Практика проведения интегрированных уроков. Общие принципы и подходы к их подготовке и организации
Авторы: Мартемьянова Елена Валерьевна, Щеглова Наталья Анатольевна, Семенчук Людмила Валентиновна, Токарева Валентина Николаевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 29.01.2018
Статья просмотрена: 2547 раз
Библиографическое описание:
Мартемьянова, Е. В. Практика проведения интегрированных уроков. Общие принципы и подходы к их подготовке и организации / Е. В. Мартемьянова, Н. А. Щеглова, Л. В. Семенчук, В. Н. Токарева. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 5-9. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13705/ (дата обращения: 16.12.2024).
В настоящее время в современной школе активно внедряются инновационные педагогические технологии, что полностью соответствует общей концепции образования, принятой в нашей стране, нормам, прописанным и закрепленным во ФГОС, а также самому духу и характеру российской педагогики. Одной из весьма эффективных и хорошо зарекомендовавших себя на практике можно с уверенностью назвать технологию интегрированных уроков. Само понятие «интеграции» подразумевает объединение, включение, взаимодействие, взаимопроникновение. На сегодняшний день этот термин весьма популярен и широко используется во многих сферах жизни общества. Мы часто можем встретить в СМИ такие сочетания, как «глобальная интеграция», «социальная интеграция», «индустриальная интеграция». Что же этот термин обозначает в педагогике? Что такое интегрированный урок? Интегрированный урок — особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. Также, под интегрированным уроком понимают объединение двух или трёх дисциплин, в процессе которого происходит их взаимопроникновение и взаимовлияние учебного материала. Получается, что на одном уроке мы можем объединить такие, казалось бы, разные предметы, как химию и биологию, физику и ОБЖ, английский и французский язык. Сразу возникает целый ряд вопросов. С чего начать подготовку к интегрированному уроку? В чем преимущества такой образовательной формы? В чем ее недостатки? Как грамотно организовать подобное занятие? Какие сложности зачастую возникают во время его проведения, подготовки, анализа и подведения итогов?
Здесь можно выделить четыре обязательные стандартные фазы урока: 1) подготовка 2) проведение 3) анализ 4) подведение итогов. Каждая из указанных фаз в свою очередь делится на несколько весьма важных этапов. Начнем с первой фазы — с подготовки к уроку. Первым и самым главным пунктом, с которого и начинается подготовка интегрированного урока, является поиск точки соприкосновения, то есть общей темы, которая рассматривалась бы одновременно в нескольких учебных дисциплинах. Это выявленное совпадение учебных тем в разных дисциплинах может послужить отправной точкой для планирования и организации интегрированного урока. Для большей наглядности приведу несколько примеров подобных точек соприкосновения, выделенных моими коллегами и мной для проведения интегрированных уроков.
Пример № 1: Интегрированный урок по МХК, английскому ифранцузскому языкам по теме «Великие художники мира». В УМК по французскому языку «Синяя птица» для 9 классов содержится целый раздел, посвященный французским художникам-импрессионистам. Выяснилось, что и в УМК по МХК для 9 классов имеется подобный раздел. Решающим фактором оказалось третье совпадение: наличие темы «Живопись и великие художники» в учебнике «Английский в фокусе» для 9 класса. Данное тройное пересечение учебных тем дало нам повод спланировать и провести интегрированный урок сразу по трем дисциплинам: МХК, английский и французский язык. В результате нам удалось добиться следующих положительных целей:
– учащиеся получили более широкое, общее, всесторонне представление об изучаемой теме;
– смогли в режиме реального времени провести сопоставительный анализ полученного материала;
– отработали и закрепили базовые навыки в трех дисциплинах, а также навыки анализа, сравнения и поиска межпредметных связей;
– у учащихся повысилась мотивация, стремление к освоению данных дисциплин, общий познавательный интерес;
– знания были гораздо лучше систематизированны и усвоены, о чем свидетельствовали результаты проведенного контроля и обобщения.
