Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в рамках внедрения ФГОС нового поколения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в рамках внедрения ФГОС нового поколения / И. А. Недобойко, В. П. Рядинская, Т. П. Назаренко [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 209-211. — URL: https://moluch.ru/archive/446/98189/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье авторы пытаются раскрыть применение системно-деятельностного подхода в свете перехода на ФГОС третьего поколения.

Ключевые слова: рефлексия, системно-деятельностный подход, ФГОС, современный урок.

С 1 сентября 2022 года основная школа начала переход на ФГОС нового поколения основой которого, лежит системно-деятельностный подход, основная идея которого, в том, что новое знание не дается в готовом виде, а «добывается» детьми в процессе самостоятельной деятельности. В свиязи с этим меняется и задача учителя. Теперь учитель при освоении нового материала не просто наглядно и доступно объясняет, показывает и рассказывает новый материал, организовывает исследовательскую работу учащихся так, чтобы они сами пришли к решению проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Основной формой организации познавательной деятельности учащихся, в рамках системно-деятельностного подхода как и раньше остается урок, но по сравнению с традиционным подходом, изменяются требования к уроку [1]. Если при традиционном подходе образовательным результатом урока являлись знания, которыми овладевает ученик, то в настоящее время, наряду со знаниевым компонентом, необходимо сформировать у учащихся и универсальные учебные действия (УУД), которые позволяют учащимся действовать в новой обстановке на качественно новом высоком уровне.

Для достижения результатов, пред в стандартах нового поколения, необходимо знать принципы построения, критерии результативности и типологию урока, построенного в соответствии с системно-деятельностным подходом [1].

В зависимости от целей, в рамках системно-деятельностного подхода выделяют типы уроков [3]:

  1. Уроки-систематизации знаний
  2. Уроки развивающего контроля
  3. Уроки-рефлексия
  4. Уроки «открытия» новых знаний

Ниже приведены цели уроков перечисленных типов:

1. Урок-систематизации знаний

Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий школьного курса биологии (технологи, географии, химии и тд), построение обобщённых норм познавательной деятельности.

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к систематизации и структурированию изучаемого предметного содержания.

2. Урок развивающего контроля.

Содержательная цель: контроль (и самоконтроль) предметных понятий и алгоритмов.

Деятельностная цель: формирование у обучающихся навыков осуществления контрольной функции.

3. Урок-рефлексия.

Содержательная цель: закрепление и (при необходимости) коррекция изученных способов деятельности.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способности к выявлению причин возникших затруднений (и коррекция при необходимости) собственных действий.

4. Урок «открытия» новых знаний.

Содержательная цель: формирование системы предметных (математических, биологических, химических и других) понятий.

Деятельностная цель: формирование у учащихся новых способов действий.

Рассмотрим подробнее структуру урока «открытия» новых знаний, как основного в рамках системно-деятельностного подхода [4] :

Этап 1. Мотивирование к осуществлению учебной деятельности.

На данном этапе процесса обучения предполагается осознанное вхождение обучаемого в пространство учебной деятельности на уроке. Для этого на данном этапе учителем организуется мотивирование обучаемого к познавательной деятельности.

Этап 2. Актуализация и фиксирование индивидуальных трудностей в выполняемом учебном действии.

На этом этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к самостоятельному выполнению учебного действия, а также собственно его осуществление и последующая фиксация индивидуальных затруднений.

Этап 3. Выявление индивидуальных затруднений .

Учитель организовывает выявление места и причин возникших затруднений у учащихся.

Этап 4. Построение проекта выхода из затруднения.

Учащиеся в коммуникативном виде формируют проект будущих учебных действий: ставят цель (которая является устранением возникших затруднений), строят план и определяют средства достижения цели, формулируют тему урока, выбирают способ деятельности. Все процессы осуществляются под контролем учителя. Учитель на первых порах использует подводящий диалог, затем — побуждающий, а в дальнейшем использует и исследовательские методы.

Этап 5. Реализация построенного проекта.

Осуществляется реализация ранее построенного проекта: обсуждаются различные варианты, которые предложены учащимися, и выбирается наиболее оптимальный вариант, который учащиеся фиксируют в языке вербально и знаково.

Этап 6. Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи.

На этом этапе учащиеся в виде устной коммуникации (могут быть использованы фронтальные, групповые и парные формы работы) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения.

Этап 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

На данном этапе используется индивидуальная форма работы. Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с передоложенным учителем эталоном.

Этап 8. Включение в систему знаний.

Выявляются границы применимости полученных новых знаний и выполняются задания, в которых новый освоенный способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя данный этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала. Таким образом, с одной стороны происходит, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой — подготовка к введению в дальнейшем новых норм.

