Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)

Дата публикации: 21.04.2015

Статья просмотрена: 20153 раза

Библиографическое описание:

Криволапова, Е. В. Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока / Е. В. Криволапова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 113-115. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7921/ (дата обращения: 16.11.2024).

Мы вступили в третье тысячелетие. Это время глобальных перемен как в жизни мира, так и в жизни России. Мы всё сильнее и сильнее ощущаем причастность ко всему, что происходит на земле. Проблемы экологические, политические, экономические, социальные, ранее считавшиеся локальными, сегодня приобретают глобальный характер. Глобальные проблемы современности не только создают угрозу выживанию и самому существованию человека на Земле, но оказывают также интегрирующий характер, заставляют осознавать общность судеб природы и человечества.

Сегодня мы приходим к пониманию того, что в связи с процессами, происходящими в мире, меняются и ценностные ориентации современного человека.

Формирование мировоззрения — главное в обучении. Интеграция способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей явлений и процессов

Опираясь на опыт других педагогов и используя свой собственный, в данной работе я пыталась сформулировать цели и задачи интегрированных уроков, остановилась на методике их проведения и результативности, а также предложила варианты двух интегрированных уроков, разработанных самостоятельно.

Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики — соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в широкую целостную картину мира, дать молодому поколению единое представление о природе, обществе и своем месте в них. Общеобразовательный характер школьного обучения также направлен на обеспечение элементарной образованности и воспитанности у выпускников школ независимо от будущей трудовой деятельности.

Интегрированным урокам присущи значительные возможности. Именно здесь учащиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переноса знаний из одной отрасли в другую. Это в свою очередь стимулирует аналитическую деятельность учащихся, развивает потребность в системном подходе к объекту познания, формирует умение анализировать и сравнивать сложные процессы и явления объективной действительности.

Благодаря всему этому достигается целостное восприятие действительности, как необходимая предпосылка естественнонаучного мировоззрения. Именно на этих уроках в большей мере происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной. Преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, интеграция дает возможность высвобождаемое за этот счет учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении.

Интегрированные уроки, учебные курсы позволяют решать эти задачи.

Существует 3 этапа интеграции: 1) работа с образцами — знакомство с художественными произведениями, изучение языка, науки, связанных с различными видами искусства; 2) конструирование — написание сочинений, стилистически связанных с изучаемой эпохой, создание творческих работ на уроках изобразительного искусства; 3) моделирование — создание модели эпохи.

Для этого необходимо вооружить школьников следующими умениями:

-                   умением поисковой работы с текстом, направляемой учителем;

-                   умением выполнять элементарные исследовательские работы;

-                   умением осмысливать связи произведений, вписанных в единый контекст литературы.

В настоящее время перед современной педагогической наукой стоит проблема, как повысить интерес школьников к учебе. Одна из причин потери интереса — это не всегда пригодность традиционных приемов обучения для современных школьников, ведь у нашей молодежи сегодня сильно развито чувство самосознания и собственного достоинства, она о многом имеет представление, поэтому занятия, базирующиеся на авторитарном режиме, бездоказательных утверждениях, вызывают лишь раздражение и скуку. Это побудило преподавателей искать новые методы и средства, способствующие развитию интереса к предмету, расширяющие и обогащающие методический арсенал учителя.

Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения.

Немалая роль отводится нетрадиционным или нестандартным урокам. Формы нетрадиционных уроков весьма разнообразны.

Развитие любой науки, и методики в том числе, напрямую связано с формированием терминологии. Поэтому неудивительно, что и в методике преподавания время от времени появляются такие слова-названия типа «методист-исследователь», «новатор», «технология учебного процесса» и т. д. Последняя новация такого рода — это интеграция учебного процесса. Великий чешский педагог Ян Амос Каменский говорил: «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи». Конечно, интеграция знаний на уровне понятий — это всем известные межпредметные связи. Однако интеграция учебных предметов не ограничивается только этим. Это еще и общие законы, теории, проблемы, принципы.

Что же такое интеграция? Ни в одном словаре или справочнике нет методического значения слова «интеграция». Зато хорошо известно, что латинское слово «integratio» принято к употреблению в 2 значениях:

-     процесс взаимного приспособления и объединения национальных хозяйств двух и более государств с однотипным общественным строем;

-     объединение в целом каких-либо частей, элементов.

Отсюда следует, что интеграция в методике преподавания — это процесс приспособления и объединения определенных элементов или частей разных видов учебной деятельности в единое целое при условии их целевой и функциональной однотипности.

Идея интеграции обучения вытекает из стремления дать молодому поколению целостное представление о природе, обществе и своем месте в них. А для формирования этого представления необходимо формирование интегративного сознания, т. е. такого рода сознания, которое заключатся в способности человека воспринимать действительность как совокупную целостность каких-либо частей, связанных между собой. Именно на формирование такого сознания направлена деятельность учителя, дающего интегративный урок.

Конечно, практика показывает, как трудно осуществить эти связи, как часто школьник «за деревьями не видит леса». Интегрированные уроки могут проводиться в форме лекций, конференций, семинаров и пр.

Но не все уроки приемлемы для интеграции. В основе интегрированных уроков должна быть близость содержания ведущих тем разных предметов и их логическая взаимосвязь. Например, русский — литература, математика — природоведение, литература — природоведение и др. Такие уроки нельзя проводить часто, т. к. они теряют новизну и снижают интерес учащихся к такого рода урокам. Да и не все темы и разделы учебной программы надо интегрировать. Наиболее благоприятны для интеграции уроки литературы, ИЗО, музыки. Именно на таких уроках у детей развивается образное мышление, воспитываются эстетические чувства, любовь к родному языку, природе, литературе, музыке, расширяется кругозор, обогащаются знания учащихся.

Интеграция в образовании необходима, т. к. у современных школьников из-за множества учебных дисциплин формируется фрагментарность мировоззрения и трудности с адаптацией в современном интегрированном мире.

Интеграция должна быть постепенной, от внутрипредметной к межпредметной. Подготовка к такого рода урокам кропотлива. Что требуется от преподавателя?

1.                  Он должен в полной мере владеть содержанием своего предмета.

2.                  Хорошо знать содержание учебного предмета, с которым будет интеграция.

3.                  Уметь создавать для себя единую картину мира, единое пространство.

4.                  Если урок проводят несколько учителей-предметников, то между ними важна психология, должно быть взаимопонимание с полуслова.

Не каждый преподаватель решится на проведение такого урока. Роль учащихся тоже должна стать иной. Ученик должен стать активным участником учебного процесса. У талантливого педагога ученики на интегрированном уроке становятся союзниками по решению проблем урока.

Если интегрированный урок проходит в форме дискуссии, семинара, то необходима подготовка в несколько этапов. На первом этапе — накопление учащимися информации по теме. На втором этапе — консультирование преподавателем учащихся, самостоятельная работа учащихся (создание рефератов, таблиц и т. д.). На третьем этапе — проведение урока. На четвертом этапе — подведение итогов.

Интегрированные уроки создают ситуацию для опережающего обучения, когда учащиеся на наглядном примере видят цель, задачи и результат деятельности и соотносят их с собственным уровнем интеллекта. Интегрированный урок должен быть построен таким образом, чтобы 60–80 % учебного времени занимало творчество учащихся.

Интегрированный урок — одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Он весь пронизан межпредметными связями и предлагает учащимся знания многих областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни.

Интеграция — это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Преимущества интеграции на уроке:

1.                  Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

2.                  Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

3.                  Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна.

-                   использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков.

-                   они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников.

4.                  Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников.

Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.

-                   Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

-                   Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:

-                        предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;

-                        логической взаимообусловленностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;

-                        большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке

При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:

1.                  В интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, старые необходимы для ее реализации.

2.                  Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.

3.                  При проведении интегрированного урока учителями (ведущими разные предметы) требуется тщательная координация действий.

В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.

В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим.

Основные термины (генерируются автоматически): интегрированный урок, урок, Интеграция, предмет, учебный материал, учебный процесс, молодое поколение, образное мышление, разнообразный вид деятельности, учебное время.

Похожие статьи

Интерактивное обучение как один из вариантов инновационного обучения

Технология развития целостного мышления как инновационная технология современного урока

Нетрадиционные формы урока иностранного языка как один из способов повышения эффективности обучения и интереса к иностранному языку

Технология проблемного обучения и самостоятельная деятельность обучающегося

Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога

Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода на уроках английского языка

Социально-психологический тренинг как система подготовки будущих педагогов

Интегрированный урок как средство формирования универсальных учебных действий в 3 классе

Межкультурный тренинг как эффективная технология поликультурного образования

Совместная деятельность и групповая работа как эффективные способы развития самостоятельности

Похожие статьи

Интерактивное обучение как один из вариантов инновационного обучения

Технология развития целостного мышления как инновационная технология современного урока

Нетрадиционные формы урока иностранного языка как один из способов повышения эффективности обучения и интереса к иностранному языку

Технология проблемного обучения и самостоятельная деятельность обучающегося

Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога

Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода на уроках английского языка

Социально-психологический тренинг как система подготовки будущих педагогов

Интегрированный урок как средство формирования универсальных учебных действий в 3 классе

Межкультурный тренинг как эффективная технология поликультурного образования

Совместная деятельность и групповая работа как эффективные способы развития самостоятельности