Функции и принципы педагогического менеджмента | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 17. Менеджмент

Опубликовано в

II международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июль 2019)

Дата публикации: 04.07.2019

Статья просмотрена: 8100 раз

Библиографическое описание:

Рассохин, А. А. Функции и принципы педагогического менеджмента / А. А. Рассохин. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 31-32. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/340/15215/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье приведены основные функции и принципы педагогического менеджмента, а также рассмотрена их составляющая.

Ключевые слова: образование, управление образованием, педагогический менеджмент, функции педагогического менеджмента, принципы управления в образовании.

Менеджмент в образовании является особой управленческой подотраслью, имеющей свою специфику и присущие только ей характерные черты. Эта специфика заключается в особенностях предмета, продукта, орудий и результатов труда менеджера образования. Предметом труда менеджера образовательного процесса является управленческая деятельность [2].

Менеджмент в образовании обладает рядом различных важных функций, а также принципов. Функции педагогического менеджмента отражают законченный цикл определенных действий в сумме и составляющих управленческую деятельность в целом. Одна из таких функций — это планирование или принятие решения. Данная функция заключается в определении и планировании учебно-воспитательного процесса, реализуемая через конкретизацию деятельности, мероприятия, исполнителя, фактического бюджета и отведенного времени.

Следующая функция педагогического менеджмента — это функция организации принятых решенных, она заключается в процессе доведения принятых решений до исполнителя, а также в обобщении и организации материально-технической базы для возможности выполнения разработанного решения, а также одним из составляющих данной функции является согласование данного решения с потребностями и возможностями личности исполнителя.

Организация выполнения принятых решений и планов — второй базовый компонент педагогического менеджмента, основой которого являются принципы научной организации труда [1].

Весьма важная и всегда актуальная функция педагогического менеджмента — это мотивационная функция. Данная функция играет важную роль, от мотивации подчиненных зависит качество, полнота и скоротечность поручений.

Также в литературе часто упоминается такая функция педагогического менеджмента, как функция предварительного, текущего, отсроченного и итогового контроля. процесс получения и переработки информации о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса и принятия на ее основе управленческого решения. Контроль включает в себя наблюдение, изучение, анализ, диагностику и оценку эффективности деятельности исполнителей [1].

Комплекс данных функций отражает ход и последовательность определенных управленческих воздействий, их завершенный цикл.

Помимо вышеизложенных функций в педагогическом менеджменте определены и его принципы.

Принципы педагогического менеджмента — основные правила поведения субъекта менеджмента при взаимодействии его с управляемыми субъектами (объектами) [1].

Следование принципу гуманизации является основополагающим условием реализации способностей обучающихся в организационном учебно-воспитательном процессе. Оптимальность является еще одним основополагающим принципом в структуре педагогического менеджмента. Оптимальность выражается в наличии лишь необходимого количества требований, которые предъявлены к деятельности исполнителя, примером реализации данного принципа может послужить наличие оптимального количества разделов в выдвинутом плане работы.

Основные правила, которыми руководствуется менеджер при оценке эффективности деятельности педагогов и обучающихся заключены в принципе аналитической деятельности субъекта менеджмента. Также в литературе к важнейшим принципам педагогического менеджмента принято относить принцип конкретного целеполагания, несоблюдение положений данного принципа приносит педагогический ущерб и образовательному процессу, и социуму в целом. Отсутствие конкретной цели приводит к появлению множества факторов, которые ухудшают, затрудняют достижение поставленных целей, а порой и вовсе срывают намеченный план.

Принцип кооперации и разделения труда отражает важнейшее требование к управленческой деятельности менеджера любого уровня. руководитель может реализовать поставленные задачи, только опираясь на общественные организации учебного заведения, коллективное творчество и коллективный разум [1].

Полноценная реализация основных идей и целей педагогического менеджмента невозможная без применения принципа функционального подхода. Реализация данного принципа на практике является также условием планового развития, поступательного совершенствования управленческой деятельности, основа которой заложена в процессе повсеместного и постоянного обновления и уточнения, также конкретизации функций, возложенных на исполнителей.

Системное управление немыслимо вне комплекса научно обоснованных субъект субъектных управленческих воздействий, и данный принцип составляет его суть. Данный принцип составляет суть системного управления, поскольку оно не может реализоваться без комплекса обоснованных с точки зрения науки управленческих воздействий.

Эффективное научное управление предусматривает также реализацию принципа системного самосовершенствования, который реализуется на основе достижений теории и передовой практики менеджмента. Данное положение особенно актуально в наше время, поскольку в нашем обществе совершенствуется весь механизм управления, на всех уровнях.

Таким образом были представлены функции и принципы образовательного менеджмента, существуют и иные интерпретации данных принципов и функций, данное же представление видится наиболее понятным и самодостаточным, ознакомление с данным материалом позволит осуществит первичный анализ функций, принципов педагогического менеджмента.

