В статье авторы пытаются раскрыть применение системно-деятельностного подхода в свете перехода на ФГОС третьего поколения.
Ключевые слова: рефлексия, системно-деятельностный подход, ФГОС, современный урок.
С 1 сентября 2022 года основная школа начала переход на ФГОС нового поколения основой которого, лежит системно-деятельностный подход, основная идея которого, в том, что новое знание не дается в готовом виде, а «добывается» детьми в процессе самостоятельной деятельности. В свиязи с этим меняется и задача учителя. Теперь учитель при освоении нового материала не просто наглядно и доступно объясняет, показывает и рассказывает новый материал, организовывает исследовательскую работу учащихся так, чтобы они сами пришли к решению проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Основной формой организации познавательной деятельности учащихся, в рамках системно-деятельностного подхода как и раньше остается урок, но по сравнению с традиционным подходом, изменяются требования к уроку [1]. Если при традиционном подходе образовательным результатом урока являлись знания, которыми овладевает ученик, то в настоящее время, наряду со знаниевым компонентом, необходимо сформировать у учащихся и универсальные учебные действия (УУД), которые позволяют учащимся действовать в новой обстановке на качественно новом высоком уровне.
Для достижения результатов, пред в стандартах нового поколения, необходимо знать принципы построения, критерии результативности и типологию урока, построенного в соответствии с системно-деятельностным подходом [1].
В зависимости от целей, в рамках системно-деятельностного подхода выделяют типы уроков [3]:
- Уроки-систематизации знаний
- Уроки развивающего контроля
- Уроки-рефлексия
- Уроки «открытия» новых знаний
Ниже приведены цели уроков перечисленных типов:
1. Урок-систематизации знаний
Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий школьного курса биологии (технологи, географии, химии и тд), построение обобщённых норм познавательной деятельности.
Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к систематизации и структурированию изучаемого предметного содержания.
2. Урок развивающего контроля.
Содержательная цель: контроль (и самоконтроль) предметных понятий и алгоритмов.
Деятельностная цель: формирование у обучающихся навыков осуществления контрольной функции.
3. Урок-рефлексия.
Содержательная цель: закрепление и (при необходимости) коррекция изученных способов деятельности.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способности к выявлению причин возникших затруднений (и коррекция при необходимости) собственных действий.
4. Урок «открытия» новых знаний.
Содержательная цель: формирование системы предметных (математических, биологических, химических и других) понятий.
Деятельностная цель: формирование у учащихся новых способов действий.
Рассмотрим подробнее структуру урока «открытия» новых знаний, как основного в рамках системно-деятельностного подхода [4] :
Этап 1. Мотивирование к осуществлению учебной деятельности.
На данном этапе процесса обучения предполагается осознанное вхождение обучаемого в пространство учебной деятельности на уроке. Для этого на данном этапе учителем организуется мотивирование обучаемого к познавательной деятельности.
Этап 2. Актуализация и фиксирование индивидуальных трудностей в выполняемом учебном действии.
На этом этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к самостоятельному выполнению учебного действия, а также собственно его осуществление и последующая фиксация индивидуальных затруднений.
Этап 3. Выявление индивидуальных затруднений .
Учитель организовывает выявление места и причин возникших затруднений у учащихся.
Этап 4. Построение проекта выхода из затруднения.
Учащиеся в коммуникативном виде формируют проект будущих учебных действий: ставят цель (которая является устранением возникших затруднений), строят план и определяют средства достижения цели, формулируют тему урока, выбирают способ деятельности. Все процессы осуществляются под контролем учителя. Учитель на первых порах использует подводящий диалог, затем — побуждающий, а в дальнейшем использует и исследовательские методы.
Этап 5. Реализация построенного проекта.
Осуществляется реализация ранее построенного проекта: обсуждаются различные варианты, которые предложены учащимися, и выбирается наиболее оптимальный вариант, который учащиеся фиксируют в языке вербально и знаково.
Этап 6. Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи.
На этом этапе учащиеся в виде устной коммуникации (могут быть использованы фронтальные, групповые и парные формы работы) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения.
Этап 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
На данном этапе используется индивидуальная форма работы. Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с передоложенным учителем эталоном.
Этап 8. Включение в систему знаний.
Выявляются границы применимости полученных новых знаний и выполняются задания, в которых новый освоенный способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя данный этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала. Таким образом, с одной стороны происходит, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой — подготовка к введению в дальнейшем новых норм.
Этап 9. Рефлексия учебной деятельности (подведение итогов).
На этапе рефлексии осуществляют фиксацию нового содержания, изученного на уроке, организуется самооценка учащимися собственной деятельности на уроке. Обучающиеся соотнося цель и результаты, фиксируют степень их соответствия, и намечают дальнейшие цели деятельности.
Таким образом основная цель системно-деятельностного подхода: научить не знаниям, а способам деятельности. Достигается это через организацию самостоятельной работы учащихся на различных этапах урока.
Литература:
- Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М.: Академия, 2004.
- Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. — М., 2000.
- Давидов, В. В. Методический центр «Развивающее обучение» / Система В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина. Информ. материалы. — М.: АПКиПРО. — 2003.
- Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Кудряшова Т. Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. — Москва, 2006 г.