Урок прошел крайне интересно, насыщенно, творчески. Он полной мере способствовал стимуляции мысленной деятельности учащихся, их творческих способностей. В ходе этого урока учащиеся меньше устали, что было обусловлено непривычной формой и структурой учебного занятия. По ходу занятий активно использовались технические средства: интерактивная доска, мультимедиа-проектор, компьютер с подключением к Интернет-сети, что вывело учебное занятие на качественно новый технический уровень.
Пример № 2: Интегрированный урок по истории, английскому ифранцузскому языкам по теме: «Английская иФранцузская революции: сходства, различия, этапы, лидеры, результаты». С коллегами мы выяснили, что эта тема рассматривается по отдельности во всех трех УМК по истории, английскому и французскому языкам. К сожалению, подобная «изолированная» подача материала дает лишь узкое, одностороннее представление о крайне важном историческом процессе. Для изучения иностранного языка однозначно необходимы страноведческие и исторические знания о стране изучаемого языка. Нельзя говорить о владении французским или английским (да и любым другим языком), абсолютно не разбираясь в истории, географии, культуре, традициях, литературе этих государств. Интегрированный урок позволяет нашим учащимся получить более комплексное, целостное представление по данной теме.
Пример № 3: Интегрированный урок по истории, литературе, английскому ифранцузскому языкам по теме «Шедевры средневековой литературы». В учебнике истории 6 класса есть параграф, посвященный «Литературе средневековья». Учитель истории, обратив внимание на творческий и интересный характер данной темы, выделил ее для проведения открытого урока. После чего, коллегиально было принято решение трансформировать этот урок в интегрированный, так как подобная тема рассматривается и в программе изучения иностранных языков, и по предмету «Литература». При этом все отметили, что в четырех учебных дисциплинах данная тема рассматривается весьма кратко и поверхностно. Учащиеся на обычных уроках (коих, между прочим, четыре) получают фрагментарные, разрозненные данные, не дающее гармоничной, единой, всесторонней картины. Именно совместный, интегрированный урок позволяет раскрыть ее более широко, представить материал полнее и шире, провести сопоставительный анализ. Подобное занятие проходит куда ярче и интереснее, позволяет сэкономить учебное время, не ухудшив, а напротив — улучшив качество подачи и восприятия темы. В итоге, удается сэкономить минимум 2 учебных часа, что можно смело назвать существенным плюсом при общей загруженности учебных программ.
Пример № 4: Интегрированный урок по химии, физике ифранцузскому языку по теме «Радиация, радиоактивные элементы. Пьер иМари Кюри». Как может показаться на первый взгляд, объединение весьма смелое и, возможно, необоснованное. Однако, это не так. Позволим себе напомнить, что ключевым моментом, отправной точкой в планировании интегрированного урока является поиск пересечений тем или связующего звена. В данном случае, как в курсе физики, так и в курсе химии рассматривается тема «Радиация, радиоактивные элементы», а на уроках французского в разделе «Великие ученые Франции» мы обязательно изучаем биографию Пьера и Мари Кюри, авторов данного научного открытия. Интегрированный урок по трем предметам помогает узнать и понять суть явления, важность, сферы применения разработок французских ученых, как для физики, так и для химии, познакомиться с их биографией, интересными сведениями, оценить их жертву во имя науки. Материал 3 уроков удается в более оптимальной и эффективной форме представить за 1–2 занятия. В качестве эксперта или активного наблюдателя можно пригласить учителя истории, так как в данном предмете обязательно затрагиваются великие ученые различных эпох, их открытия, вклад в науку и биографии.
Пример № 5: Интегрированный урок математика, география ифранцузский язык. Тема данного урока сама по себе является комбинированной: «Различные системы счета исистемы координат». В данном случае, связующим звеном выступает французский язык. Во-первых, система счета во французском языке носит весьма интересный, нестандартный, нетипичный для большинства языков характер. Французские числительные после 60 ведут себя немного странно, и образуются по следующим формулам: 60+10=70, 20•4 = 80, 20•4 + 10=90, что является зримым отголоском древних систем счета. Во-вторых, именно французский ученый Рене Декарт разработал систему координат, которой мы пользуемся до сих пор. При проведении данного интегрированного занятия французский язык позволяет получить общие, страноведческие сведения. Математика и география дают возможность более детально, фундаментально изучить системы счета и координат, а также понять их применение на практике. Преподавателя истории уместно пригласить в качестве эксперта, наблюдателя, соведущего, гостя. Если позволит хронометраж занятия, то педагог-историк может выступить с сообщением об исторической важности данного открытия или с историческим экскурсом по разделу «Древние системы счета», что будет весьма уместно, интересно, а главное — познавательно.
