Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Технология интегрированного обучения: понятие, принципы, модели, преимущества

Научный руководитель
Педагогика
Препринт статьи
21.12.2025
Поделиться
Аннотация
В статье рассматривается технология интегрированного обучения как современный подход к организации образовательного процесса, направленный на объединение содержания различных учебных дисциплин. Описываются сущность и принципы интегрированного обучения, такие как системность, комплексность, междисциплинарность, синхронность и взаимодополняемость. Представлены модели реализации интеграции в учебном процессе, включая бинарные и совмещённые уроки, а также различные формы взаимодействия педагогов. Особое внимание уделяется преимуществам технологии, среди которых — формирование целостной картины мира, развитие системного мышления, повышение мотивации учащихся и оптимизация учебного времени. Обозначены условия успешного внедрения интегрированного обучения, включая психологическую совместимость учителей, чёткое планирование и высокий уровень профессионализма. Делается вывод о высокой эффективности данной технологии для достижения образовательных результатов и личностного развития как обучающихся, так и педагогов.
Библиографическое описание
Мельникова, Е. С. Технология интегрированного обучения: понятие, принципы, модели, преимущества / Е. С. Мельникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 52 (603). — URL: https://moluch.ru/archive/603/131913.


В современной системе образования идет постоянный поиск новых эффективных технологий, способствующих лучшему усвоению знаний учащимися. Одной из таких технологий является интегрированное обучение, которое предполагает объединение нескольких предметных областей в единый образовательный процесс. Интеграция в образовании позволяет преодолеть фрагментарность знаний учащихся, обеспечивает целостность образовательного процесса, способствует формированию системного мышления и развитию творческих способностей.

Л. Н. Вавилова под интегрированным уроком предлагает понимать «особый вид урока, на котором обозначенная тема, вопрос или проблема рассматриваются средствами двух или нескольких дисциплин» [1, с. 46]. С Л. Н. Вавиловой можно согласиться, что интегрированный урок «обеспечивает формирование у обучающихся целостной картины мира и способствует освоению соответствующих компетенций» [1, с. 46].

Интегрированное обучение, в свою очередь, представляет собой метод усиления учебной мотивации к различным дисциплинам, позволяющий более эффективно демонстрировать межпредметные связи и формировать, как было отмечено выше, соответствующие компетенции у обучающихся [2]. В более широком понимании интегрированное обучение рассматривается как процесс, объединяющий различные компоненты образовательного процесса, позволяющий синтезировать знания из разных областей и способствующий формированию целостной системы знаний и всестороннему развитию личности учащегося [4]. С точки зрения практической реализации, интеграцию в учебной деятельности следует рассматривать как «необходимость решения важных учебных и воспитательных задач с использованием возможностей различных предметов» [4, с. 214].

В образовательной практике выделяют различные виды интегрированных уроков, среди которых наиболее распространены бинарные и совмещенные уроки. Бинарный урок предполагает совместное проведение занятия двумя учителями или учителем и мастером производственного обучения. Такая форма является наиболее распространенной в образовательной практике. Совмещенный урок ориентирован на одновременное освоение теории и практики, причем вести его могут как мастер и учитель, так и только мастер [1].

Эффективность интегрированного обучения во многом определяется соблюдением ряда принципов. Системность представления материала позволяет рассматривать элементы учебного материала как части целостной системы знаний. Комплексность обеспечивает синтез информации из различных предметных областей, что способствует формированию разностороннего понимания изучаемых явлений. Междисциплинарность как принцип основывается на том, что процесс формирования общих и профессиональных компетенций неизбежно носит междисциплинарный характер [1]. Межпредметные связи при этом выступают важным дидактическим принципом, способствующим достижению общих целей обучения и воспитания [5]. Синхронность предполагает, что изучение пересекающихся тем в рамках разных предметов должно происходить параллельно, что обеспечивает более глубокое понимание материала. Принцип взаимодополняемости требует, чтобы части содержания из разных дисциплин не дублировали, а дополняли друг друга, обогащая представления учащихся об изучаемом материале [1].

Технология интегрированного обучения может реализовываться через разнообразные модели:

1) создание дисциплины, объединяющей несколько предметов из одной области с равным вкладом содержания;

2) интеграция учебных предметов из одной области на базе преимущественно одной дисциплины;

3) сочетание близких образовательных областей, выступающих на равных, или предметов близких образовательных областей, где один сохраняет специфику, а другие выступают как вспомогательные;

4) создание интегрированных дисциплин, объединяющих предметы из удаленных образовательных областей;

5) преломление общеобразовательного содержания через профильную специфику;

6) интеграция, при которой последующая тема логически вытекает из предыдущей [3].

Интегрированное обучение также может быть реализовано через проектирование урока с общим методологическим направлением, ориентированного на обобщение ранее изученного материала [5].

