Уроку отводится большая часть учебного времени. От урока тянутся сотни не замечаемых с первого взгляда незримых связей к внеаудиторной работе и работе вне техникума, взаимоотношениям преподавателей и родителей, к отношениям в педагогическом коллективе, к содержанию и направленности методической работы образовательной организации.
Традиционный урок характеризуется: порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью обучающихся, подчиняющихся педагогу; точными очертаниями учебного материала. Цель обучения изменилась. Она состоит не только в накоплении суммы ЗУН, а в подготовке обучающегося как субъекта своей образовательной деятельности, но задачи урока остаются неизменными. Это все тоже воспитание и развитие личности, основным средством решения которых продолжает оставаться познавательная активность. Основные дидактические требования к уроку современного типа:
- Тему формулируют сами обучающиеся.
- Цели и задачи урока формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания.
- Обучающиеся сами планируют способы достижения намеченной цели.
- В практической деятельности обучающиеся осуществляют учебные действия, применяя групповые и индивидуальные методы.
- Контроль осуществляется обучающимися в виде самоконтроля и взаимоконтроля.
- Обучающиеся дают оценку своей деятельности и деятельности своих товарищей.
- Проводится рефлексия.
- Домашнее задание на выбор обучающихся.
Реализация данных требований возможна как при подготовке к традиционному уроку, так и при планировании нестандартного урока.
В наше время педагоги всё больше используют и широко применяют нестандартные уроки или инновационные формы урочных занятий. Нестандартный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков, но все они объединены одной целью — отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации основного закона педагогики — закона об активности обучения. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий, например, урок-консультация, или урок-взаимообучения. Нетрадиционные уроки используются преподавателем чаще всего немотивированно, как уроки-одиночки, без заметной связи с ранее проведенными уроками. Может быть и то, что целевые установки уроков не предусматривают прироста новых знаний и умений, развития обучающихся в каком-либо отношении. Необходимо заметить, что мнения педагогов по поводу применения нетрадиционных уроков расходятся: одни считают такие уроки нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением преподавателя под влиянием обучающихся, связанным с нежеланием их учиться и трудиться на уроке, а другие видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы. Студенты, чаще всего, воспринимают нетрадиционные уроки с положительной точки зрения, большинство с интересом включаются в учебный процесс и активно работают на уроках.
Основные задачи нетрадиционного урока
- Общекультурное развитие
- Личностное развитие.
- Развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов обучающихся.
- Формирование умения учиться.
- Развитие коммуникативной компетентности.
- Создание условий для атмосферы творческого поиска
Принципы нестандартных уроков
‒ отказ от шаблона в организации урока;
‒ максимальное вовлечение обучающихся класса;
‒ не развлекательность, а занимательность и увлечение, как основа эмоционального тона урока
‒ поддержка альтернативности множества мнений;
‒ развитие функции общения на уроке
‒ “скрытая дифференциация учащихся по учебным возможностям, способностям, интересам, склонностям.
Признаки нетрадиционного урока
- Несет элементы нового, познавательного.
- Используется внепрограммный материал.
- Организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной работой.
- Достигается эмоциональный подъем обучающихся в ходе выполнения творческих заданий.
- Проводится обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.
- Создается инициативная группа из обучающихся.
При подготовке нетрадиционного урока нужно учитывать, что нестандартные уроки следует использовать как итоговые, при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков обучающихся. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения. Не нужно недооценивать степень подготовки к нетрадиционным урокам, как правило, нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности группы в целом и отдельных обучающихся.
В проведении нестандартных уроков выделяют три периода: подготовительный, собственно урок, и его анализ.
- Подготовительный. В данном периоде активное участие принимают и учитель, и ученики. При подготовке традиционного урока активную позицию занимает только учитель, так как он составляет план — конспект, изготавливает наглядные пособия, раздаточный материал. А при подготовке нестандартного урока задействованы учащиеся, которые делятся на группы, получают опережающие задания: подготовка сообщений, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление дидактического.
- Собственно урок. Сам урок можно разбить на три этапа. Первый этап. Является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы обучающихся, где ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи. Развитие мотивационной сферы осуществляются тем эффективнее, чем результативнее проведен подготовительный период: качество выполнения обучающимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. При проведении урока преподаватель учитывает отношение обучающихся к оригинальной форме урока; уровень подготовленности; возрастные и психологические особенности. Второй этап. Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных «нестандартных» формах организации их мыслительной активности. Третий этап. Он посвящен формированию умений и навыков. Работа обучающихся осуществляется через творческую поисковую деятельность по решению новых проблем, углублению и расширению ранее усвоенных знаний. Контроль обычно не выделяется во времени, а «растворяется» в каждом из предшествующих этапов. В период анализа данных уроков целесообразно оценивать как итоги обучения, воспитания, развития учащихся, так и картину общения — эмоциональный тонус урока: не только в общении преподавателя с обучающимися, но и в общении обучающихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.
К достоинствам нетрадиционных уроков можно отнести то, что нестандартные уроки восполняют проблемы репродуктивных методов: недостаточность дифференциации; мобильность структуры; формирование субъективных отношений за счет увеличения деятельности обучающихся не только на уроке, но и в период его подготовки; изменение эмоционального фона урока; оценивание знаний обучающихся на всех этапах урока.
Литература:
- Козырева, О. А. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов / О. А. Козырева. — 2-е изд. доп. и перераб., стер. — Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2011. — 211 с.
- Суртаева, Н. Н. Нетрадиционные педагогические технологии. Учебное пособие / Н. Н. Суртаева — М.- Омск, 1974. — 415с.