Следует отметить, что большинство интегрированных уроков, носят характер научной деятельности. Подготовка к ним требует от учащихся применения научных подходов, проведения исследований, предварительного поиска и осмысления информации. В нашем интегрированном уроке была использована технология проектного обучения. Задания были даны заранее: подготовить сообщение о том или ином художнике, ученом, писателе, литературном произведении и т. д., подкрепив его общими сведениями об эпохе, а также наглядным, демонстрационным материалом. Учащиеся не были ограниченны в выборе источников информации или в средствах и способах их представления (презентация на интерактивной доске, записи и схемы на обычной доске, слайд-шоу, художественный альбом, иллюстрации и т. д.)
При организации и проведении подобного занятия обязательно следует определить ведущую или ключевую дисциплину, вокруг которой и строится весь урок. Например, в первом случае, дисциплиной, которая выступила в роли своего рода интегратора учебного процесса, оказалась МХК. Этот выбор был сделан неслучайно. Именно в предмете МХК взятая нами тема интегрированного урока была представлена наиболее полным, всесторонним образом, в то время, как в учебных планах по французскому и английскому языку она носила второстепенный, промежуточный характер. Вторым важным фактором, обусловившим выбор ключевой дисциплины, стал русский язык. Да, в нашей школе на очень хорошем уровне изучаются иностранные языки, но русский является языком общения для всех. Именно в учебнике МХК весь учебный материал был представлен на русском языке. В роли второстепенных или, лучше сказать, вспомогательных дисциплин, выступили английский и французский языки. Их роль сводилась не только к углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины, но и к приданию уроку необычной организационной формы. Урок проходил на трех языках: русском, английском и французском. Учащимся приходилось быстро переключаться с одного языка на другой, что способствовало совершенствованию навыков говорения, аудирования и перевода.
Полученный при проведении подобного урока положительный опыт был высоко оценен коллегами, что послужило стимулом к дальнейшему развитию данной педагогической практики и ее более активному применению в учебном процессе. Одним из важнейших положительных аспектов данного метода считается существенная экономия учебного времени. За один урок удалось всесторонне, глубоко, интересно, ярко и понятно донести, рассмотреть и усвоить большой блок учебного материала, рассчитанного на несколько занятий. При современной перегруженности учебных программ подобная экономия времени выступает в качестве весомого аргумента в пользу проведения интегрированных уроков. Нельзя не отметить и еще один большой плюс интегрированных уроков — экономия времени не отражается негативным образом на качестве получаемых знаний, их объеме и степени усвоения.
Однако у интегрированных уроков имеются и два существенных недостатка. Во-первых, их нельзя и не стоит проводить слишком часто, так как они требую серьезной подготовки, как от учащихся, так и от учителей, задействованных в проведении подобного занятия. Во-вторых, от учителей требуется составить детальный план занятия, строго синхронизировать время, определить темы докладов учащихся, их последовательность и хронометраж, распределить роли и темы между собой. Во-вторых, до начала занятия детально и однозначно договориться с коллегами о том, кто выступает со вступительным словом, кто следит за регламентом и вызывает докладчиков, кто задает вопросы, кто проводит анализ или стимулирует к этой деятельности учащихся, кто подводит промежуточные и общие итоги. В-третьих, учителя-организаторы обязаны согласовать расписание, выделить один или два смежных урока, внести коррективы в учебный план в случае возможности и необходимости. В-четвертых, при использовании ТСО тщательно проверить их рабочее состояние. Технический сбой будет считаться серьезным минусом при проведении подобного занятия, а может и вообще поставить его под угрозу срыва.
Интегрированные уроки, с точки зрения их организации учителями, базируются на следующих важнейших принципах:
– взаимный интерес в проведении подобного занятия. Вряд ли стоит задействовать в интегрированном уроке педагога, который по тем или иным причинам в нем не заинтересован и считает, что в его предмете тема раскрыта достаточно широко и полно.
