Использование современных информационных технологий в образовательном процессе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

III международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2013)

Статья просмотрена: 2118 раз

Библиографическое описание:

Малышева, Т. В. Использование современных информационных технологий в образовательном процессе / Т. В. Малышева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 135-138. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3578/ (дата обращения: 16.12.2024).

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения по специальностям среднего профессионального образования (СПО) построен на овладении студентом профессиональных (ПК) и общих компетенций (ОК). Компетенции — это совокупность знаний, умений, навыков и личностных качеств студента. В частности, к ОК относят такие результаты обучения, как:

  • Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

  • Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

  • Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

  • Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

  • Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

  • Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

  • Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий;

  • Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

  • Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;

  • Обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности.

Компетенции реализуются благодаря изучению различных дисциплин, прохождению практик, участию в семинарах, конференциях, в ходе самостоятельной работы студента, при индивидуальной работе студента с преподавателями.

Новая методологическая основа требует внедрения в образовательный процесс новых педагогических и информационных технологий. Поставленным целям соответствуют такие новые педагогические технологии как обучение в сотрудничестве, метод проектов, игровые технологии и дифференцированный подход к обучению. Данные цели педагогических технологий можно реализовывать на базе современных информационных технологий. Современные информационные технологии основаны на использование современных компьютерных и сетевых средств. Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Современные информационные технологии предполагают использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Согласно ГОСТу электронный образовательный ресурс (ЭОР) — это образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них [1]. ЭОР можно разделить на несколько групп по принципам классификации:

  • По среде использование -Интернет- для «электронных досок»;

  • по назначению — электронные справочники и учебники, словари, лабораторные работы, тренажеры, контрольно-измерительные материалы и т. п.;

  • по среде реализации — мультимедиа-ресурсы, презентационные ресурсы, системы обучения.

ЭОР предполагают использование текстов с гиперссылками, графиков, таблиц, рисунков, аудио и видео фрагментов, причем каждый ЭОР должен содержать информационную часть, практическую часть и контролирующую часть. Современные ЭОР должны преподавателю предоставлять следующие педагогические инструменты:

  • Интерактивное обучение;

  • Мультимедийное представление материала;

  • Имитационное моделирование (моделинг);

  • Коммуникативность;

  • Производительность студента (пользователя).

Интерактивное обучение позволяет взаимодействовать студенту с электронным ресурсом. Интерактивность позволяет вводить активно-деятельную форму обучения. Мультимедиа ЭОР позволяет реалистично представлять объекты и процессы, что в свою очередь, повышает качество обучения. Моделинг — имитационное моделирование с использование аудио и видео фрагментов, реализует реакции, необходимые для изучаемых процессов. Коммуникативность — возможность непосредственного общения студентов и преподавателя, оперативный отклик на событие, удаленный контроль над процессом обучения. Производительность повышается за счет автоматизации многих операций в процессе обучения. ЭОР нового поколения реализуются как открытые образовательные модульные мультимедийные системы.

Опираясь на определение ЭОР можно выделить две составляющие ЭОР: содержательную и технологическую. Содержательная составляющая — это предметное содержание в форме образовательного контента и метаданные, представленные информацией о его структуре. Технологическая составляющая базируется на специально разработанном программном обеспечении, состоящем из определенного набора компьютерных оболочек. Программное обеспечение или программные оболочки управления обучением (LMS — Learning Management Systems) широко представлены различными компаниями на рынке образовательных услуг. Правильный выбор программной оболочки — это успешное внедрение информационной технологии в образовательный процесс [5,42]. Различные источников предлагают следующие показатели выбора:

  • Набор свойств и функций, удовлетворяющий потребностям учебного учреждения;

  • Стоимость приобретения, использования или разработки системы, т. е. полная стоимость владения системой;

  • Возможность работы с национальным алфавитом;

  • Производительность, платформа, требования к аппаратному и программному обеспечению сервера.


Таблица характеристик ПО ведущих коммерческих систем Blackboard и WebCT с открытой системой Moodle

Возможности

Blackboard

WebCT

Moodle

Загрузка и совместный доступ к документам

+

+

+

Создание курсов online в HTML-редакторе

-

+

+

Online дискуссии

+

+

+

Совместное обсуждение оценок

_

+

+

Online чат

+

+

+

Оценка студентами друг друга

_

_

+

Online опрос (проверка)

+

+

+

Online журнал оценок

+

+

+

Самооценка выполнения

_

_

+

Групповое управление студентами

+

+

+

Уроки с управляемыми маршрутами

+

+

+

Журнал студентов

_

_

+

Встроенный глоссарий с автоматическим связыванием записей

_

_

+


На сегодняшний день LMS Moodle [2;3,38] самая востребованная система, которая имеет большое количество пользователей благодаря своей открытости и более интенсивному росту возможностей.

Moodle — бесплатная модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда, предназначенная для использования в сети Internet. Последние версии СДО Moodle можно скачать с сайта мирового сообщества пользователей Moodle -http://www.moodle.org.

В системе определено несколько ролей, которые определяют права пользователей:

  • Администратор — имеет все права;

  • Создатель курсов — прав на регистрацию, редактирование курсов, назначение преподавателей;

  • Преподаватель — имеет права редактировать свои курсы, назначать студентов и ассистентов;

  • Ассистент — имеет права просматривать результаты деятельности студентов;

  • Студент — имеет право работать в доступном курсе и участвовать в форумах и чатах;

  • Гость может только ознакомиться с категориями курсов.

Moodle позволяет организовать обучение в процессе совместного решения учебных задач, осуществлять взаимообмен знаниями. Система поддерживает обмен файлами любых форматов — как между преподавателем и студентом, так и между самими студентами.