С точки зрения структурирования интегрированного содержания, применяются такие модели, как мини-уроки, составленные из материалов разных дисциплин, целостные уроки с единой методической структурой, а также модули в виде алгоритмов, проблем или задач, объединяющих знания, умения и навыки из разных областей. В плане взаимодействия учителей возможны варианты паритетного взаимодействия с равным участием каждого педагога, иерархического взаимодействия, когда один учитель выступает ведущим, а другой — ассистентом, и наблюдательного взаимодействия, при котором урок ведет один учитель, а другой присутствует в качестве активного наблюдателя [1].

Технология интегрированного обучения обладает значительными преимуществами. Прежде всего, она позволяет существенно сократить время на освоение материала, так как интеграция содержания учебных дисциплин устраняет дублирование и делает процесс обучения более компактным. Интегрированный подход обеспечивает разностороннее и целостное восприятие предметов или явлений, что способствует формированию системного мышления. Происходит информационное обогащение содержания обучения за счет включения интересного взаимодополняемого материала из разных областей знаний. Повышается уровень знаний по дисциплинам, что проявляется в их системности, глубине усваиваемых понятий и закономерностей [1]. Интегрированный подход способствует систематизации знаний и формированию целостной картины мира у обучающихся [5].

Интеграция способствует развитию универсальных учебных действий. Умения становятся более обобщенными, формируются навыки самостоятельного переноса знаний в новую ситуацию, комбинирования известных элементов для создания нового. Наблюдается рост познавательного интереса обучающихся, проявляющийся в желании активной и самостоятельной работы, повышается мотивация к обучению за счет межпредметного взаимодействия. Интеграция способствует снятию напряжения и утомляемости, поддерживает положительный эмоциональный настрой за счет переключения на разнообразные виды деятельности, что создает благоприятную психологическую атмосферу на занятиях [1].

Для учителей же интегрированное обучение открывает большие возможности для самореализации, самовыражения и творчества. Подготовка и проведение интегрированных уроков развивает сотрудничество учителей, способствует сплочению педагогического коллектива [1].

Для успешной реализации технологии интегрированного обучения необходимо соблюдать определенные условия. Важна психологическая совместимость учителей, особенно при проведении бинарных уроков. Требуется четкое определение содержания и системообразующего компонента интеграции, четкое понимание ключевой идеи, вокруг которой будет строиться интеграция. Необходимо наличие продуманного сценария занятия, предусматривающего роль каждого учителя, тщательное планирование каждого этапа урока. Важно обеспечить активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся на всех этапах урока, их вовлечение в активную деятельность. Требуется разработка интегрированных заданий, направленных на обобщение и осмысление знаний, установление междисциплинарных связей. Высокий профессионализм учителей является необходимым условием для обеспечения творческого сотрудничества в рамках интегрированного урока [1].

Интегрированные уроки особенно эффективны в ситуациях, когда обнаруживается дублирование материала в учебных программах, при выявлении противоречий в трактовке явлений, демонстрации широкого поля проявления изучаемого явления. Такие уроки хорошо сочетаются с технологиями проблемного и проектного обучения, а также целесообразны в условиях ограниченного времени на изучение темы.

Таким образом, технология интегрированного обучения представляет собой эффективный подход к организации образовательного процесса, позволяющий формировать у учащихся целостную картину мира, развивать системное мышление, повышать мотивацию к обучению и создавать условия для творческой самореализации как учащихся, так и педагогов. Соблюдение принципов интегрированного обучения, выбор оптимальной модели интеграции и создание необходимых условий позволяют максимально использовать потенциал данной технологии для достижения высоких образовательных результатов.

Литература:

  1. Вавилова, Л. Н. Интегрированный урок: особенности, подготовка, проведение / Л. Н. Вавилова // Образование. Карьера. Общество. — 2017. — № 3 (54). — С. 46–51.
  2. Луканина, М.А., Азарова, А. С. Интегрированный урок как средство межпредметного взаимодействия / М. А. Луканина, А. С. Азарова // Приоритеты педагогики и современного образования: сборник статей II Международной научно-практической конференции. — Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». — 2018. — С. 168–172.
  3. Пилипенко, Е.С., Пилипенко, А. С. Модели интегрированного обучения / Е. С. Пилипенко, А. С. Пилипенко // Теория и практика современной науки. — 2017. — № 12 (30). — С. 910–913.
  4. Пугачева, В. В. Использование технологии интегрированного обучения в образовательном процессе школы / В. В. Пугачева, Д. Э. Бекиров // Путь в педагогическую науку: проблемы и решения. — 2020. — № 6 (10). — С. 170–176.
  5. Трунцева, Т.Н., Романова, В. Н. Интегрированный урок в системе формирования целостной картины мира школьника / Т. Н. Трунцева, В. Н. Романова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2017. — № 5–3 (71). — С. 213–216.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №52 (603) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный