Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Интегрированные уроки как способ реализации принципа объединения разрозненных частей научного знания

Методическая копилка: школьное образование
26.11.2025
5
Поделиться
Библиографическое описание
Чубукова, К. С. Интегрированные уроки как способ реализации принципа объединения разрозненных частей научного знания / К. С. Чубукова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2025. — № 11 (63). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/309/10566.


Современное общество предъявляет новые качества как к учителю, так и ученику. Это тот человек, который способен быстро меняться, приспосабливаясь к условиям жесткой конкуренции, для этого он должен уметь быстро учиться и быть профессионалом не только в какой- то одной сфере, но всесторонне развитым человеком, применяя знания из различных сфер познания.

Если ты чего-то не умеешь, то как этому ты можешь научить других. Вот почему в профессиональном стандарте педагога отмечается, что «в стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение «учиться».

Для этого необходимо умение работать в новой информационной среде, быть разносторонне образованным, мобильным, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность принятии решений.

Интерес к предмету очень часто начинает формироваться через интерес к учителю, к тому что и как он делает на уроке, как ведет себя с учениками, умеет ли пользоваться современными гаджетами и т. д.

Сегодня молодёжь не видит себя без смартфонов, планшетов, компьютеров. Книга и рассказ учителя для него уже не так актуальна и интересна. Компьютер стремительно внедряется во все сферы жизни.

Вот почему сегодня необходимо использовать компьютер не только на уроках информатики, но и других предметах.

В учебном процессе для нас интеграция выступает как естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов и тем разных учебных предметов на основе ведущей идеи и ведущих положений. Объединение материала помогает нам осуществить одну из главных мыслительных операций: перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию.

Оказывается, проблемой интеграцией интересовались многие великие педагоги мира.

Вычленение идеи межпредметных связей и ее переход в самостоятельную дидактическую проблему мы можем найти в работах Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, А.Дистервега, К. Д. Ушинского.

Проблема интеграции содержания образования и в настоящее время входит в число важнейших теоретических и практических вопросов современной дидактики. Многие исследователи (А. Я. Данилюк, В. М. Жураковский, К. Ю. Колесина, С. А. Комиссарова, С. В. Кривых, В. Н. Максимова, А. М. Новиков, С. Н. Чистякова и др.) пришли к выводу, что решение специально разработанных межпредметных задач и их систем, позволяет учащимся осознать необходимость интеграции знаний в будущей профессиональной деятельности, способствует формированию гибкого и целостного мышления, позволяет сформировать интегративную картину мира, а А. Я. Данилюк считает, что интеграция представляется как инновационный прием, способный решить многие из проблем образования.

На сегодняшний день именно интеграция информатики с другими предметами позволяет более качественно выполнять требования федерального государственного образовательного стандарта, так как именно информационные технологии отвечают за такие универсальные действия, как:

– Работа с различными формами представления информации;

– Поиск, отбор, структурирование и визуализация данных;

– Планирование этапов проектной деятельности;

– Совместная работа в онлайн-средах;

– Создание мультимедийных продуктов для презентации результатов;

– Осознание ответственности за использование цифровых ресурсов и т. д.

Межпредметный подход широко используется в проектной и исследовательской деятельности, а также при использовании различных цифровых платформ (например, «Сферум», «ЯКласс и другие). [2]

Интеграция — это средство получения новых представлений на основе традиционных предметных знаний. Она направлена на развитие эрудиции ученика, на обновление существующей узкой специализации в обучении.

Интегрированные уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, предполагают усиление межпредметных связей, снижение перегрузок школьников, расширение сферы получаемой ими информации, подкрепление мотивации обучения.

Для эффективного проведения интегрированных уроков необходимы следующие условия:

1. Психологическая совместимость преподавателей, работающих на уроке.

2. Четкое определение содержания, системообразующего компонента интеграции, заданий, требующих реализации межпредметных связей.

3. Наличие сценария занятия, предусматривающего роль каждого преподавателя в едином методическом пространстве.

4. Активизация учебно-познавательной, умственной деятельности учащихся на всех этапах урока, использование методов проблемного обучения.

5. Наличие интегрированных заданий, требующих обобщения, осмысления знаний, способов действий, развивающих практические умения и навыки.

6. Высокий уровень профессионализма преподавателей, обеспечивающий творческое сотрудничество преподавателей и обучающихся при подготовке и проведении урока. [1]

Интегрированные уроки бывают 2 типов:

– Иллюстративно-развивающий — предполагает использование знаний из области других предметов для лучшего усвоения конкретно-исторического материала.

– Проблемный — ведется исследование проблемы при помощи средств, присущих интегрируемым предметам.

На интегрированных уроках предполагается усиление аналитической стороны изучения предмета, организация всевозможных диалоговых форм обучения, проблемный подход к изучению материала, активное использование творческого потенциала самих учащихся, дающее опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.

Формы интегрированных уроков могут быть самыми разными. Это зависит от содержания материала, особенностей класса, взглядов самого учителя или учителей на методику преподавания дисциплин.

– урок- семинар

– урок- конференция

– уроки-путешествия

– ролевые и деловые игры

– практикумы

– урок защиты проектов

– урок-исследование. [3]

При систематическом проведении интегрированных уроков можно сделать следующие выводы:

– Во-первых, интересны детям, они наглядны, эмоционально насыщены, познавательны, запоминаются детьми надолго;

– во-вторых, они позволяют детям окунуться в привычный «компьютерный мир», раскрывая перед детьми новые возможности компьютера для решения учебных задач;

– в-третьих, воспитывают уверенность в своих силах при решении учебных задач, поставленных учителем перед ним;

– в-четвертых, развивают в ребенке навыки иследователя и творца;

– в-пятых, осуществляется профориентационная работа с детьми.

Таким образом, интегрированные уроки и внеклассные мероприятия способствуют реализации принципа объединения разрозненных частей научного знания, а также добиваются достижению цели адаптации обучающихся в современных жизненных условиях.

Литература:

  1. Вавилова, Л. Н. Интегрированный урок: Особенности, подготовка и проведение / Л. Н. Вавилова. — Текст: электронный // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка»: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integrirovannyy-urok-osobennosti-podgotovka-provedenie/viewer (дата обращения: 14.11.2025).
  2. Вылеткова, Т. К. Информатика как межпредметная дисциплина: интеграция цифровых компетенций в обучение другим школьным предметам / Т. К. Вылеткова. — Текст: электронный // Электронный журнал «Петербургское образование. XXI век»: [сайт]. — URL: https://spbo21.ru/publications/tmo/4942 (дата обращения: 14.11.2025).
  3. Тетушкина, Л. М. Интегрированный урок: суть, возможности, методика организации / Л. М. Тетушкина. — Текст: электронный // Журнал «Педагог»: [сайт]. — URL: https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=3334 (дата обращения: 14.11.2025).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Похожие статьи
Инновационная технология при изучении математики, информатики и иностранного языка
Интегрированные уроки как средство формирования функциональной грамотности школьников
Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока
Организация учебного процесса с использованием интегрированного обучения
Использование регионального компонента в процессе интегрированного обучения предмета истории в среднем профессиональном образовании
Интегрированный урок как один из аспектов реализации системы образования в условиях ФГОС
Интеграция предметных областей в обучении младших школьников
Методические аспекты реализации предметной интеграции математики и информатики в современной школе
Интеграционный метод обучения в школах и его особенности
Интегрированные программы как средство достижения образовательных результатов учеников

Молодой учёный