Активные методы обучения, являются одним из наиболее перспективных путей совершенствования подготовки студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты.
Информационные технологии используются при преподавании многих дисциплин: Информатика, Информационные технологии в профессиональной деятельности, автоматизированное рабочее место бухгалтера, теория вероятностей и математическая статистика, Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету и др.
В свете перехода на двухуровневую систему образования при подготовке бакалавров по направлению 080100 Экономика необходимо изучение такой дисциплины как «Автоматизированное рабочее место бухгалтера». В процессе проведения лабораторных занятий по дисциплине «Автоматизированное рабочее место бухгалтера» применяются такие активные методы обучения, как метод контекстно-обучающих задач, деловая игра в компьютерной среде. Эти методы базируются на моделировании в учебной среде предметного контекста профессиональной деятельности [1].
Метод контекстно-обучающих задач основан на контролируемой самостоятельной работе студентов. По дисциплине «Автоматизированное рабочее место бухгалтера» преподавателями кафедры экономических и учетных дисциплин была разработана обучающая сквозная задача, в основу которой положен процесс обработки информации в области ведения бухгалтерского учета с использованием программы 1С. Решаемые на компьютере задачи достаточно протяженные по времени и отражают основные стороны профессиональной деятельности будущего экономиста.
Задачи состоят из ряда взаимосвязанных друг с другом заданий, которые включают выполнение некоторого количества типовых задач по образцу и задания для самостоятельной работы. В обучающем примере подробно приводиться порядок решения какой-либо профессиональной задачи с использованием программы 1С: Бухгалтерия. Студенту необходимо выполнить обучающий пример на компьютере, и только при необходимости обращаться к преподавателю за помощью. При выполнении данного примера студент получает необходимые сведения о деятельности виртуальной организации.
В заданиях для самостоятельной работы выделены отдельные разделы, которые охватывают все участки учетного процесса в коммерческой организации, что позволяет студенту изучить порядок формирования документов в разрезе отдельных тем дисциплины: «Учет денежных средств в кассе и на расчетных счетах», «Учет материально-производственных запасов», «Учет основных средств», «Учет оплаты труда», «Учет и реализации поступления товаров» и т. д.
Программа «1С:Предприятие 8» содержит основные формы первичных документов «Приходный кассовый ордер», «Расходный кассовый ордер», «Счет», «Платежное поручение», «Банковские выписки», «Авансовый отчет», «Приобретение товаров, работ, услуг» и т. д. Диалоговая форма заполнения документов и пошаговый ввод реквизитов позволяет понять их предназначение и ускоряет запоминание.
В конце каждого задания предлагается сформировать и проанализировать результативную учетную информацию и отчеты (кассовую книгу, книгу покупок, книгу продаж, анализ счета, оборотно-сальдовую ведомость, главную книгу, различные виды регламентированных отчетов и т. д.) и сравнить полученные результаты с контрольными данными, а если ответы не совпадают найти и исправить ошибки [2].
Деловая игра — наиболее сложный метод активного обучения, ее преимущество состоит в том, что, взяв на себя ту или иную роль, участники игры вступают во взаимоотношения друг с другом, причем интересы их могут не совпадать. Участники могут показать не только профессиональные знания и умения, но и общую эрудированность, такие черты характера, как решительность, оперативность, коммуникативность, инициативность, активность от которых нередко зависит ход игры.
Занятие, на котором проводится деловая игра, состоит из следующих частей:- инструктажа преподавателя о проведении игры (цель, содержание, конечный результат, указания к проведению, формирование игровых коллективов и распределение ролей);
- изучение участниками игры документации, определяющей ее содержание и ход (сценарий, правила игры, дидактические материалы к ней); распределение ролей внутри подгруппы;
- собственно игра (изучение ситуации, обсуждение и принятие решений, достижение поставленной цели, оформление материалов игры);
- публичной «защиты» предлагаемых решений на «техсовете», «производственном совещании», «заседании конфликтной комиссии» и т. п.;
- определение победителей игры;
- подведение итогов и анализа игры преподавателем (анализ и оценка достигнутых результатов, анализ действий и активности участников, ошибок, допущенных в игре, и их причины, выставление оценок).
Деловая игра «Бюджеты и процесс их становления» разработана для студентов направления подготовки 080100 Экономика.
В ходе проведения деловой игры решаются следующие задачи:
- выявление умения студентов сочетать полученные знания в разных областях — таких, как бухгалтерский учет, право и налогообложение, в частности умение составлять бюджеты и организовать процесс бюджетирования на предприятии;
- ознакомление с принципами «бюджетирования с нуля»;
- определение возможности использовать игровые элементы для выработки коллективного решения.
Деловая игра «Бюджеты и процесс их становления» развивает навыки составления финансовых планов предприятия. В ходе игры студентам необходимы знания по финансовому менеджменту, теории бухгалтерского учета, бухгалтерскому финансовому учету. Группа студентов делится на две команды — бюджетных комитета, каждый в свою очередь состоит из представителей различных подразделений организации. Команды получают задания, содержащие необходимые данные и параметры для разработки бюджета предприятия и комплекты документов для оформления расчетного баланса.
Для удобства период в каждой из предложенных форм бюджета уже будет заполнен и послужит подсказкой для дальнейшего самостоятельного решения. После этого студенты, следуя методическим указаниям, работают и составляют бюджеты на каждый квартал. Игровой результат — это показатели, по которым присуждается победа в игре, оценивается качество действий играющих [3].
В нашем примере проверяется следующее: насколько студенты знают основы бюджетирования затрат предприятия, знают ли они процедуру составления различных бюджетов (сводный бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, расчетный баланс; бюджет продаж, бюджет общепроизводственных расходов, бюджет административных и прочих косвенных расходов; вспомогательные бюджеты, бюджет капитальных вложений, кредитный план), умеют ли правильно делать расчеты, умеют ли пользоваться нормативными документами и т. д.
Если четко определены учебные задачи, игру легко анализировать, по ней легко выставлять оценки, учитывать результаты. Эффективность деловой игры обусловлена не только правильной постановкой учебных задач, но и ее игровой формой, которая привлекает студентов, создает у них интерес к выполнению задания, побуждает к активному применению знаний, вовлекает в коллективные взаимоотношения [4].
Литература:
1. Методические и технологические аспекты формирования профессиональных компетенций будущего экономиста-бухгалтера. — Режим доступа: http://www.1c.ru/rus/partners/training/edu/theses/?y=2014&s=81&t=2162
2. Ефремова, О. Н. О методах организации самостоятельной работы студентов / О. Н.Ефремова // Высшее образование в России. — 2011. — № 2. — С. 149–153.
3. Гонтаренко, Е. В. Деловая игра как активный метод обучения и форма текущего контроля самостоятельной работы студентов/ Е. В. Гонтаренко // Оренбургский государственный университет
4. Ширшов Е.В, Педагогические условия проектирования электронных учебно-методических комплексов: Монография / Е. В. Ширшов, О. В. Чурбанова.- Архангельск: Изд-во АГТУ, 2005.-307с.