. Ахмедьянов. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 2-5. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3878/ (дата обращения: 16.12.2024).
В данной статье речь пойдет об анализе с системной точки зрения деятельностного подхода, который имеет широкое распространение в педагогике. Вопросами деятельности и деятельностного подхода занимались многие выдающиеся умы, такие как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов и многие другие.
Общепринятыми для всех видов деятельности являются следующие категории: субъект, предмет, средство, процедура, внешние условия и продукт [1]. Рассмотрим их подробнее.
Категория «субъект» занимает стержневое место в деятельности. Анализируя работы по психологической теории деятельности, Г. В. Суходольский показал, что понятие «субъект» употребляется весьма широко. Наряду с психологическими явлениями оно также охватывает социальные и биологические. В качестве субъекта выступают: 1) человечество, общество в целом либо человек как особый вид живого; 2) та или иная социальная группа; 3) индивид, личность, конкретный человек; 4) животное; 5) персонифицированный психический процесс или даже совокупность когнитивных процессов; 6) физиологическая система или орган. Он справедливо указывал, что это слишком расширенное понимание и предложил типологию субъектов деятельности. «Субъектами в психологии деятельности могут быть, прежде всего, люди, рассматриваемые по отдельности или совокупно, действующие сами по себе или в составе коллектива, выполняющие одну единственную или несколько разных деятельностей». В своих трудах он подробно освещает типологию субъектов.
В педагогике понятие «субъект» должно сопоставляться с понятием «человек». В. И. Слободчиков отмечает, что субъектность человека должна быть представлена, главным образом, как деятельностная.
Говорят, что предмет деятельности это то, что субъект имеет к началу своей деятельности и что подлежит видоизменению в ее ходе в продукт. Стало быть, эти две категории связаны между собой отношениями преобразования: предмет — это «будущий продукт», а продукт является «бывшим предметом».
Деятельность — достаточно широко понимаемое явление, поэтому ее предмет часто нельзя просто свести к материалу, из которого собирается продукт как, например, при изготовлении кирпича из глины. Или постройке дома из кирпичей. Есть такие виды деятельности, в которых субъект старается достичь нужной ему ситуации. В подобных случаях в продукте нельзя выявить вещества предмета.
Л. И.Анцыферова, рассматривая деятельностную схему А. Н.Леонтьева, подметила недостаточную разработанность понятия продукта деятельности. Этот факт она посчитала парадоксальным, так как «именно продукт определяет вид или тип деятельности» и «обусловливает членение деятельности на действия и операции».
По определению предмета деятельности, продукт деятельности является результатом преобразования первого, своим происхождением он обязан именно ему.
Понятие «средство» в педагогической, психологической и философской литературе используется весьма неоднозначно.
Часто оно понимается крайне широко — это все, что находится между субъектом и конечным продуктом деятельности: материальные объекты, понятия, язык, сюда также включаются методы этой деятельности. В качестве примера можно привести такое определение: если заданный акт приводит к поставленной цели, он по отношению к ней играет роль средства.
В работах С. Л. Рубинштейна можно обнаружить достаточно широкое значение этого слова: «Поскольку конечная цель деятельности достигается в целом ряде действий, результат каждого из этих действий, будучи по отношению к конечной цели средством, является вместе с тем для данного частного действия целью».
Иногда обнаруживается и более узкое применение слова «средство» — в смысле, созвучном с «орудием деятельности». В этом значении его можно найти в работах К. Маркса, посвященных рассмотрению трудовой деятельности: «Средство труда есть вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и которые служат для него в качестве проводника его воздействий на этот предмет. Он пользуется механическими, физическими, химическими свойствами вещей для того, чтобы в соответствии со своей целью применить их как орудия воздействия на другие вещи. Предмет, которым человек овладевает непосредственно, — мы не говорим о собирании готовых жизненных средств, например, плодов, когда средствами труда служат только органы тела рабочего, — есть не предмет труда, а средство труда. Так данное самой природой становится органом его деятельности, органом, который он присоединяет к органам своего тела, удлиняя таким образом... естественные размеры последнего».