Литература:

  1. Гончаров, М. А. Основы менеджмента в образовании: учебное пособие / М. А. Гончаров. — 3-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2016. — 476 с.
  2. Давыденко Т. М. Рефлексивное управление школой: теория и практика. — М.-Белгород, 2015. — 251 с.
  3. Патрахина, Т. Н. Менеджмент в образовании: Учебное пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. — 123 с.
  4. Педагогический менеджмент в образовании: актуальные вопросы современной науки: Монография [под ред. С. Д. Якушевой]. — Новосибирск: Изд. АНС СибАК, 2015. — 158 c.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогический менеджмент, принцип, функция, управленческая деятельность, образовательный процесс, системное управление, учебно-воспитательный процесс.

Ключевые слова

образование, управление образованием, педагогический менеджмент, функции педагогического менеджмента, принципы управления в образовании

Похожие статьи

Особенности развития менеджмента в здравоохранении

В данной статье даются основные определения менеджмента, представлена краткая история развития данной науки. Даны базовые принципы управления и особенности развития данной службы в системе здравоохранения.

Основные вопросы достижения эффективности в системе высшего образования

В данной статье изучаются преимущества и необходимость внедрения качественного менеджмента в систему высшего образования, разработаны предложения и рекомендации по методам его применения в этой системе.

Специфика коммуникационной деятельности в сфере высшего образования

В статье авторы рассматривают специфику коммуникационной деятельности организаций в сфере высшего образования.

Специфика принятия управленческих решений в деятельности воспитателя детского сада

В статье рассматривается актуальная тема современного педагогического менеджмента — принятие управленческих решений в педагогической деятельности воспитателей детского сада, рассматриваются особенности и этапы принятия управленческих решений.

Современные проблемы менеджмента в здравоохранении

Настоящая статья посвящена проблемам управления в здравоохранении. В ней рассмотрены факторы внутренней среды, оказывающие влияние на эффективное управление медицинской организацией

Педагогический дизайн и его значение в современной педагогике

В статье рассматривается история возникновения понятия «педагогический дизайн», а также определяется значение применения технологий педагогического дизайна для создания благоприятной среды и повышения эффективности обучения.

Системный подход к планированию воспитательной работы в медицинском вузе

В статье рассматриваются принципы организации воспитательной работы в медицинском вузе на примере опыта Самарского государственного медицинского университета.

Основные понятия и определения инноваций и инновационных процессов на региональном уровне

В данной статье рассматриваются основные понятия и определения инноваций, включая инновационные процессы и теорию инновационного развития.

Некоторые особенности научно-технического прогресса в образовании

В данной статье рассматриваются некоторые особенности научно технического прогресса и их положительные стороны в развитии образования. А также уделяется особое внимание на эффективность учебного процесса и некоторые потенциальные возможности.

Основные характеристики педагогического процесса

В статье рассматриваются основные особенности понятия педагогический процесс. В работе охарактеризована структура педагогического процесса. В данной статье описаны основные закономерности педагогического процесса.

Похожие статьи

Особенности развития менеджмента в здравоохранении

В данной статье даются основные определения менеджмента, представлена краткая история развития данной науки. Даны базовые принципы управления и особенности развития данной службы в системе здравоохранения.

Основные вопросы достижения эффективности в системе высшего образования

В данной статье изучаются преимущества и необходимость внедрения качественного менеджмента в систему высшего образования, разработаны предложения и рекомендации по методам его применения в этой системе.

Специфика коммуникационной деятельности в сфере высшего образования

В статье авторы рассматривают специфику коммуникационной деятельности организаций в сфере высшего образования.

Специфика принятия управленческих решений в деятельности воспитателя детского сада

В статье рассматривается актуальная тема современного педагогического менеджмента — принятие управленческих решений в педагогической деятельности воспитателей детского сада, рассматриваются особенности и этапы принятия управленческих решений.

Современные проблемы менеджмента в здравоохранении

Настоящая статья посвящена проблемам управления в здравоохранении. В ней рассмотрены факторы внутренней среды, оказывающие влияние на эффективное управление медицинской организацией

Педагогический дизайн и его значение в современной педагогике

В статье рассматривается история возникновения понятия «педагогический дизайн», а также определяется значение применения технологий педагогического дизайна для создания благоприятной среды и повышения эффективности обучения.

Системный подход к планированию воспитательной работы в медицинском вузе

В статье рассматриваются принципы организации воспитательной работы в медицинском вузе на примере опыта Самарского государственного медицинского университета.

Основные понятия и определения инноваций и инновационных процессов на региональном уровне

В данной статье рассматриваются основные понятия и определения инноваций, включая инновационные процессы и теорию инновационного развития.

Некоторые особенности научно-технического прогресса в образовании

В данной статье рассматриваются некоторые особенности научно технического прогресса и их положительные стороны в развитии образования. А также уделяется особое внимание на эффективность учебного процесса и некоторые потенциальные возможности.

Основные характеристики педагогического процесса

В статье рассматриваются основные особенности понятия педагогический процесс. В работе охарактеризована структура педагогического процесса. В данной статье описаны основные закономерности педагогического процесса.