Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Некоторые направления совершенствования профессиональной подготовки магистров образования

Спецвыпуск
20.04.2017
137
Поделиться
Библиографическое описание
Борзенкова, О. А. Некоторые направления совершенствования профессиональной подготовки магистров образования / О. А. Борзенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41597/.


В статье особое внимание уделяется проблеме совершенствования профессиональной подготовки магистров образования: формирование их профессиональной компетентности. Перспективным направлением решения указанной проблемы является разработка специальных интегративных курсов.

Ключевые слова: интегративный подход, интегративный курс, компетентностные задания, профессиональная подготовка, профессиональная компетентность, профессиональная компетентность магистров дошкольного и начального образования

Проблема формирования профессиональной компетентности магистров образования актуальна и значима в современном педагогическом пространстве. Согласно ФГОС ВО (федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования), модель выпускника, освоивших программу магистратуры, обозначена в виде компетентностных характеристик [4].

Грамотно организовать работу по формированию профессиональной компетентности магистров образования к обучению детей 5–10 лет — важная задача педагога высшей школы.

Профессиональная компетентность — интегративная характеристика, включает комплекс профессиональных компетенций; систему личностных и профессионально значимых качеств [1; 2].

Процессу формирования профессиональной компетентности магистров образования способствует разработка и внедрение в образовательную деятельность специальных интегративных курсов.

Нами был разработан и апробирован курс «Проектирование единой развивающей среды в дошкольной образовательной организации и начальной школе» по программе магистратуры «Технология организации преемственности в работе детского сада и начальной школы».

Рассмотрим некоторые основные положения.

Цель дисциплины — формирование профессиональной компетентности магистров ДОО и начальной школы. Образовательные результаты представлены в таблице.

Таблица 1

Образовательные результаты (Источник: О.А.Борзенкова)

Опыт деятельности

Умеет

Знает

− владеет способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы);

− владеетспособами организации деятельности детей 5–10 лет по проектированию единой развивающей среды

− проектировать единую образовательную среду в ДОО и в начальной школе;

− учитывать особенности индивидуального развития детей 5–10 лет;

− выбирать оптимальные методы, приемы и технологии проектирования единой развивающей среды;

− использовать в образовательном процессе современные образовательные ресурсы

− приемы, способы, технологии проектирования единой развивающей среды в ДОО и начальной школе;

− возрастные и индивидуальные особенности детей 5–10 лет;

− основные линии преемственности между дошкольным и начальным образованием;

− закономерности физиологического и психического развития детей 5–10 лет и особенности их проявления в процессе образования в разные возрастные периоды

Интегративный курс включает в себя следующие разделы:

1) Технология формирования метапредметных умений детей 5–10 лет.

2) Технология формирования проектировочных умений дошкольников и младших школьников.

3) Развитие творческого потенциала дошкольников и младших школьников.

Приведем примеры некоторых компетентностных заданий, направленных на совершенствование профессиональной подготовки магистров дошкольного и начального образования.

Задание 1. Разработайте рекомендации по формированию проектировочных умений детей:

−педагогам ДОО;

−бакалаврам профилей «Дошкольное образование» и «Начальное образование»;

−педагогам начальной школы.

В рекомендациях пропишите педагогические (не менее 3, не более 5) и методические условия (не менее 3, не более 5), направленные на формирование проектировочных умений детей 5–10 лет.

Таблица 2

Шкала оценивания

В рекомендациях представлены педагогические и методические условия (по 5 условий).

Представленные рекомендации предназначены педагогам ДОО;

бакалаврам совмещенных профилей; учителям начальной школы.

Максимальное количество баллов — 30 б.

(15 б. — педагогические условия;

15 б. — методические условия)

В рекомендациях прописаны все педагогические и методические условия, но встречаются неточности в формулировке данных условий. В рекомендациях прописано менее трех условий.

За каждую неточность в формулировке указанных условий «-1» б.

Задание 2. Приведите примеры (2–3 задания) реализации перечисленных процедур в организации познавательной деятельности старших дошкольников и в учебной деятельности младших школьников на материале любого содержания. Ответ оформите в виде таблицы.

Примечание: В творческой деятельности выделяются следующие процедуры:

  1. Самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию.
  2. Видение новой проблемы в знакомой ситуации.
  3. Видение новой функции объектов.
  4. Осознание структуры объекта.
  5. Поиск альтернативы решения или способа решения.
  6. Комбинирование ранее известных способов решения проблемных задач в новый способ [3].

Таблица 3

Процедуры творческой деятельности

Примеры реализации творческой деятельности детей (творческие задания)

старший дошкольник

младший школьник

Самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию

1.

2.

3.

1.

2.

3.

и т. д.

1.

2.

3.

1.

2.

3.

Таблица 4

Шкала оценивания

Ответ оформлен в виде таблицы; рассмотрены 2–3 задания для старших дошкольников и младших школьников (на материале любого содержания); задания учитывают возрастные особенности старших дошкольников и младших школьников; задания соответствуют основным процедурам творческой деятельности детей 6–10 лет.

Максимальное количество баллов 18.

Примечание магистров

Комментарии преподавателя

Таким образом, совершенствованию подготовки магистров образования, формированию их профессиональной компетентности, способствует внедрение интегративных курсов.

Литература:

  1. Артемов А. К., Тихонова Н. Б. Основы методического мастерства учителя в обучении математике младших школьников: Учебное пособие для учителей и студентов факультета педагогики и методики начального образования. — Самара: Изд-во СГПУ, 1999. – 118 с.
  2. Борзенкова О. А. Совершенствование методико-математической компетентности магистров образования // Молодой ученый: Международный научный журнал. — № 13.3 (117.3) / 2016. — Спецвыпуск: материалы VIII Международной научной конференции «Научные проблемы образования третьего тысячелетия». – 2016. — С. 9–10.
  3. Борзенкова О. А., Федорова Т. В. Формирование методико-математических компетенций педагога-методиста дошкольного образования. // От проблем подготовки современного педагога к его профессиональной успешности. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной столетию вуза. – Самара: ПГСГА, 2011. — 256 с. — С. 165–173.
  4. Приказ Минобрнауки России от 21.11.2014 № 1505 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2014 № 35263). — КонсультантПлюс, www.consultant.ru
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
интегративный подход
интегративный курс
компетентностные задания
профессиональная подготовка
профессиональная компетентность
профессиональная компетентность магистров дошкольного и начального образования

Молодой учёный