Схожее понятие «средство» встречается у Г. В. Ф. Гегеля: человек «ставит себя в опосредствованное отношение с объектом[1] и вставляет между собой и им другой объект[2], заставляет его вместо себя изнурять себя внешней работой, обрекает его на истощение и, заслоняя им себя, сохраняет себя от механического насилия».
По сути, подобное понятие средства употреблял Л. С. Выготский в исследованиях по развитию высших психических функций: «Примерами психологических орудий и их сложных систем могут служить язык, различные формы нумерации и счисления, мнемотехнические приспособления, алгебраическая символика, произведения искусства, письмо, схемы, диаграммы, карты, чертежи, всевозможные условные знаки и т. д».
Многие исследователи выделяли внешние условия как особую категорию деятельности.
Также в литературе для обозначения данного понятия используется термин «условия» (иногда можно встретить — «среда» деятельности). Далее по тексту под «условиями» будем иметь в виду как внешние, так и внутренниеусловия; в качестве последних будем понимать такие деятельностные структурные моменты, как предмет, субъект, средство, процедура.
Определим внешние условия как физическое окружение деятеля:рабочая мебель, световые источники, дающие требуемый уровень освещенности рабочего места, воздух с определенной влажностью и температурой, объекты, производящие или ослабляющие шумы и вибрации, и прочее. К. Маркс, проводя анализ труда рабочего на капиталистическом предприятии, отмечал о краже «всех условий, необходимых для жизни рабочего во время труда: пространства, воздуха, света, а также всех средств, защищающих рабочего от опасных для жизни или вредных для здоровья условий процесса производства».
Еще одна сторона внешних условий — социальная. Имеется ввиду психологический «климат»,вкотором человек работает. С. Л. Рубинштейн писал о воздействии социальной среды на течение и результаты деятельности: «Известно, насколько легче бывает делать свое дело в доброжелательном, чем в недоброжелательном окружении. Недоброжелательное окружение сразу сковывает, парализует, особенно очень чувствительных и неустойчивых людей. Почувствовав доброжелательную атмосферу, они сразу находят себя, овладевают своими силами и проявляют себя с самой положительной стороны. Но и в отношении менее чувствительных людей должно быть признано то положение, что технически, объективно одна и та же задача является психологически задачей различной трудности, когда ее приходится решать в различных социальных ситуациях».
Категория «процедура» играет особую роль в деятельности. Все вышеописанные категории можно назвать в определенном смысле «независимыми переменными», а вот процедуру лучше назвать «зависимой переменной». Действительность процедуры не проявляется в чем-то материальном, тем более вещественном.
Процедура деятельности — это технология (способ, метод) получения желаемого продукта из определенного предмета и при определенных условиях. Задавая нормативный ход деятельности, процедура имеет статус закона (правила), обязательного для исполнения деятелем [1].
Информация о процедуре деятельности закрепляется на тех или иных материальных носителях в форме текста программы, алгоритма или блок-схемы. По отношению к человеку материальные носители могут быть как внешними, так и внутренними. Во втором случае говорится о мозговых органах — носителях умения исполнять деятельность.
Таковы категории деятельности. Приступим теперь к рассмотрению системности.
Системный подход является одним из основных методологий научного исследования. Как точно подмечает В. Н. Садовский, «систему и системность мы сегодня усматриваем буквально во всем — теоретически любой объект научного исследования может быть рассмотрен как особая система…» [2].
В системном подходе усматривается отказ от линейно-причинных, односторонне аналитических методов проведения исследования и основной упор делается на рассмотрении целостных, интегративных свойств объекта, раскрытии его разнообразных связей и структуры.