– взаимное уважение коллег. Подобные занятия должны проходить на высочайшем уровне профессиональной этики. Взаимодействие учителей может строится разными способами. Педагоги могут участвовать в процессе подготовки и проведения абсолютно на равных. Один из учителей может взять на себя роль ведущего, а его коллега или коллеги выступить в роли ассистентов. Также уместной формой интегрированного урока может являться следующее распределение ролей: педагог по ключевому предмету проводит весь урок, а его коллеги выступаю в качестве приглашенных гостей, активных наблюдателей или экспертов.
– творческий, развивающий, гуманистический характер проведения учебного занятия.
– коммуникативно-деятельный подход. Учащиеся должны быть активными участниками познавательного процесса в течение всего интегрированного урока. Нельзя, чтобы учащийся ограничился лишь собственным выступлением с заранее подготовленным докладом или сообщением. Следует максимально задействовать весь класс в обсуждении, анализе, постановке вопросов и поиску ответов на них.
На стадии закрепления материала учителям следует давать детям яркие, конкретные и по возможности индивидуализированные задания. Такие упражнения помогают понять и запомнить пройденный материал, а в конце урока обозначить запланированные межпредметные связи. Учителям стоит обратить внимание, что главная цель занятия — это выявление межпредметных связей, а не изучение максимального объёма материала. В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Материал для таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимосвязь различных наук.
Подводя итоги, следует отметить, что интегрированные уроки дают учащимся достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Подобные уроки позволяют лучше систематизировать знания. Они способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления. Неоспоримым фактом является то, что обладая большой информативной емкостью, интегрированные уроки способствуют увеличению темпа выполняемых учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу на каждой минуте урока. При правильной организации, они способствуют формированию творческого подхода к выполнению учебного задания. С другой стороны, интегрированные уроки стимулирую педагога к профессиональному росту, к повышению уровня мастерства и подготовки учителя. Они требуют от учителей полного владения новыми педагогическими технологиями, методикой проведения и подготовки интегрированных уроков, коммуникативно-деятельным подходом в образовании, технологией программного и проектного обучения.
Литература:
- http://fb.ru/article/269983/integrirovannyiy-urok---eto-integrirovannyiy-urok-russkogo-yazyika
- https://www.syl.ru/article/194255/new_integrirovannyiy-urok---razrabotka-i-primenenie
- 1 сентября статья «Интегрированные уроки» Нефедова Елена Владимировна, учитель биологии Тарасова Галина Леонидовна, учитель истории и обществознания
- https://www.metod-kopilka.ru/metodicheskaya-statya-po-teme-integrirovanniy-urok-60362.html
- Книга для учителя к УМК «Синяя птица» 9 класс Селиванова Н. А. Шашурина А. Ю. Москва. «Просвещение» 2014 г.
- Книга для учителя к УМК «Синяя птица» 6 класс Селиванова Н. А. Шашурина А. Ю. Москва. «Просвещение» 2013 г.
- Книга для учителя к УМК «Английский в фокусе» 9 класс Ваулина Ю. Е. изд. «Просвещение» 2012 г.
- Учебник МХК 9 класс «Человек в мировой художественной культуре» А. Ю. Солодобников изд. «Просвещение»
- «Нестандартные уроки по английскому языку 5–11 класс» Езерская О. В. изд. «Белый ветер» 2010 г.
- Курс лекций «Педагогические технологии и конструирование образовательного и воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС» АНО ДПО «Московская академия профессиональных компетенций» 2017г.
- «Физика 9 класс» книга для преподавателей у учебнику А. В. Перышкина, Е. М. Гутник.
- «История средних веков: Конспекты уроков для учителя истории, 6–7 класс», ч. 2. Несмелова М. Л. М., изд. «Владос», 2001.
- «История Нового времени. Конспекты уроков для учителя истории. 7 класс».. В 2 частях., Силина И. Ю. изд. «Владос», 2005г.
- «География. Начальный курс». 6 класс. Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П. М. — 2012г.
- «Учебник по математике» 6 класс Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. изд.: Мнемозина 2012 г.