Сравнительный анализ дистанционных обучающих систем при изучении дисциплин гуманитарной и технической направленности | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование взрослых и самообразование

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (3) июнь 2015 г.

Дата публикации: 08.05.2015

Статья просмотрена: 799 раз

Библиографическое описание:

Берлёв, С. В. Сравнительный анализ дистанционных обучающих систем при изучении дисциплин гуманитарной и технической направленности / С. В. Берлёв. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 3 (3). — С. 53-55. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/9/148/ (дата обращения: 16.11.2024).

В современных условиях развитие телекоммуникационных систем и глобализация в сфере образования привели к широкому распространению дистанционного обучения в высших учебных заведениях. В этот процесс в определенной степени вовлечены практически все российские вузы.

Под дистанционным обучением понимаются все формы образовательной активности, которые осуществляются без личного контакта учителя и ученика [1]. Такой подход к образованию имеет ряд достоинств. Во-первых, это практически неограниченная масштабность. Например, курс лекций, записанный на видео и переданный через интернет, может прослушать любое количество желающих. Во-вторых, обучаемые имеют возможность выбирать из множества виртуальных учителей наиболее интересных и компетентных. В-третьих, для студентов, обучающихся на коммерческой основе, дистанционное обучение выгодно в силу своей дешевизны и гибкости. В-четвертых, имеются дополнительные возможности для получения образования людям, которые не могут получить традиционное образование из-за удаленности от крупных образовательных центров, болезни, специфики работы.

Важную роль дистанционное обучение играет в процессе глобализации образования. Сейчас ведущие учебные заведения мира разворачивают у себя системы дистанционного обучения (СДО), чтобы получить образование у них мог любой желающий вне зависимости от гражданства и местонахождения.

В вузах России в настоящее время ведется активное внедрение дистанционного обучения в учебный процесс заочного образования и повышения квалификации сотрудников.

Эффективность дистанционного обучения во многом определяется качеством применяемой интегрированной среды обучения. Создание же высокоэффективной среды, ориентированной на повседневную работу удаленных друг от друга конкретного преподавателя и конкретных студентов, является непростой задачей, требующей решения проблем дидактического характера, тщательного обдумывания и выполнения достаточно большого объема работ.

Интегрированная среда дистанционного обучения в современных условиях использует следующие технологии:

Неинтерактивные (печатные материалы, аудио, видеоносители);

Использование средств компьютерного обучения (компьютерные тесты, электронные учебники, контрольные задания, новейшие средства мультимедиа);

Видеоконференции и телеэссе — средства телекоммуникации по видеоканалам, аудиоканалам, компьютерным сетям;

Теленаставничество (система тьюторства).

Активизация творческой инициативы обучаемых.

Передачу необходимого учебного материала позволяют осуществлять и такие компьютерные системы как GOPHER, WWW, VERONIKA в режиме ON­LINE из научно-педагогических центров.

Одна из широко используемых систем дистанционных образовательных технологий реализуется на базе системы поддержки открытого образования, дистанционного обучения, сертификации, тестирования и аттестации STELLUS.

STELLUS — это многофункциональный, построенный на web-технологии, модульный комплекс программного обеспечения для поддержки открытого образования, размещенный в сети Internet.

Этот программный комплекс позволяет управлять учебным процессом, планировать учебную нагрузку, обеспечивает процедуры сдачи тестов и экзаменов. Он позволяет быстро и недорого разрабатывать учебные курсы.

Учащиеся могут учиться и сдавать экзамены, используя стандартный web-браузер. Использование встроенных средств общения между студентом и преподавателем делает процесс обучения привычным. Все события в рамках процесса обучения фиксируются для дальнейшего использования. На основе этих данных STELLUS автоматически создает отчетные документы.

Структура учебного процесса в среде STELLUS представлена следующим образом: Профили (соответствуют учебному курсу, состоят из юнитов); Юниты (соотнесены с какими-либо временными отчетными периодами, например, семестрами; состоят из модулей); Модули (состоят из учебных материалов).