Под системой в первом приближении понимается множество взаимосвязанных элементов, выступающее как определенная целостность. Принцип системности при этом предполагает возможность рассмотрения изучаемых объектов как объектов системных. Упор в таком рассмотрении ставится на обнаружении набора связей и отношений, имеющих место как внутри рассматриваемого объекта, так, и во взаимоотношениях его с внешней средой. Описание частей исследуемого объекта при системном изучении проводится не обособленно, но в связи, а также с учетом их места в едином целом. Эти части рассматриваются как сравнительно неделимые, однако, неделимые в пределах данной задачи и данного рассматриваемого объекта. Свойства объекта как единого целого задаются не только свойствами его отдельных частей, а также свойствами его структуры, своеобразными интегративными связями изучаемого объекта. Многообразие и сложность частей, отношений и связей объекта как системы определяют иерархическое строение системы — упорядоченную последовательность ее разных элементов и уровней отношения между ними.
Системное исследование заключается в изучении объектов как систем, т. е. как набор взаимосвязанных частей, выступающих как единое целое. Понятие системы предполагает описание некоторого идеального объекта. Этот идеальный объект с позиции его внешних свойств выглядит как множество частей, природа которых не ограничивается ничем, кроме одного — для этой системы все части являются неделимыми. Естественно, неделимость частей относительна. В других задачах, а значит, в пределах других систем части, считающиеся неделимыми для данной системы, могут подвергаться дальнейшему дроблению.
К элементам множества данной системы ставятся в соответствие отношения и связи. Благодаря которым набор частей становится связным целым, где каждая часть в итоге оказывается связанным с некоторыми остальными частями и его свойства невозможно понять без учета этих связей. Далее, свойства системы не просто складываются из свойств составляющих ее отдельных частей, а дополняются еще спецификой отношений и связей между частями, т. е. определяются как интегративные свойства системы как целого. Присутствие отношений и связей между частями системы и генерируемые ими целостные, интегративные свойства системы задают обособленное, относительно самостоятельное существование, обеспечивают функционирование (а порой и развитие) системы.
Самый простой путь определения системы состоит в том, что на некотором множестве элементов определить отношения. Именно таким способом определяют понятие «система» А. Д. Холл и Р. Е. Фейджин, М. Месарович и многие другие исследователи. Определение системы как множества элементов с определенными на этом множестве отношениями дает возможность использовать при построении системного исследования математический аппарат теории множеств.
Не претендуя на полноту исследования, попытаемся провести системный анализ категорий деятельности. Категории деятельности мы будем ассоциировать с элементами системы. А для образования полноценной системы нужно выявить связи между элементами, которые выразим словами, а затем приведем в виде схем.
а) Целью любого действия является получение продукта (материального или идеального) из предмета. «Предмет — это будущий продукт, а продукт — бывший предмет».
б) Субъект воздействует на предмет через средство.
в) Предмет превращается в продукт в ходе процедуры (деятельности), совершаемый субъектом.
г) Субъект находится, а процедура протекает во внешних условиях.
Теперь выразим словесные описания перечисленных связей как отношения, представленных в виде схем (графов).
Рис. 1. Отношения «будущий-бывший» между предметом и продуктом.
Рис. 2. Отношения «Использует» и «воздействует на» между субъектом, средством и предметом.
Рис. 3. Отношения «исполняет» между субъектом и процедурой, «в ходе… превращается в» — между процедурой, предметом и продуктом; «в конце получается» — между процедурой и предметом.
Рис. 4. Отношения «находится» между субъектом и внешними условиями, «протекает» между процедурой и внешними условиями.
Подводя итог, необходимо отметить, что нам удалось выявить некоторые связи для категорий деятельности. Тем самым, мы показали, что деятельность имеет системную природу.
Литература:
1. Габай Т. В. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. ВУЗов. — 2-е изд., испр. — М.: Академия, 2005. — 240 с.
2. Садовский В. Н. Основания общей теории систем: логико-методологический анализ — М.: Наука, 1974. — 279 с.