В этой статье раскрыты особенности использования интеграционных образовательных технологий, который помогает ученику изучать материал в призме изучения других предметов, даёт возможность для развития речи ученика, для расширения кругозора младших школьников, развивает умственные способности и организационные деятельности учеников, проявляет желание к учёбе и формирует положительные нравственные качества.
В современных общеобразовательных учреждениях педагоги практикуют множество методов обучения, направленных на максимально-целостную передачу информации ученику с тем, чтобы он мог наилучшим образом усвоить преподанный на уроке материал. В наш информационный век перед учителем открываются широкие возможности для применения на практике новейших информационных технологий с тем, чтобы провести урок с наибольшей пользой для учащихся.
Но вместе с новыми методами практикуются и старые ставшие уже привычными педагогическими технологиями, которые уже прошли проверку временем и на деле уже доказали свою эффективность. Одним из таких методов является интеграционный метод обучения.
Сначала раскроем суть понятия «Интеграционные методы обучения». До сегодняшнего дня существует множество определений касающиеся интеграционной технологии. В разных источниках даётся различные характеристики этой технологии. Но наиболее точное определение интеграционной технологии даётся Г. Ф. Федорцем: «Межпредметные связи — это педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших своё отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитательную функцию в их органическом единстве».
Г. Ф. Федорц привел доводы с которыми трудно не согласиться. Интеграционный метод обучения и межпредметных связей помогает ученику полностью воспринять преподанную тему, посмотреть на него с другой, часто неожиданной стороны, учиться проводить нужные параллели.
Какую пользу может принести данный метод обучения? В этом случае можно привести несколько доводов, которые помогут прояснить вопрос о целесообразности его применения на уроках.
– Этод метод помогает ученику изучать материал в призме изучения других предметов;
– Даёт возможность для развития речи ученика, для расширения кругозора младших школьников;
– Развивает умстстсвенные способности и организационные дятельности учеников;
– Проявляет желание к учёбе;
– Формирует положительные нравственные качества;
Интеграция в обучении ориентируется на развитие и на саморазвитие личности школьника.
Различают три уровня интеграции
- Внутрипредметная интеграция. Она подразумевает, что ясно уже из названия, связь преподаваемой темы с прежними, которые уже были преподаны раньше, то есть в этом виде интеграции предлагается синтез предыдущих фактов, понятий, принципов двух и более тем. Здесь можно сказать, что предмет, изучаемый на уроке, может стать логическим продолжением предыдущей темы. Учитель, раскрывая предмет изучения на уроке, проводит параллели с прежде изученными темами. Это даёт возможность для воспроизведения в сознании ученика прежнего урока и закрепляет его в сознании. Это означает что ученик не только усваивает новый урок и повторит предыдущий, а это поможет сделать уровень его знаний глубже.
- Межпредметная интеграция-это синтез фактов, понятий, принципов двух или более дисциплин. По сравнению с прежним, вышеописанным методом, этод метод даёт преподавателю более широкие возможности для воплощения в жизнь задумок, приготовленных на время урока. Условием для данного метода обучения являются одинаковые или близкие методы исследования. Такие уроки строятся на общих закономерностях и теоретических концепциях.
- Транспредметный метод обучения подразумевает применение одинаковых фактов, методов при изучении различных дисциплин, преподаваемых в общеобразовательных учреждениях типа школа. Нужно особо отметить то обстоятельство, что не всякое объединение различных дисциплин в одном уроке можно назвать интегрированным уроком. Для этого нужно чтобы совпали несколько факторов, и один из них-наличие ведущей идеи, реализация которой обеспечивает неразрывную связь, целостность данного урока.
Возможности интеграционной технологии велики, так как раскрывают новые возможности и для ученика, и для учителя. Благодаря этой технологии центральное место в системе “учитель — ученик” занимает учащийся, который выполняет задание в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям. Осознание учащимися личностной значимости изучаемого и потребности в достижении определенных учебных результатов мотивируется четким описанием комплексной качественной цели, которой может ученик достичь по завершении урока, критериев уровней усвоения и методической обеспеченностью в их достижении каждым учеником, реальный же результат всецело зависит от самого ученика.
Мотивация обучения повышает интерес к предмету, занятость каждого ученика исключает нарушения дисциплины. Потребность в самореализации удовлетворяется, во-первых, возможностью с помощью интегрированного урока учиться всегда успешно и, во-вторых, свободой выбора творческой деятельности и нестандартных заданий.
Задания, которые подготовил учитель, предполагают работу ученика с текстами учебника, хрестоматии, художественной, научно-популярной литературы; наблюдения; экспериментальную работу.
При выполнении заданий школьник может проверить и оценить себя, посоветоваться с товарищем, если нужно поспорить с ним, попросить помощи, проконсультироваться с учителем. Всё это отличает модульное обучение от традиционного обучения.
Интеграционная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала учащимися и быстро выявить пробелы в знаниях.
В результате по урокам — модулям увеличивается объём работы, появляются навыки самоконтроля, самооценки, улучшается организация учебного труда, учатся работать в парах подгруппах, увеличивается накопляемость оценок.
Использование интеграционной технологии на уроках внеклассного чтения даст наибольший результат. Такие уроки больше заинтересует учеников чем традиционные. Для того чтобы сравнить прохождение и усвоение тем по блокам, их нужно постоянно дорабатывать и дополнять. Необходимо также проводить мониторинг и диагностирование, составлять личные листы учёта контроля, затем сравнивать результаты прохождения тем и контрольных работ с традиционным.
Результаты этой работы таковы: увеличивается объём работы, появляются навыки самоконтроля, самооценки, улучшается организация учебного труда, чаще работают в парах, увеличивается накопляемость оценок.
Дальнейшие уроки с использованием интеграционных технологий и использование модульной технологии на уроках внеклассного чтения позволит дополнить и обогатить теоретические основы новых методик преподавания.
Литература:
- Мавлонова Р. А., Арабова M., Салохиддинова Г. “Педагогик технология” Tашкент, Фан, 2008.
- Мавлонова Р. А., Рахмонқулова Н. Х. “Бошланғич таълимни интеграциялашнинг педагогик технологияси” Tашкент, Илм зиё, 2009
- Матчонов С.va boshqalar “4-синф “Ўқиш китоби” дарслиги, Янги йўл полиграф сервис, 2010
- Юлдашев Ж. Г. “Бошланғич таълимда замонавий педагогик технология асослари” Tашкент, Ўқитувчи, 2004.