Использование регионального компонента в процессе интегрированного обучения предмета истории в среднем профессиональном образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (141) февраль 2017 г.

Дата публикации: 21.02.2017

Статья просмотрена: 278 раз

Библиографическое описание:

Насунова, Н. Э. Использование регионального компонента в процессе интегрированного обучения предмета истории в среднем профессиональном образовании / Н. Э. Насунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 457-458. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39869/ (дата обращения: 16.12.2024).



Интегрированное обучение с опорой на региональный компонент способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей, явлений и процессов, единое представление о природе, обществе и о своем месте в них. Именно на этих уроках происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной.

Ключевые слова: интегрированный урок, региональный компонент, личность, сотрудничество

Integration teaching based on the world, understand important interrelation phenonema and processes, a general notion about nature, society and one, s own place in them. It is at these lessons we form a creative, independent responsible and tolerant personality.

Key words: integrational lesson, regional component, personality, cooperation

XXI век — это время глобальных перемен, как в жизни мира, так и в жизни России, мы причастны ко всему, что происходит на Земле. Проблемы политические, экологические, экономические, социальные оказывают интегрирующий характер, заставляют осознавать общность судеб природы и человечества. Интегрированное обучение способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей явлений и процессов. Формирование мировоззрения — главное в обучении. [3]

В настоящее время перед современной педагогической наукой стоит задача, как повысить интерес к учебе, ведь у нашей молодежи сегодня сильно развито чувство самосознания и собственного достоинства, она о многом имеет представление, поэтому занятия, базирующиеся на авторитарном режиме, вызывают скуку. Это побудило преподавателей прибегнуть к интегрированным урокам, здесь студенты имеют возможность получить глубокие и разносторонние знания.

Задача современной педагогики — дать молодому поколению единое представление о природе, обществе и о своем месте в них. На интегрированном уроке имеется возможность синтеза знаний, умение переносить знания из одной отрасли в другую, развивается потребность в системном подходе к объекту познания, формируется умение анализировать и сравнивать сложные процессы и явления объективной действительности. [3] Именно на этих уроках происходит формирование личности творческой самостоятельной, ответственной, толерантной.

Что такое интегрированный урок?

Я считаю, это урок, который объединяет в себе обучение по нескольким дисциплинам при изучении одной темы или явления. Принято выделять внутрипредметную и межпредметную интеграцию. Многие общеобразовательные предметы имеют интегрированный характер (история и обществознание, математика и физика и др.). Обществознание — это вообще интегративный курс, объединяющий философию, социологию, экономику, право.

При организации уроков истории по темам: «Эпоха Возрождения», «Культура России в XVIII веке», прекрасно совмещаются работа преподавателей русского языка и литературы, музыки, преподавателя истории, математики. [2] Главной задачей преподавателей, ведущих урок, является активизация и включение в работу всех учащихся в группе. Если есть возможность, предложить студентам подготовить инсценировку, выступить с сообщениями, включая региональные компоненты, скажем сообщение на тему «Соратник Петра I — гидротехник-строитель калмык М. И. Сердюков», под его руководством были построены гидротехнические сооружения, с помощью которых соединили Каспийское море с Балтийским, что было очень важно для экономического развития России.

Применение мультимедийного материала, приглашение СМИ, способствует интенсификации учебного процесса. [4] За счет переключения студентов на разнообразные виды деятельности в ходе занятия, способствует снятию нагрузки, утомляемости.

На занятиях, где происходит обмен опытом между поколениями и культурами, происходит патриотическое воспитание студентов, достигается свобода в суждениях и ответах.

Так как наш колледж нефти и газа, где обучаем студентов рабочим профессиям, что очень актуально в современное время, то мы часто проводим интегрированные мероприятия, как, например, круглый стол «Актуальность современного профессионального образования». Принимали участие студенты 1, 2 курсов специальности: «Разработка нефтяных и газовых месторождений», «Монтаж и эксплуатация промышленного оборудования», «Бурение нефтяных и газовых скважин», а также заместитель министра природных ресурсов, заместитель начальника отдела Роспотребнадзора Республики Калмыкия, или День Геолога — встреча студентов с начальником отдела Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия, телевидения.