Этап 9. Рефлексия учебной деятельности (подведение итогов).

На этапе рефлексии осуществляют фиксацию нового содержания, изученного на уроке, организуется самооценка учащимися собственной деятельности на уроке. Обучающиеся соотнося цель и результаты, фиксируют степень их соответствия, и намечают дальнейшие цели деятельности.

Таким образом основная цель системно-деятельностного подхода: научить не знаниям, а способам деятельности. Достигается это через организацию самостоятельной работы учащихся на различных этапах урока.

Литература:

  1. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М.: Академия, 2004.
  2. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. — М., 2000.
  3. Давидов, В. В. Методический центр «Развивающее обучение» / Система В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина. Информ. материалы. — М.: АПКиПРО. — 2003.
  4. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Кудряшова Т. Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. — Москва, 2006 г.
Основные термины (генерируются автоматически): этап, подход, урок, учащийся, учебная деятельность, познавательная деятельность, построенный проект, развивающий контроль, способ деятельности, традиционный подход.


Похожие статьи

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС на уроках в средней и начальной школе

В статье анализируется противоречия между теоретическими основами современного образовательного стандарта и практическим внедрением системно-деятельностного подхода; даются рекомендации, устраняющие данные противоречия.

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении

В статье авторы пытаются рассказать о системно-деятельностном подходе в обучении как форме обеспечения результативности в реализации ФГОС.

Интегрированный урок как один из аспектов реализации системы образования в условиях ФГОС

В статье рассмотрены основные подходы к интегрированному обучению в условиях современного образования, описаны различные методы и методики, применяемые при реализации интегрированного обучения.

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Реализация деятельностного подхода в обучении младших школьников

Проанализирована специфика деятельностного подхода, его основные принципы и приёмы. Определена значимость его применения в обучении младших школьников.

Современный урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС

Тема данной статьи очень актуальна на сегодняшний день, так как переход на новый ФГОС внедрил некоторые инновации в структуру современного урока, где главной задачей является активизировать познавательные возможности обучающегося направленные на изуч...

Метапредметный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

В статье автор пытается раскрыть особенности использования метапредметного подхода в урочной и внеурочной деятельности по английскому языку в условиях реализации ФГОС.

Применение проектной деятельности при изучении английского языка

В статье автор пытается изучить пути повышения эффективности обучения устной речи на уроках английского языка с использованием современных педагогических технологий (на примере проектной деятельности).

Использование активных методов обучения в современном образовательном учреждении

Анализ результатов внедрение активных методов обучения на основании использования метода кейсов в образовательном процессе.

Условия эффективности обучения в преподавании инженерной графики

Статья посвящена вопросам обеспечения современного учебного процесса, направленного на формирование у студентов не только графической грамоты, но и на освоение новых информационных технологий. Описан опыт создания авторской рабочей тетради по дисципл...

Похожие статьи

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС на уроках в средней и начальной школе

В статье анализируется противоречия между теоретическими основами современного образовательного стандарта и практическим внедрением системно-деятельностного подхода; даются рекомендации, устраняющие данные противоречия.

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении

В статье авторы пытаются рассказать о системно-деятельностном подходе в обучении как форме обеспечения результативности в реализации ФГОС.

Интегрированный урок как один из аспектов реализации системы образования в условиях ФГОС

В статье рассмотрены основные подходы к интегрированному обучению в условиях современного образования, описаны различные методы и методики, применяемые при реализации интегрированного обучения.

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Реализация деятельностного подхода в обучении младших школьников

Проанализирована специфика деятельностного подхода, его основные принципы и приёмы. Определена значимость его применения в обучении младших школьников.

Современный урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС

Тема данной статьи очень актуальна на сегодняшний день, так как переход на новый ФГОС внедрил некоторые инновации в структуру современного урока, где главной задачей является активизировать познавательные возможности обучающегося направленные на изуч...

Метапредметный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

В статье автор пытается раскрыть особенности использования метапредметного подхода в урочной и внеурочной деятельности по английскому языку в условиях реализации ФГОС.

Применение проектной деятельности при изучении английского языка

В статье автор пытается изучить пути повышения эффективности обучения устной речи на уроках английского языка с использованием современных педагогических технологий (на примере проектной деятельности).

Использование активных методов обучения в современном образовательном учреждении

Анализ результатов внедрение активных методов обучения на основании использования метода кейсов в образовательном процессе.

Условия эффективности обучения в преподавании инженерной графики

Статья посвящена вопросам обеспечения современного учебного процесса, направленного на формирование у студентов не только графической грамоты, но и на освоение новых информационных технологий. Описан опыт создания авторской рабочей тетради по дисципл...

Задать вопрос