Важной особенностью Moodle является то, что система создает и хранит портфолио каждого обучающегося: все сданные им работы, все оценки и комментарии преподавателя к работам, все сообщения в форуме. Преподаватель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной ведомости. Moodle позволяет контролировать “посещаемость”, активность студентов, время их учебной работы в сети. Для использования Moodle достаточно иметь любой веб-браузер, что делает использование этой учебной среды удобной как для преподавателя, так и для обучаемых. Для создания курсов в Moodle можно использовать набор элементов курса, таких как ресурс, задание, форум, глоссарий, тест и т. д. Назначение элементов:

  • Ресурс — это любой материал для самостоятельного изучения или обсуждения: текст, иллюстрация, веб-страница, аудио или видео файл. Для создания веб-страниц в систему встроен визуальный редактор, включающие элементы форматирования, иллюстрации, таблицы.

  • Задание — это создание и загрузка на сервер файла любого формата или создание текста непосредственно в системе Moodle студентом. Преподаватель может оперативно проверить сданные учеником файлы или тексты и отреагировать (прокомментировать, предложить доработать).

  • Форум удобен для обсуждения проблем, для проведения консультаций. Сообщения из форума могут автоматически рассылаться ученикам по электронной почте.

  • Глоссарий позволяет организовать работу с терминами. Термины, занесенные в глоссарий, подсвечиваются во всех материалах курса и являются гиперссылками на соответствующие статьи глоссария.

  • Чат позволяет организовать учебное обсуждение проблем в режиме реального времени. Сервисы «Обмен сообщениями», «Комментарий» предназначены для индивидуальной коммуникации преподавателя и студента: рецензирования работ, обсуждения индивидуальных учебных проблем.

Преподаватель может разрабатывать тесты с использованием вопросов различных категорий (множественный выбор, короткий ответ, числовой, верно/неверно, на соответствие, случайный вопрос на соответствие, вложенные ответы, эссе, вычисляемый, описание). Вопросы тестов сохраняются в базе данных и могут повторно использоваться в одном или разных курсах. На прохождение теста может быть дано несколько попыток, можно установить лимит времени на работу с тестом. Преподаватель может оценить результаты работы с тестом, просто показать правильные ответы на вопросы теста.

В СПб ТКУ и К (Санкт-петербургский технический колледж управления и коммерции) успешно внедряется в образовательный процесс среда Moodle, с помощью которой было разработано несколько УМК по разным дисциплинам. Например, в УМК по дисциплине «Технология разработки программных продуктов» были спроектированы узлы: «Сведения о курсе», «Теоретический материал», «Практикум», «Контроль знаний», «Методические пособия», «Словарь», «Рекомендованная литература», узел коммуникации.

Таблица использования средств системы Moodle для информационного наполнения узлов учебного курса

Узел электронного учебного курса

Средства системы электронного обучения

Сведения о курсе

Веб-страница

Теоретический материал

Лекции, видео, текстовые и веб-страницы

Практикум

Задания с ответом в виде файлов

Контроль знаний

Тесты

Словарь

Глоссарий

Рекомендованная литература

Веб-страница

Узел коммуникации

Пояснение, форум, чат, электронная почта

Методические пособия

текстовые и страницы


Лекция обычно включает несколько страниц, каждая из которых в конце содержит вопрос и предполагает разное продолжение изучения материала (повторение или продолжение). Лекции содержат иллюстрации и гиперссылки на дополнительный материал. В частности, после лекций перед выполнением очередной лабораторной работы приводится задание, вид работающего приложения (видео), порядок выполнения. Тесты и лабораторные работы завершают изучение соответствующих тем. Тесты включают вопросы разных типов, которые позволяют проверить знания, умение, понимание студентами пройденных тем. Задания позволяют студентам отправить преподавателю свои работы в виде файлов. В дополнение к лекциям курс содержит методические пособия по выполнению и оформлению курсового проекта. Использовать электронный курс удобно, если ученик по каким-то причинам не может посещать учебное заведение: длительная болезнь, частые поездки на соревнования, учащиеся с особыми потребностями, другие причины.

Применение современных информационных технологий позволяет:

  1. построить открытую систему образования;

  2. изменить организацию процесса обучения студентов;

  3. рационально организовать познавательную и практическую деятельность студентов для овладения ими профессиональных и общих компетенций;

  4. повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности и к самостоятельности и активности в выборе методов решения стоящих перед ними задач;

  5. использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса.


Литература:

  1. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. ГОСТ Р 52653, ГОСТ Р 52656, ГОСТ Р 526567. Введ. 2008–07–01. М.:Стандартинформ, 2007. 21 с.

  2. Единая среда доступа образовательных учреждений к сервисам систем электронного и дистанционного обучения. Горохова Ю. А. Структура электронного учебного курса в сдо moodle (http://www.smartlearn.ru/site-admin/posts/548-struktura-elektronnogo-uchebnogo-kursa-v-sdo-moodle).

  3. Вахтина Е. А., Вострухин А. В. Образовательный ресурс как средство актуализации содержания обучения // Профессиональное образование. Столица. — 2011. –№ 6. — С. 37–39.

  4. Дерябина Г. И. Создание электронных учебных курсов.– Самара: Универс-групп, 2006. — 32 с.

  5. Андреев А. А. Открытые образовательные ресурсы // Высшее образование в России. — 2008. — № 9. — С. 114–116. Андреев, А. А. Роль и проблемы преподавателя в среде e-Learning // Высшее образование в России. — 2010. — № 9–10. — С. 41–44.


Основные термины (генерируются автоматически): LMS, преподаватель, система, студент, тест, имитационное моделирование, интерактивное обучение, информационная технология, образовательный процесс, предметное содержание.