Результаты интегрированного обучения проявляются в развитии творческого мышления студентов. Оно способствует интенсификации, систематизации, оптимизации учебно-познавательной деятельности, является высшей формой воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени. [1]

Методические рекомендации:

  1. Определить главную цель интегрированного урока, из содержания предметов брать только те сведения, которые необходимы для ее реализации.
  2. Главная задача преподавателей, ведущих интегрированный урок — активизация и включение всех студентов в учебный процесс, где происходит обмен опытом между поколениями и культурами, происходит патриотическое воспитание студентов, достигается свобода в суждениях и ответах.
  3. Умение отстаивать свои убеждения в дискуссиях, выражать свою точку зрения, возможно отличную от мнения других на доброжелательной основе.
  4. Формировать культуру речи во время открытых диспутов, отвечать на острые вопросы.
  5. Развивать умение работать в коллективе.
  6. Развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, конспектами.
  7. Применять материалы ведущей дисциплины, выступающей интегратором и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины, вовлекая при этом участников-преподавателей, будь то урок-практикум, урок-диалог, урок-экспедиция, урок — исследование, урок — деловая или ролевая игра, уроки защиты проектов, учебная конференция, урок-экскурсия, мультимедиа-урок, комбинированный урок и т. д.

Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков, и уроков с широким использованием межпредметных связей.

Итак, эффективность интегрированного обучения зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации обучения, который обеспечивается глубоким и всесторонним анализом образовательных, развивающих, воспитывающих возможностей каждой из них.

Реализация интеграции между предметами возможна лишь при благополучном здоровом климате в коллективе учителей, их плодотворном сотрудничестве на основе взаимопонимания и уважения.

Литература:

  1. Белиловская М. Е.: Информационные технологии в образовании. — «Информатика ПС» 1999 г. № 47.
  2. Боголюбов Л. Н.: Обществознание 10–11 класс. М., 2007–2008 г.г.
  3. Загладин Н. В., Петров Ю. П.: Всеобщая история. М., 2014 г.
  4. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016–2020 годы».
Основные термины (генерируются автоматически): интегрированный урок, интегрированного обучения, формированию целостного взгляда, пониманию сущностных взаимосвязей, патриотическое воспитание студентов, Интегрированное обучение, формирование личности творческой, единое представление, региональный компонент, ведущих интегрированный урок, интегрированного обучения предмета, ведущей дисциплины, обмен опытом, межпредметных связей, and tolerant personality, Республики Калмыкия, interrelation phenonema and, society and one, ведущих урок, эффективность интегрированного обучения.


Похожие статьи

Нравственное воспитание как необходимое условие формирования общих и профессиональных компетенций

В современном мире для оптимизации процесса обучения эффективность применения саморазвития студентов, обоснована временем. Демонстрируя студентам правильно выстроенную систему развития социально-психологической компетенции на занятиях, можно сформиро...

Взаимосвязь временной перспективы и профессионального самоопределения в юношеском возрасте

Автором рассматривается проблематика профессионального самоопределения учащейся молодежи и взаимосвязь ее с временной перспективой, поскольку основная предметная область фактически находится во внутреннем мире подрастающего человека. Отмечено, что пр...

Развитие взаимодействия субъектов образовательного процесса в высшей школе

В статье анализируются критериальные характеристики профессионализма педагога, определяются их показатели. Автор рассматривает согласованность субъектов образовательного процесса, как взаимодействие, от которого зависит качество образования. На основ...

Понятие личностно-ориентированного обучения, его виды и формы организации в современной общеобразовательной школе

Современная система образования должна быть нацелена на формирование у школьника потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к твор...

Интеллектуальное творчество как фактор успешной социализации школьников в условиях дополнительного образования

Современная Россия переживает сложный период модернизации и преобразований во всех сферах жизни. Стремительно развивающийся научно-технический прогресс и информационно-компьютерные технологии изменяют сложившийся уклад жизни, формируя новое сознание,...