Комплекс программ STELLUS и аппаратно-программный комплекс на базе видеотерминалов Stel PG/GV в качестве набора инструментальных средств позволяют легко реализовывать технологии интенсивного обучения по дистанционной форме, а также применять разновидности обучения: оперативный контроль знаний и навыков персонала, профессиональные тренинги и деловые игры, системы управления корпоративными знаниями.

Системы видеоконференцсвязи на базе видеотерминалов Stel PG/GV обеспечивают «эффект присутствия». Это особенно важно для преподавания ряда дисциплин, где необходимо создавать обстановку естественного и непосредственного контакта участников учебного процесса. Использование видеоконференцсвязи позволяет квалифицированным преподавателям проводить собеседования, экзамены и тесты, не покидая своего рабочего места [2].

Гармоничное сочетание web-технологии и систем видеоконференцсвязи позволяет в кратчайшие сроки реализовывать эффективное обучение персонала, проводить сертификацию и аттестацию кадров.

В целом система STELLUS как комплекс программного обеспечения для поддержки дистанционного образования достаточно хорошо адаптирована для изучения дисциплин гуманитарной направленности.

Среди всего спектра СДО можно особо выделить систему MOODLE, которая по уровню предоставляемых возможностей не уступает известным коммерческим СДО. MOODLE (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) — это модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда. Данная система распространяется бесплатно в открытом исходном коде, позволяет осуществлять взаимообмен знаниями и организовать обучение в процессе совместного решения учебных задач. В системе MOODLE создаются курсы и web-сайты, базирующиеся в Internet. Этот программный продукт поддерживает обмен файлами любых форматов и может использоваться для управления обучением. Система MOODLE ориентирована на организацию взаимодействия между преподавателем и учащимися и подходит для поддержки очного и заочного обучения. Система предоставляет широкий набор функций для создания дистанционного курса, в который входят: глоссарий, ресурс, задание, форум, wiki, урок, тест и др. При организации учебного материала в среде MOODLE реализуется модульный подход. Информация разбивается на определенные блоки или дидактические единицы, включающие теоретический материал, практические задания, задания для самостоятельной подготовки, материалы для подготовки к лабораторным работам, пояснения и дополнительные сведения по дисциплине.

Преподаватель размещает методические материалы, используя модуль ресурс, причем это может быть текстовая, графическая, звуковая или видео информация. Система позволяет организовать пошаговое изучение учебного материала и проконтролировать качество его усвоения. По каждому блоку преподаватель определяет контрольные вопросы или задания для самоконтроля и рубежного контроля [3].

Рубежный контроль в MOODLE выполняется в автоматическом режиме. Для этого в ней используется модуль тест, который позволяет автоматизировать контроль знаний учащихся преподавателем и осуществлять самоконтроль знаний студентами. Система предоставляет возможность разрабатывать тесты с использованием вопросов различных типов:

-        в закрытой форме (множественный выбор) — может быть один или несколько правильных ответов;

-        верно/неверно (альтернативный ответ) — вопрос типа да/нет;

-        короткий ответ — предполагает ввод текста с клавиатуры;

-        числовой ответ — предполагает ввод числа с клавиатуры;

-        вычисляемый ответ — позволяет создавать простые математические выражения со случайными данными;

-        соответствие — вопрос на сопоставление двух наборов данных;

-        вложенные ответы — в тексте вопроса допускаются пропуски слов, которые обучаемый или вводит с клавиатуры, или выбирает из списка;

-        случайный вопрос на соответствие — создается на основе набора вопросов типа «короткий ответ» и др.

Для целей рубежного контроля в MOODLE можно выбирать не только тестирование, но и выполнение индивидуальных или групповых заданий. Для этого в системе есть модуль задание и встроенный визуальный редактор. В этом модуле преподаватель формулирует задание, например, для написания программы, для разработки схемы электрической принципиальной конкретного радиоэлектронного устройства и т. п. Ответ на задание студент представляет в виде файла. Можно определить количество попыток для ответа, указать максимальную оценку за задание, последний срок сдачи. MOODLE создает и хранит портфолио каждого обучающегося: все сданные им работы, все оценки и комментарии преподавателя к работам, все сообщения. Обучаемые в системе могут промоделировать ситуации итоговой аттестации по конкретной дисциплине и лучше подготовиться к экзаменам и зачетам. Система, настроенная преподавателем, по результатам контроля переводит обучаемого на следующий уровень изучения материала или возвращает к предыдущему.

