В статье анализируется содержание и структура современного урока вобщеобразовательной школе, делая акцент на основных критериях, которые необходимо учитывать на уроке, а также рассматриваются современные методы и приёмы, используемые на уроках.
Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Изменяются приоритеты и акценты в образовании, оно становится направленным на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни. Значит, актуален вопрос: “Что такое современный урок?”
Этот вопрос интересует не столько, преподавателей, сколько самих учащихся.
Обратимся к определению понятия «современный урок».
Проводился опрос среди своих учащихся 5-х, 10-х, 11-х классов своей школы. Вот что об этом они говорят. Приведем несколько высказываний учащихся:
“Современный урок — это понятный для нас урок.
“Современный урок — это весёлый, познавательный, интересный и нетрудный урок, на котором учитель и ученик свободно общаются”.
“Современный урок — это разнообразный урок”.
“Современный урок — это урок, на котором выслушивают любое твоё мнение, урок, где человек учится быть человеком”.
“Современный урок — это урок, на котором чувствуешь себя уверенно, и на нём не бывает стрессов”.
“Современный урок — это урок, на котором решаются задачи, которые готовят нас к жизни”
В педагогической литературе последних лет лишь Ю. А. Конаржевский дает определение современному уроку. По его мнению, современный урок — это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
Опираясь на это мнение, я стараюсь на своих уроках заложить у учеников методологические основы познавательной деятельности. Очевидно, что возможности урока математики в данном аспекте практически безграничны.
Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учёбы — Щукина Г. А. считает, что интересный урок можно создать за счёт следующих условий: личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается); содержания учебного материала (когда ребёнку просто нравится содержание данного предмета); методов и приёмов обучения. Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний — поле для творческой деятельности любого преподавателя.
Чтобы обучение стало интересным, нужно применять новые технологии, проводить больше нестандартных уроков. Важно, чтобы каждый урок достигал своей цели, обеспечивал качество подготовки учащихся. Чтобы содержательная и методическая заполненность урока, его атмосфера не только вооружали учащихся знаниями и умениями, но и вызывали у детей искренний интерес, подлинную увлечённость, формировали их творческое сознание. Чтобы они шли на урок без боязни перед сложностью предмета, ведь математика объективно считается наиболее трудным для усвоения школьным курсом. Но состояние работоспособности учащегося неразрывно связано с хорошим самочувствием. Только здоровый ребёнок с удовольствием и радостью включается во все виды учебной деятельности.
Современный урок — это урок, характеризующийся следующими признаками:
- Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания.
- На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению.
Одним из главных признаков на сегодняшний день является личностно-ориентированный урок. Поэтому и наша школа, и я в том числе, применяем этот метод обучения. Урок, на котором во главу угла ставится самобытность ребёнка, его самоценность. Учитель на таких уроках не формирует личность, а создаёт условия для ценностных проявлений внутреннего мира ребёнка; он не ведёт, а идёт рядом и впереди, сотрудничает с ним, переживает его проблемы, вслушивается в него и принимает его таким, каким он пришёл. Учитель воздерживается от нравственных оценок личности, он даёт ребёнку возможность самому найти себя и пройти свой путь в поиске истины. На таких уроках необходимо обеспечивать мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке, развитие индивидуальности учащихся, создание ситуации успеха и обстановку на готовность отвечать, не боясь ошибиться.
- На уроке реализуется деятельностный подход к обучению.
- Организация урока динамична и вариативна.
- На уроке используются современные педагогические технологии.
Современный урок предполагает использование игровой технологии, технологии разноуровнего обучения, личностно-ориентированной технологии. Отсюда вывод, что наиболее эффективными являются не отдельно взятые инновации, а их сочетание.
Структура современного урока — это последовательность отдельных этапов урока, их логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодействия между собой, возникающие в процессе обучения.
Можно выделить следующий набор этапов урока:
‒ организационный этап;
‒ этап проверки домашнего задания;
‒ этап актуализации субъективного опыта учащихся;
‒ этап изучения новых знаний и способов деятельности;
‒ этап первичной проверки понимания изученного;
‒ этап закрепления изученного;
‒ этап применения изученного;
‒ этап обобщения и систематизации;
‒ этап контроля и самоконтроля;
‒ этап коррекции;
‒ этап информации о домашнем задании;
‒ этап подведения итогов учебного занятия;
‒ рефлексия.
Первые и последние минуты урока часто проходят в организационных хлопотах и сборах.
Имеется несколько подходов к классификации уроков, каждый из которых отличается определяющим признаком: комбинированный урок; урок усвоения новых знаний учащимися; урок закрепления изучаемого материала; урок повторения; урок систематизации и обобщения нового материала; урок проверки и оценки знаний.
Состав современного содержания образования и закономерности процесса обучения в целом, а усвоения в частности, определяют ряд непременных требований к уроку, которые необходимо учитывать.
Общие требования кратко можно сформулировать так:
‒ вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями;
‒ формировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни;
‒ повышать воспитательный эффект обучения на уроке, формировать у учащихся в процессе обучения черты личности;
‒ осуществлять всестороннее развитие учащихся, развивать их общие и специальные особенности;
‒ формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни;
‒ вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с книгой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике; — формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению.
На современном уроке в первую очередь надо развивать познавательный интерес к предмету, максимальную опору на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной для развития познавательного интереса являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, в которых необходимо разобраться самому. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Для этого использую проблемные ситуации и помогаю их разрешить.
Игровая технология обучения.
Увеличение умственной нагрузки на уроках русского языка заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках — современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Игровое обучение — это не уступка ленивому ученику, чтобы позабавить его и тем самым заставить учиться. Игра — творчество, игра — труд. Эффективность такой формы зависит не от принуждения, не от механического воспроизведения, а от того, что учащиеся проявляют собственный выбор внутри жёстких рамок задания. Важным показателем эффективности игры, на мой взгляд, является моральное удовлетворение, отсутствие страха, неуверенности.
Компьютерная технология обучения.
Сегодня уже никого не надо убеждать в необходимости и целесообразности внедрения информационных технологий во все сферы образовательного процесса. Использование компьютерной техники открывает огромные возможности для педагога: компьютер может взять на себя функцию контроля знаний, поможет сэкономить время на уроке, богато иллюстрировать материал, трудные для понимания моменты показать в динамике, повторить то, что вызвало затруднения, дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями.
В заключение необходимо подчеркнуть, что современный урок отличается информационной насыщенностью, увеличением доли самостоятельной учебной деятельности школьников с различными источниками информации, высокой интерактивностью взаимодействия участников образовательного процесса, оставаясь при этом комфортным, ориентированным на развитие личности каждого ребенка в условиях коллективного обучения.
Литература:
- Гуманитарные смыслы современного образования: Материалы докладов научно-практического семинара.- Киров: Изд-во Вятского ГПУ,2001.
- Завельский Ю. В. Как подготовить современный урок.// Завуч. 2000. № 4. — с. 94–97.
- Зенкевич И. Г. Эстетика урока математики: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1981.
- Зотов Ю. Б. Организация современного урока. — М.: Просвещение, 1984.
- Культура современного урока. / Под ред. Н. Е. Щурковой. — М.: Педагогическое общество России, 2000.