Наставничество в контексте развития профессиональной идентичности начинающего учителя

Данная работа исследует значимость наставничества в процессе формирования профессиональной идентичности у начинающих учителей. Она анализирует роль наставнической поддержки в помощи новичкам установиться в профессии, освоить ключевые навыки преподава...

Выявление индивидуального стиля педагогического общения в образовательном процессе

Изменения, происходящие в современном обществе, все чаще нас ставят перед необходимостью пересмотреть свое отношение к проблеме общения, которая является одной из актуальной в эпоху интеграции и глобализации общества, происходящие во всех направления...

Непрерывное педагогическое образование как фактор профессионального развития педагога

В данной статье речь идет о значимости непрерывного педагогического образования для профессионального развития педагога. Анализ материала показывает, что такая форма обучения способствует повышению квалификации, совершенствованию педагогических навык...

Значение рисунка в системе современного непрерывного дизайн-образования

В статье рассматривается доминирующее значение рисунка в системе современного непрерывного дизайн-образования, а также роли в целенаправленном приобретении знаний и качеств для проектной деятельности. В ходе изучения были раскрыты преимущества и отли...

К вопросу о формировании исследовательской компетентности бакалавров педагогического образования

В XXI веке в подготовке будущих учителей важным аспектом является процесс формирования исследовательской компетентности, что обуславливает синтез образовательного процесса и научно-исследовательской деятельности как ведущий принцип современного высше...

Похожие статьи

Нравственное воспитание как необходимое условие формирования общих и профессиональных компетенций

В современном мире для оптимизации процесса обучения эффективность применения саморазвития студентов, обоснована временем. Демонстрируя студентам правильно выстроенную систему развития социально-психологической компетенции на занятиях, можно сформиро...

Взаимосвязь временной перспективы и профессионального самоопределения в юношеском возрасте

Автором рассматривается проблематика профессионального самоопределения учащейся молодежи и взаимосвязь ее с временной перспективой, поскольку основная предметная область фактически находится во внутреннем мире подрастающего человека. Отмечено, что пр...

Развитие взаимодействия субъектов образовательного процесса в высшей школе

В статье анализируются критериальные характеристики профессионализма педагога, определяются их показатели. Автор рассматривает согласованность субъектов образовательного процесса, как взаимодействие, от которого зависит качество образования. На основ...

Понятие личностно-ориентированного обучения, его виды и формы организации в современной общеобразовательной школе

Современная система образования должна быть нацелена на формирование у школьника потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к твор...

Интеллектуальное творчество как фактор успешной социализации школьников в условиях дополнительного образования

Современная Россия переживает сложный период модернизации и преобразований во всех сферах жизни. Стремительно развивающийся научно-технический прогресс и информационно-компьютерные технологии изменяют сложившийся уклад жизни, формируя новое сознание,...

Наставничество в контексте развития профессиональной идентичности начинающего учителя

Данная работа исследует значимость наставничества в процессе формирования профессиональной идентичности у начинающих учителей. Она анализирует роль наставнической поддержки в помощи новичкам установиться в профессии, освоить ключевые навыки преподава...

Выявление индивидуального стиля педагогического общения в образовательном процессе

Изменения, происходящие в современном обществе, все чаще нас ставят перед необходимостью пересмотреть свое отношение к проблеме общения, которая является одной из актуальной в эпоху интеграции и глобализации общества, происходящие во всех направления...

Непрерывное педагогическое образование как фактор профессионального развития педагога

В данной статье речь идет о значимости непрерывного педагогического образования для профессионального развития педагога. Анализ материала показывает, что такая форма обучения способствует повышению квалификации, совершенствованию педагогических навык...

Значение рисунка в системе современного непрерывного дизайн-образования

В статье рассматривается доминирующее значение рисунка в системе современного непрерывного дизайн-образования, а также роли в целенаправленном приобретении знаний и качеств для проектной деятельности. В ходе изучения были раскрыты преимущества и отли...

К вопросу о формировании исследовательской компетентности бакалавров педагогического образования

В XXI веке в подготовке будущих учителей важным аспектом является процесс формирования исследовательской компетентности, что обуславливает синтез образовательного процесса и научно-исследовательской деятельности как ведущий принцип современного высше...

Задать вопрос