Применение автоматизированных обучающих систем (АОС), позволяющих реализовать индивидуальные методы обучения, является одним из наиболее эффективных способов повышения качества подготовки специалистов. Наиболее актуальна задача использования АОС для преподавания курсов гуманитарного цикла, т. к. эти дисциплины отличаются постоянным увеличением объема учебного материала и его модификацией, связанной с изменениями, происходящими в государственной системе и обществе.

В случае преподавания технических дисциплин можно отметить недостаток, присущий вообще дистанционному обучению: отсутствие возможности практического использования реальных технических средств (приборов, макетов, учебного оборудования и т. п.) при проведении практических и лабораторных занятий, а также учебных практик. Для таких занятий возможно применение только имитационных программных средств, что формирует у обучаемых поверхностное представление о работе технических устройств, затрудняет выработку практических навыков обращения с приборами и оборудованием. Кроме того, создание имитационных обучающих программ является самостоятельной и не всегда простой задачей.  

Существенным недостатком является также сложность идентификации студента — проверить, кто сдаёт экзамен, обычно невозможно. Поэтому, очная сессия, позволяющая компенсировать этот недостаток, становится одной из составляющих системы дистанционного обучения.

 

Литература:

 

1.      Ю. В. Малинин Информационные технологии и будущее образования в России //Федеральный справочник. «Связь и массовые коммуникации в России». 2010.- Том № 8.- C. 86–94

2.      Stellus — система поддержки открытого образования [Электронный ресурс] / «Стэл — Компьютерные Системы». — Москва, 2015. — Режим доступа: http://stellus.vzfei.ru/System/Content.asp (дата обращения 1.04.2015).

3.      Андреева А. В. Практика электронного обучения с использованием MOODLE / А. В. Андреева, СВ. Андреева, И. Б. Доценко. — Таганрог: Изд. ТТИЮФУ. 2008. — С. 56–58.

Основные термины (генерируются автоматически): MOODLE, STELLUS, дистанционное обучение, система, учебный процесс, задание, преподаватель, рубежный контроль, учебный материал, программное обеспечение.

Похожие статьи

Теоретическая модель формирования социальных компетенций у учащихся учреждений начального профессионального образования

Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания психологических дисциплин в педагогическом вузе

Аналитический обзор развития робототехники, оценка возможности применения для робототехнического зрения ПЗС-матриц

Применение проблемного обучения при формировании знаний по экологической безопасности в курсе ОБЖ

Дифференциация и индивидуализация обучения на уроках математики как факторы формирования социального здоровья учащихся

Использование технологий цифровой дидактики в военно-профессиональной ориентации обучающихся довузовских образовательных организаций МО РФ

Использование продукционных баз знаний при разработке системы мотивации профессорско-преподавательского состава

Применение компьютерных и программных средств обучения в процессе подготовки кадров по химико-технологическим специальностям

Теоретические предпосылки формирования компетенций студентов технического вуза при обучении иноязычной культуре

Сравнительный анализ методик приоритезации экологических аспектов при создании СЭМ (системы экологического менеджмента)

Похожие статьи

Теоретическая модель формирования социальных компетенций у учащихся учреждений начального профессионального образования

Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания психологических дисциплин в педагогическом вузе

Аналитический обзор развития робототехники, оценка возможности применения для робототехнического зрения ПЗС-матриц

Применение проблемного обучения при формировании знаний по экологической безопасности в курсе ОБЖ

Дифференциация и индивидуализация обучения на уроках математики как факторы формирования социального здоровья учащихся

Использование технологий цифровой дидактики в военно-профессиональной ориентации обучающихся довузовских образовательных организаций МО РФ

Использование продукционных баз знаний при разработке системы мотивации профессорско-преподавательского состава

Применение компьютерных и программных средств обучения в процессе подготовки кадров по химико-технологическим специальностям

Теоретические предпосылки формирования компетенций студентов технического вуза при обучении иноязычной культуре

Сравнительный анализ методик приоритезации экологических аспектов при создании СЭМ (системы экологического менеджмента)

Задать вопрос