Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности проведения нестандартных уроков

Педагогика
18.12.2016
7774
Поделиться
Библиографическое описание
Герлингер, Е. В. Особенности проведения нестандартных уроков / Е. В. Герлингер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 858-860. — URL: https://moluch.ru/archive/132/37053/.


Уроку отводится большая часть учебного времени. От урока тянутся сотни не замечаемых с первого взгляда незримых связей к внеаудиторной работе и работе вне техникума, взаимоотношениям преподавателей и родителей, к отношениям в педагогическом коллективе, к содержанию и направленности методической работы образовательной организации.

Традиционный урок характеризуется: порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью обучающихся, подчиняющихся педагогу; точными очертаниями учебного материала. Цель обучения изменилась. Она состоит не только в накоплении суммы ЗУН, а в подготовке обучающегося как субъекта своей образовательной деятельности, но задачи урока остаются неизменными. Это все тоже воспитание и развитие личности, основным средством решения которых продолжает оставаться познавательная активность. Основные дидактические требования к уроку современного типа:

  1. Тему формулируют сами обучающиеся.
  2. Цели и задачи урока формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания.
  3. Обучающиеся сами планируют способы достижения намеченной цели.
  4. В практической деятельности обучающиеся осуществляют учебные действия, применяя групповые и индивидуальные методы.
  5. Контроль осуществляется обучающимися в виде самоконтроля и взаимоконтроля.
  6. Обучающиеся дают оценку своей деятельности и деятельности своих товарищей.
  7. Проводится рефлексия.
  8. Домашнее задание на выбор обучающихся.

Реализация данных требований возможна как при подготовке к традиционному уроку, так и при планировании нестандартного урока.

В наше время педагоги всё больше используют и широко применяют нестандартные уроки или инновационные формы урочных занятий. Нестандартный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков, но все они объединены одной целью — отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации основного закона педагогики — закона об активности обучения. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий, например, урок-консультация, или урок-взаимообучения. Нетрадиционные уроки используются преподавателем чаще всего немотивированно, как уроки-одиночки, без заметной связи с ранее проведенными уроками. Может быть и то, что целевые установки уроков не предусматривают прироста новых знаний и умений, развития обучающихся в каком-либо отношении. Необходимо заметить, что мнения педагогов по поводу применения нетрадиционных уроков расходятся: одни считают такие уроки нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением преподавателя под влиянием обучающихся, связанным с нежеланием их учиться и трудиться на уроке, а другие видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы. Студенты, чаще всего, воспринимают нетрадиционные уроки с положительной точки зрения, большинство с интересом включаются в учебный процесс и активно работают на уроках.

Основные задачи нетрадиционного урока

  1. Общекультурное развитие
  2. Личностное развитие.
  3. Развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов обучающихся.
  4. Формирование умения учиться.
  5. Развитие коммуникативной компетентности.
  6. Создание условий для атмосферы творческого поиска

Принципы нестандартных уроков

‒ отказ от шаблона в организации урока;

‒ максимальное вовлечение обучающихся класса;

‒ не развлекательность, а занимательность и увлечение, как основа эмоционального тона урока

‒ поддержка альтернативности множества мнений;

‒ развитие функции общения на уроке

‒ “скрытая дифференциация учащихся по учебным возможностям, способностям, интересам, склонностям.

Признаки нетрадиционного урока

  1. Несет элементы нового, познавательного.
  2. Используется внепрограммный материал.
  3. Организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной работой.
  4. Достигается эмоциональный подъем обучающихся в ходе выполнения творческих заданий.
  5. Проводится обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.
  6. Создается инициативная группа из обучающихся.

При подготовке нетрадиционного урока нужно учитывать, что нестандартные уроки следует использовать как итоговые, при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков обучающихся. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения. Не нужно недооценивать степень подготовки к нетрадиционным урокам, как правило, нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности группы в целом и отдельных обучающихся.

В проведении нестандартных уроков выделяют три периода: подготовительный, собственно урок, и его анализ.

  1. Подготовительный. В данном периоде активное участие принимают и учитель, и ученики. При подготовке традиционного урока активную позицию занимает только учитель, так как он составляет план — конспект, изготавливает наглядные пособия, раздаточный материал. А при подготовке нестандартного урока задействованы учащиеся, которые делятся на группы, получают опережающие задания: подготовка сообщений, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление дидактического.
  2. Собственно урок. Сам урок можно разбить на три этапа. Первый этап. Является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы обучающихся, где ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи. Развитие мотивационной сферы осуществляются тем эффективнее, чем результативнее проведен подготовительный период: качество выполнения обучающимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. При проведении урока преподаватель учитывает отношение обучающихся к оригинальной форме урока; уровень подготовленности; возрастные и психологические особенности. Второй этап. Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных «нестандартных» формах организации их мыслительной активности. Третий этап. Он посвящен формированию умений и навыков. Работа обучающихся осуществляется через творческую поисковую деятельность по решению новых проблем, углублению и расширению ранее усвоенных знаний. Контроль обычно не выделяется во времени, а «растворяется» в каждом из предшествующих этапов. В период анализа данных уроков целесообразно оценивать как итоги обучения, воспитания, развития учащихся, так и картину общения — эмоциональный тонус урока: не только в общении преподавателя с обучающимися, но и в общении обучающихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.

К достоинствам нетрадиционных уроков можно отнести то, что нестандартные уроки восполняют проблемы репродуктивных методов: недостаточность дифференциации; мобильность структуры; формирование субъективных отношений за счет увеличения деятельности обучающихся не только на уроке, но и в период его подготовки; изменение эмоционального фона урока; оценивание знаний обучающихся на всех этапах урока.

Литература:

  1. Козырева, О. А. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов / О. А. Козырева. — 2-е изд. доп. и перераб., стер. — Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2011. — 211 с.
  2. Суртаева, Н. Н. Нетрадиционные педагогические технологии. Учебное пособие / Н. Н. Суртаева — М.- Омск, 1974. — 415с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
урок
традиционный урок
нетрадиционный урок
инновационные формы обучения
дидактические требования
познавательная активность
личностное развитие
общекультурное развитие
коммуникативная компетентность
творческий поиск
Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 858-860):
Часть 9 (cтр. 803-891)
Расположение в файле:
стр. 803стр. 858-860стр. 891

Молодой учёный